Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты.




Философия, с лицом, полным достоинства, медленно и приятно пропела эти стихи, а я, еще не вполне утешившись от скорби, глубоко проникшей в душу, прервал ее, когда она вознамерилась произнести нечто подготовленное ранее. Я воскликнул: О провозвестница истинного света, речи, которые ты произносила, убеждая меня, твои божественные рассуждения и доказательства невозможно опровергнуть. И хотя они ранее были забыты мною, однако я не могу сказать, что суть их была мне совсем неизвестна в прежние времена. Истинная и величайшая причина моей печали заключена в том, что я не понимаю, как может вообще существовать или избегать наказания зло, если благо — повелитель всего сущего. Подумай только, ведь это достойно удивления! Но с этим сопряжено нечто большее — ибо когда процветает и правит подлость, добродетель не только лишается наград, но, поверженная, она попирается ногами порочных [людей] и принимает на себя наказания, причитающиеся преступникам. И это происходит в царстве всеведущего, всемогущего, притом желающего исключительно блага Бога! Нет человека, который мог бы не удивляться и не жаловаться, видя это.— На мои слова она ответила: Было бы бесконечной глупостью и великим преступлением полагать, что в содержавшемся в столь строгом порядке доме, руководимом [Богом] как отцом семейства, хранили дешевые сосуды, а дорогими пренебрегали. Так не бывает. И если мои предыдущие заключения не были неверными. То от самого творца, о царстве которого мы теперь говорим, ты узнаешь, что добрые всегда могучи, а дурные — всегда отвержены и слабы. Порок никогда не остается без наказания, а добродетель — без вознаграждения. Добрые всегда обретают счастье, а злые — несчастье…

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты.

М., 1990. С. 250 – 251.

Тест

1. Характерной чертой средневековой философии является:

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) скептицизм.

2. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

а) Бога;

б) человека;

в) природы;

г) космоса.

3. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

а) богословию;

б) науке;

в) психологии;

г) этике.

4. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

а) Креационизм;

б) Диалектика;

в) Дуализм;

г) Монотеизм.

5. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

а) апологетика;

б) патристика;

в) схоластика;

г) экзегетика.

6. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

а) Возрождение;

б) Новое время;

в) Средние века;

г) Просвещение.

7.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохиВозрождения является:

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) провиденциализм;

г) скептицизм.

8. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

а) человек;

б) Бог;

в) природа;

г) космос.

9. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

а) индивидуализм;

б) коллективизм;

в) иррационализм;

г) теоцентризм.

10. Представитель философии эпохи Возрождения:

а) Т.Гоббс;

б) Дж.Бруно;

в) Анаксимандр;

г) Аристотель.

 

Литература

1. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. М.: Юнити-Дана, 2012. - 455 с. Кн. 2.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

4. История философии / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. М., 2005.

5. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Минск, 2001.

Электронные информационные ресурсы

 

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

5. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

       http://filosofia.ru - Сайт современных научных статей по философии

 

 

Глава 5. Немецкая классическая философия

5.1 Немецкая классическая философия и ее характерные черты.

5.2 Традиции и новаторство в немецкой классической философии.

5.3 Представители немецкой классической философии и их учения.

5.4 Философия марксизма.

5.5 Заключение.

Немецкая классическая философия и ее характерные черты

    Хронологические рамки немецкой классической философии охватывают период конца XVIII — начала XIX вв.

Для немецкой классической философии характерны систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике.

Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

· сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

·  вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии;

· общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;

· концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах. Осмысление человеческой жизнедеятельности шло в разных фoрмах и разными путями, нo прoблема была пoставлена всеми представителями даннoгo направления филoсoфскoй мысли.

· исследoвалась не тoлькo челoвеческая истoрия, нo и челoвеческая сущнoсть.

В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

Немецкая классическая философия опиралась в своих идеях на достижения и идеи философов развитых стран Западной Европы (Англия, Франция), а также на идеи немцев: Николая Кузанского и Лейбница.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...