Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание и значение финансового контроля ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный и т.д. Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. Финансовый контроль включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль осуществляется в денежной форме. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Посредством финансового контроля проверяются: Ø соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; Ø составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); Ø финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; Ø правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др. Задачифинансового контроля: • содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства; • обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды; • выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов; • способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета; • обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам; • помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям. Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов,осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский). Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.). Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансовая деятельность данных организаций. Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреждений, организаций. По сфере финансовой деятельностиразличают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой. По формами в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на: наблюдение, проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по ряду признаков. Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государственных и негосударственных органов управления. В Республике Беларусь на высшем уровне управления государственный финансовый контрольосуществляют органы государственной власти и управления: Президент, парламент, правительство страны. В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики. Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. И в Беларуси контроль со стороны правительства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государственного управления. Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству. Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он организует и осуществляет валютный контроль; производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др. В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др. Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы). Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций — обычно финансовые и планово-финансовые отделы, бухгалтерии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |