Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»




а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.

 

Литература

1. История философии / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. М., 2005.

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.- 544с.

4. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М.: Наука, 1977. — 298 с.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб, 1994.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изло­жении. М. М.: ЧеРо, 1998. — 192 с.

Электронные информационные ресурсы

 

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

5. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

       http://filosofia.ru - Сайт современных научных статей по философии

Глава 4. Философия Средних веков

4.1 Общая характеристика средневековой философии.

4.2 Апологетика в философии средневековой философии.

4.3 Патристика и схоластика.

4.4 Особенности философии эпохи Возрождения.

4.5 Основные направления эпохи Возрождения.

Общая характеристика средневековой философии

Средневековая философия хронологически охватывает период с  по V-ХV вв. Однако, поскольку основной идеологией западного Средневековья является христианство, появившееся в 1 в. н.э., то начальный период средневековой философии отодвигается на первые столетия н.э. Окончание же Средневековья связано с Ренессансом (условно ХV в.). Таким образом, можно выделить три основных этапа средневековой философии:

1. Апологетика (I – III вв. н.э.)

2. Патристика (I – VI вв.)

3. Схоластика (IХ – ХV вв.)

Характерными чертами средневековой философии являются:

1. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.

2. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

3. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

4. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

5. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.

6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек.

7. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божьего".

8. Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов.

9. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.

10. Истолкование природы универсалий (общих философских понятий).

 

Апологетика в философии средневековой философии

Обобщённая характеристика данного этапа – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви. 

В переводе с греческого языка «apologia» означает «защиту». Апологетика - это защита раннего христианства от язычества. Самым известным апологетом был Юстиниан Мученик.

Защита христианских общин и отстаивание права на исповедование новой религии – вот первоочередные задачи, которые ставила перед собой апологетика. Это выражалось в написании трудов, которые были адресованы в первую очередь представителям власти – императорам и наместникам. В своих сочинениях апологеты пытались убедить правителей в лояльности поклонников своей новой религии.

В целом стоит отметить, апологеты относились к философии скорее с опасением и некой враждой. Господствующую языческую философию они противопоставляли Божьей мудрости. В то же время апологеты не исключали возможности, что некоторые язычники «просветлялись» именно благодаря философии и переходили к христианству. Многие исследователи считают, что апологеты по сути своей и не были философами как таковыми. Они, скорее, риторы. Дискутируя с образованными и подкованными язычниками, они поднимали вопрос о Христе с целью доказать, что все хорошее и разумное в язычестве было не чем иным, как проявлением Христа-логоса.

Труды ранних апологетов начали появляться еще со второго века. Среди самых известных апологетов – Юстин Мученик, Аристид, Татиан Ассирийский, Афинагор, Квинт Тертуллиан и другие богословы-философы.

 

Патристика и схоластика

Патристика (лат. pater − отец) −произведения отцов церкви. Первоначально "отцом церкви" именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия, с точки зрения отцов церкви, тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина −это истина Откровения.

Наиболее знамениты в греческой патристике Каппадокийцы (по названию области в Малой Азии, где они все жили): Василий Кесарийский(Великий), его младший брат Григорий Нисскийи его друг Григорий Назианзин(Богослов). Эти поистине великие христианские мыслители. В трудах каппадокийцев христианство предстает законной преемницей античной философии, как некоторая попытка ее самопреодоления. Основной заслугой каппадокийцев считается решение тринитарной проблемы – проблемы соотношения трех лиц Бога.

Одним из наиболее влиятельных и ярких представителей западноевропейской патристики в её зрелый период был Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.). Он написал многочисленные богословские и философские труды, среди которых выделяются «Исповедь» и главный труд его жизни «О граде Божьем».

Формула его мировоззрения – в стремлении человека обрести Бога, вернуться к Богу, через Богопознание, через любовь, благодать и веру; в утверждении примата веры над знанием. И если говорить о своеобразии и неповторимости учения Августина, о его значении для европейской культуры, то оно состоит в открытии уникальной, неповторимой человеческой личности! «Изумление человека перед самим собой» – первейший принцип его философствования.

Одним из основных вопросов патристики была проблема соотношения веры и знания, религии и философии. Понятно, что знание − это принятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, то есть - опосредованно и по необходимости, в то время как вера − это принятие чего-либо помимо всяких обоснований и доказательств, то есть − непосредственно и свободно. Верить и знать − совершенно разные вещи. Религия опирается на веру, философия − на знание, и поэтому разница между ними также очевидна. Поскольку Средние века − это эпоха безусловного идейного господства в Европе христианства, проблема заключалась в возможности применения философского знания к религиозной вере. Ни о каком приоритете философии не могло быть и речи, так как главенство религии было самим собой разумеющимся. Поэтому следовало всего лишь выяснить − может ли быть философия хоть в какой-то степени совместима с религией и поэтому следует ее оставить, сделав подпоркой веры, "служанкой богословия" или же, напротив, необходимо отбросить вовсе любое философствование, как занятие вредное и богопротивное.

Схоластика начинается в XI – XIV, XVвв. Само слово происходит от (schola) — школа. Она является системой религиозной философии, которую отличает особый предмет исследования: постижение бога и мира, а также уверенность в возможности рационального постижения веры.

Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые, дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. И патристику, и схоластику объединяют следующие принципы:

· Теоцентризм – бог источник всякого бытия, блага и красоты, Бог высшая реальность, бытие.

· Креационизм – творение Богом мира из ничего. Этот принцип раскрывает трансцендентность божественной реальности.

· Провиденционализм – принцип божественного промысла, бог постоянно руководит миром, это его работа, все в мире совершается по его воле.

В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

1) ранняя схоластика (IX –XII вв.)

2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в/)

3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.)

Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий» (общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Суть проблемы сводилась к главному вопросу: Существуют ли они объективно или это только «имена» вещей?

При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:

· реализм - универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С. Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский);

· номинализм - универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам).

Ранняя схоластика (IX-XII вв.) находилась под влиянием философских концепций Платона и неоплатонизма. В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др.

В этот период в схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума.

Так Ансельм Кентерберийский ставил веру выше разума, считая ее основой рационального познания: «верую, чтобы понимать».Прямо противоположную точку зрения отстаивал Пьер Абеляр, которого считают наиболее значительным представителем ранней схоластики. В работе «Да и нет» он писал: «Вера, не просветленная разумом, недостойна человека», отсюда вытекал принцип «понимаю, чтобы верить».Опираясь на этот принцип, Абеляр разработал «схоластическую диалектику» - выявление противоречий в текстах Священного Писания, но, как он отмечал, не с целью подрыва их авторитета, а для их «очищения».

Зрелая(«высокая») схоластикаXIII века возникла в связи с дальнейшим развитием городской средневековой культуры, возникновением университетов, которые стали основными центрами преподавания наук и философии (особенно Парижский и Оксфордский университеты). В этот период в схоластике происходит постепенное вытеснение платонизма и неоплатонизма философским учением Аристотеля.

   Фома Аквинский (лат. имя – Thomas Aquinas) - крупнейший представитель «высокой» схоластики. Он написал более шестидесяти трудов, наиболее значительными из которых являются работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников» (известна также под названием «Сумма философии») и неоконченная работа «Сумма теологии». Фома Аквинский стал единственным в христианстве мыслителем, причисленным к лику святых (1323г.) исключительно только за свои философско-теологические сочинения.

Фома Аквинский, стремясь обойти церковное «вето» на идею двойственной истины и отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и разума». В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Предметом теологии являются «истины откровения», предметом философии – «истины разума». Основная задача теологии – изложение основанных на вере «истин откровения»; задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму. Следовательно, хотя вера и разум принципиально различны, они образуют «гармоническое единство», ибо служат одной конечной цели: постижению Бога.

Поздняя схоластикаXIХ в. характеризуется как период начала кризиса схоластической философии, который был обусловлен целым рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний, секуляризацией духовной жизни вследствие падения политического могущества и идеологического влияния церкви и т.п.

Наиболее значительным философом этого периода был Уильям Оккам (1300 – 1350гг.), которого иногда называют «завершителем и разрушителем схоластики». Оккам был студентом, а затем преподавателем Оксфордского университета, по обвинению в ереси провел четыре года в тюрьме, затем бежал в Мюнхен, где и написал большинство своих работ.

В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря методологическому принципу, получившему со временем название «бритва Оккама»: «сущности не должны умножаться без необходимости».

Учение У. Оккама (оккамизм) оказало влияние на последующее развитие философии и науки. Оккамизм получил значительное распространение в европейских университетах (особенно в Парижском, профессором и ректором которого был последователь Оккама, номиналист Жан Буридан), где его представители боролись на автономию науки, отделение философии от теологии. Фактически начало разграничения научно-философского и теологического знания было первым шагом к становлению научного мировоззрения в европейской культуре.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...