Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1.1 Сущность и функции финансовСтр 1 из 9Следующая ⇒
Исторические условия возникновения финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Финансы в системе производственных отношений. Общие признаки финансов, отличающие их от других экономических категорий. Основные функции финансов, сфера их проявления, развитие в условиях рынка. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями. 1.1.1 Понятие и объективная необходимость существования финансов 1.1.2. Функции финансов, их содержание 1.1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования 1.1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.
1.1. Понятие и объективная необходимость существования финансов Наука о финансах — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства. Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, характеризующихся развитием товарно-денежных отношений и расширением функций государства. Финансы историческая категория, присущая почти каждой общественной формации. Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт исторически является объектом финансовых отношений. Прибавочный продукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства. Историческими условиями возникновения финансов являются: 1) товарное производство; 2) опосредование товарного производства денежными отношениями; 3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли. Выделяют период возникновения финансовых отношений вообще и момент появления государственных финансов. Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. Возникновение государственных финансов следует рассматривать как этап перераспределительного процесса с участием уже созданного в общественном производстве прибавочного продукта. С появлением государства возникли такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства формировались группы более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кредит. Практическая реализация условий возникновения финансов наиболее полно просматривается в совокупности производственных отношений. Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Для определения природы и места финансов в совокупности производственных отношений рассмотрим более подробно стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП). Стоимость созданного ВВП определяют по формуле ВВП = С + V+ М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход. Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы (денежная оценка), использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования. Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, денежные отношения не являются финансовыми. Только их отрыв от этого двуединого движения и проявление в новом качестве — чистом доходе хозяйствующих субъектов, а также последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми являются денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. Финансовыми являются не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству, а также на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве приобретают относительную самостоятельность. В современной экономической мысли выделяют общие признаки, определяющие сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений.К нимотносятся: • наличие товарно-денежных отношений; • абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов; • существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства; • наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства; • относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества; • связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений; • денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии сих объективными потребностями; • обслуживание (главным образом) процесса расширенного воспроизводства посредством распределения и перераспределения чистого дохода и направление его на расширенное воспроизводство материальных благ и рабочей силы в процессе их кругооборота. С учетом изученных особенностей, определения места в воспроизводственном процессе и общих признаков, представители белорусской научной экономической мысли дают следующие определения сущности финансов: 1. Финансы— это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей. 2. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами. К финансовым отношениямотносятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода: • денежные отношения предприятий и хозяйственных организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле-продаже товаров и услуг; • денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в госбюджет в различных формах и с финансированием из госбюджета, а также денежные отношения по поводу формирования и использования внебюджетных и страховых фондов; • денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, основным источником которого является чистый доход; • денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов (если значительная часть выручки обеспечивает кругооборот фондов, то чистый доход предприятия в силу его разделения и обособленности от материально-вещественного обеспечения является относительно постоянным кредитным ресурсом банковской системы); • денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением чистого дохода на расширенное воспроизводство всех элементов валового внутреннего продукта (С + V); • денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами, связанные с созданием совместных денежных фондов, и др. На разных этапах исторического развития место и роль финансов в экономике государства трансформировалась. В современное время финансы приобрели качественно новые характеристики. Усилилась необходимость реализации экономической функции финансов, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры.
1.2. Функции финансов, их содержание В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения не только относительно сущности финансов, но и выполняемых ими функций. Авторами выделяются следующие функции: распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая, аккумуляция или формирование денежных фондов (доходов), распределение денежных доходов, использование денежных фондов, контрольная функция. Мы придерживаемся той точки зрения, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Так как процесс распределения включает в себя формирование фондов (доходов), их распределение и использование с одновременным выполнением стимулирующей функции (через установление пропорций распределения и использования). Сущность финансов, как неоднократно отмечалось ранее, проявляется через распределение и перераспределение части ВВП — чистого дохода. Он является источником процесса расширенного воспроизводства. Распределительный характер чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда израсходованных средств производства (основных и оборотных фондов), на восполнение израсходованной рабочей силы, обеспечивая этим элементам расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и распределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя его, т.е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непосредственными объектами финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс расширенного воспроизводства невозможен. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта. Благодаря ей создаются условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи. Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов и одновременно — их расширенное воспроизводство; через чистый доход происходит обслуживание данного процесса. Одновременно чистый доход как основной объект финансовых отношений является главным источником формирования централизованных фондов. Государство в соответствии со своей финансовой политикой распределяет денежные фонды (финансовые ресурсы) для выполнения возложенных на него функций. Таким образом, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы. Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества. Прежде чем начать процесс распределения, необходимо определить форму и границы движения валового внутреннего продукта. Формой в данном случае является цена. Цена является не только количественной формой выражения опосредованного финансовыми отношениями движения ВВП, но и основой первичного распределения всех элементов ВВП. Она устанавливается государством или определяется через механизм рынка. В цене заложен и основной объект финансовых отношений — чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех элементов ВВП хозяйствующего субъекта и формирование централизованного фонда государства в установленных границах. Через уровень цен государство влияет на уровни издержек и накопления. В финансовой политике государства цена выступает как важнейший рычаг распределения и перераспределения части ВВП (чистого дохода), использование которого зависит от конкретных экономических условий. Финансы и форма их выражения — цена — удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности. Без них нельзя осуществить сам процесс распределения стоимости ВВП, соизмерить удовлетворение экономических интересов его участников. Вторичное распределение (или перераспределение) начинается, когда часть чистого дохода отщепляется и направляется в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств производства и восполнение рабочей силы, а другая часть поступает в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды). Перераспределение части ВВП необходимо для перераспределения средств (межтерриториального и межотраслевого) между различными социальными группами населения. Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство. У перераспределения много стадий: стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета; стадия использования этих фондов (доходов) на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурную сферу, цели управления и т.д. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается новый цикл первичного распределения ВВП с последующим перераспределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.). Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование, и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов. Причем первичной в их взаимодействии является распределительная функция, без нее контрольная функция финансов не существует, поскольку устраняется объект контроля. Через движение финансовых ресурсов контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного распределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики. Контрольная функция имеет нормативную основу. Распределительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целевого использования денежных ресурсов, закрепление в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их исчисления и т.д.), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, в которых заключена суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет таких, которые не были бы связаны с контролем и использованием фондов денежных средств. В этом состоит специфика контрольной функции, которая является производной от распределительной. Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне. Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам. Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.
1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования Финансовые ресурсы— это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Как было отмечено выше чистый доходв составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов,которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируются капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами процесс расширенного воспроизводства. Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внутреннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т.п. Второй по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления. Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может выступать как дополнительный источник накопления и расширения других фондов. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления должны по возможности отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов являются также экономия от снижения расходов; мобилизация внутренних ресурсов; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др. Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов,которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень. Централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. К источникам, за счет которых формируются централизованные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные и внебюджетные фонды. На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.). Централизованные финансовые ресурсы посредством перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) сосредоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др. Основным признаком лежащим в основе распределения централизованных финансовых ресурсов является сбалансированность. Сбалансированными можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоящее время налоговая нагрузка на сферу материального производства остается достаточно высокой, вследствие чего у предприятий не хватает доходов даже для простого воспроизводства. При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов необходимо рассмотреть источники финансовых ресурсов, которые становятся доступными вследствие особенностей бухгалтерского учета предприятий, организаций, банков, страховых организаций и других финансово-кредитных учреждений. К ним относятся: 1) кредитные ресурсы закрепленные за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет; 2) суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству; 3) денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов; 4) денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления. Рассматривая структуру финансовых ресурсов определим место ссудного фонда и ссудного капитала в структуре финансового обеспечения потребностей воспроизводства. Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и являются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Государство направляет запасы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах или потребности населения в денежных средствах. В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к международным стандартам, начала осваивать преимущества ссудного капитала. Под ссудным фондом понимается фонд, который основывается, как правило, на общественной собственности, носит в значительной степени общегосударственный характер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Ссудный капитал представляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека). Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно: • средства государственного бюджета; • средства социального, имущественного и личного страхования; • денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации); • часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства; • временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы; • предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса; • средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений; • депозиты граждан в сберегательном банке; • средства касс взаимопомощи; • наличные деньги, находящиеся в обращении. Ресурсами кредитования также могут являться прямые ассигнования из госбюджета. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета. Как видно формирование и использование финансовых ресурсов также тесно связано с размерами и динамикой доходов населения.Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержания нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению. Население в соответствии с теми и или иными приоритетами распределяет свои доходы по двум основным направлениям: расходы на текущее потребление и накопление (сбережения населения). Сбережения населения— часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов. Специфика личных сбережений населения позволяет использовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк. Таким образом, финансовые ресурсы определяют количественные границы функционирования финансов и выражают сущностное содержание финансов. 1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями. Финансовая наука изучает действие экономических законов в сфере финансовых отношений, а также роль финансов в сознательном использовании этих законов. Закон накоплениянепосредственно связан с распределением и перераспределением чистого дохода общества, от которого зависит рост национального богатства и который является основой наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Непосредственно этот закон находит проявление в национальном доходе и формах его выражения — фондах потребления и накопления. Через фонд потребления устанавливаются пропорции между отдельными частями дохода, идущими на удовлетворение потребностей работников сферы материального производства и непроизводственной сферы, а также нетрудоспособных членов общества. Накопление находит проявление в росте объектов производственных и непроизводственных фондов за счет инвестиций, воспроизводство которых осуществляется благодаря централизованным и децентрализованным денежным фондам, формируемым в основном за счет чистого дохода общества. Таким образом, закон накопления выражает такие экономические категории, как валовой внутренний продукт, национальный доход, чистый доход общества, фонды потребления и накопления, производственные и непроизводственные фонды, инвестиции, а также показатели, характеризующие эффективность их использования. Они выступают в денежной форме, отвечают всем условиям функционирования финансов и являются одной из форм обратного и активного воздействия финансов на экономику. Закон распределения по трудуопределяет главные направления роста и совершенствования общественного производства на основе материальной заинтересованности, опираясь на такие экономические категории, как оплата по труду, расширенное воспроизводство рабочей силы. Если оплата по труду, имея двойственный характер, обусловленный параллельным движением рабочей силы и ее денежной оценкой в форме оплаты по труду, выступает как процесс простого воспроизводства, то процесс расширенного воспроизводства рабочей силы осуществляется, как правило, за счет распределяемой и направляемой на эти цели части чистого дохода. Денежные отношения, связанные с распределением чистого дохода и направлением части его на расширенное воспроизводство рабочей силы в процессе производства, обусловлены финансовыми отношениями, которые отвечают основным признакам функционирования финансов и определяются активным влиянием финансов на процесс расширенного воспроизводства рабочей силы. Закон стоимости(осевой закон) и многочисленные законы производства, распределения, обмена и потребления представляют единую систему. Наличие финансов как стоимостной категории обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Содержание финансов в основном выражается через закон стоимости и форму его отражения — цену, в составе которой находят проявление все формы первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП = С + V + M). Закон денежного обращениявыражает необходимую и устойчивую взаимозависимость объемов денежной и товарной масс в обращении, уровня цен на товары и скорости оборота денежной единицы. Товарно-денежные отношения, как и финансы, — категория историческая, обусловленная появлением денег. Их развитие подчиняется закону денежного обращения. Деньги опосредуют процессы учета общественно необходимых затрат, ценообразования. Денежная оценка широко используется при оценке общественного продукта и национального дохода, объемов товарной продукции, производственных фондов, инвестиций, фондов материального стимулирования и т.д. Но не все денежные отношения выражают основные признаки функционирования финансов. Одним из основных условий функционирования финансов является выражение ими распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства. Для более полного понимания сущности и природы финансов рассмотрим взаимосвязь данной категории с такими экономическими категориями как цена, заработная плата и кредит. Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, является одним из самых сложных в экономической теории. Как было сказано выше появление финансовых отношений связано с процессом первичного распределения стоимости на ее составляющие, экономическим инструментом и основой которого является цена.Фактически цена является количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, и именно на производственной стадии осуществляется стоимостное распределение в соответствии с основными элементами. В этом смысле финансывыражают содержательную часть цены, так как чистый доход одновременно является основным финансовым инструментом и составным элементом цены, который закладывается в нее в процессе производства. Цену можно рассматривать и как конкретную форму выражения финансовых отношений, и как категорию, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода. Взаимодействие и взаимосвязь финансов и цены осуществляются следующим образом: 1) через цену совершается первичное распределение ВВП и национального дохода; 2) часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства (С) и восполнение необходимого продукта (V); 3) другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей; 4) расщепление чистого дохода и направление одной его части на расширенное воспроизводство, а другой — в централизованный фонд финансовых ресурсов. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления — цена. Цена материализуется через финансовые ресурсы, заключенные в себестоимости (амортизационные отчисления) и в чистом доходе. И наоборот, в процессе формирования финансовых ресурсов первоначальными их носителями являются элементы цены — себестоимость и чистый доход. В распределении валового внутреннего продукта в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует заработная плата.По своему экономическому содержанию она отражает фонд жизненных средств работников наемного труда. Как экономическая категория заработная плата выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формированием при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда. Составляющие заработную плату отношения материализуются в денежных средствах, поступающих в собственность работников, и используются ими на удовлетворение личных потребностей. Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. Взаимодействие финансов и заработной платы можно определить следующим образом. С одной стороны финансы создают условия для выплаты заработной платы (недостаточность финансовых ресурсов приводит к нарушению срока ее выплаты). С другой – заработная плата один из источников формирования финансовых ресурсов (время начисления заработной платы не совпадает с временем ее выплаты – устойчивые пассивы). Как финансы, так и заработная плата стимулируют общественное производство. Сфера воздействия: финансов – повышение эффективности деятельности предприятия в целом; заработной платы – обеспечивает рост личной и коллективной заинтересованности. Общие черты финансов и заработной платы: · участие в распределении вновь созданной стоимости (V + М); · важная роль в общественном воспроизводстве; · зависимость от метода ведения хозяйства (хозрасчетный, бюджетный). Различия между финансами и заработной платы: • сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. Посредством финансов распределяется и перераспределяется весь валовой внутренний продукт, а с помощью заработной платы распределяются необходимый продукт и частично — прибавочный; • в отличие от финансов функционирование заработной платы может рассматриваться с известной степенью допущения как двустороннее движение стоимости. Заработная плата зависит от количества и качества затраченного труда, и с этих позиций она как форма распределения носит компенсационный характер (плата за уже затраченный труд). Использование финансовых ресурсов предполагает прежде всего авансирование средств на различные цели (в основные средства, нематериальные активы, оборотные средства); • заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.). Таким образом, заработная плата позволяет определить параметры фонда оплаты по труду и осуществить его расходование. С помощью финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе — фонд заработной платы); • заработная плата непосредственно связана с одним из факторов производства — рабочей силой. Финансы непосредственно с производством не связаны, финансовые отношения вытекают из отношений производства, зависят от них. Финансы и кредит имеют родственную экономическую природу, а именно: • основой их функционирования являются товарно-денежные отношения; • финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме; • в финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа; • посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования; • в кругообороте фондов предприятия нет различия между «собственным» и «кредитным» рублем. Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте. За предоставление ссуды банк взимает с заемщика плату в виде процента. Источником процента за кредит часто выступает прибыль, в других случаях расходы по его уплате относят на себестоимость продукции или услуг. Но в конечном счете эти расходы сказываются на размере прибыли кредитополучателя. В свою очередь, банк уплачивает определенный процент за хранение денежных средств на открываемых в нем счетах. Источником выплаты процентов за использование привлеченных ресурсов служит доход банка. Каждая экономическая категория самостоятельно существует, имеет свою специфику общественного назначения и одновременно служит предпосылкой и основой для другой категории. Наличие общих черт между финансами и кредитом обусловливает органическое сочетание финансового и кредитного методов, применяемых в обеспечении потребностей расширенного воспроизводства. При этом основными объектами, на которые направлено воздействие этих категорий, выступают основные и оборотные средства. В то же время финансы и кредит имеют различия, определяющие степень их участия в распределительном процессе и место в системе производственных отношений: 1. Кредит продолжает распределение стоимости, начатое ценой, заработной платой, финансами, и необходимость в этом связана: • с недостатком имеющихся денежных ресурсов для удовлетворения потребностей и задачей накопления средств; • появлением временно свободных денежных средств и задачей вовлечения их в кругооборот; • излишком или недостатком ресурсов в разные периоды в силу несовпадения времени получения денежных средств с потребностью в них. 2. Участие финансов и кредита в распределении различно. Финансы не только опосредуют перераспределение стоимости, но и участвуют в ее первичном распределении (С, V, М). Кредит имеет дело лишь с временно свободными денежными средствами. 3. Общественное назначение кредита состоит в аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов организаций и доходов населения и предоставлении их в пользование на условиях возвратности и за плату. 4. Различия и в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении. В этот процесс наряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том числе кредит. 5. Направления использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных. Финансовое распределение средств осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и по целевому назначению. Кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 310. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |