Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.1 Сущность и функции финансов




 

Исторические условия возникновения финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Финансы в системе производственных отношений. Общие признаки финансов, отличающие их от других экономических категорий. Основные функции финансов, сфера их проявления, развитие в условиях рынка. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

1.1.1 Понятие и объективная необходимость существования финансов

1.1.2. Функции финансов, их содержание

1.1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования

1.1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

 

 

1.1. Понятие и объективная необходимость существования финансов

Наука о финансах — это учение о специфических производ­ственных отношениях, вызванных развитием товарно-денеж­ных отношений и существованием государства.

Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, характеризующихся развитием товарно-денежных отношений и расширением функций государства. Финансы историческая категория, присущая почти каждой общественной формации.

Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере про­изводства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт исторически является объ­ектом финансовых отношений. Прибавочный про­дукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и соз­дания централизованного фонда денежных средств государства.

Историческими условиями возникновения финансов являются:

1) товарное производство;

2) опосредование товарного производства денежными отношениями;

3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли.

Выделяют период возникновения финансовых от­ношений вообще и момент появления государственных фи­нансов.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт.

Возникновение государственных финансов следует рас­сматривать как этап перераспределительного процесса с учас­тием уже созданного в общественном производстве прибавочно­го продукта.

С появлением государства возникли такие финансовые кате­гории, как налоги. По мере развития государства и товарно-де­нежного хозяйства формировались группы более сложных ка­тегорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кре­дит.

Практическая реализация условий возникновения финансов наиболее полно просматривается в совокупности производственных отношений.

Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных от­ношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распре­делению и перераспределению общественного продукта и наци­онального дохода финансовые отношения выступают как де­нежные отношения.

Для определения природы и места финансов в совокуп­ности производственных отношений рассмотрим более подробно стадии движения валового внутреннего про­дукта (ВВП).

Стоимость созданного ВВП определяют по формуле

ВВП = С + V+ М,

где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход.

Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в пе­риод простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы (денежная оценка), использованной в производственном процессе, и также не отно­сится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от про­изводства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финан­сов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через С + V происходил и обеспечивался процесс прос­того воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивает­ся расширенное воспроизводство этих же элементов воспроиз­водственного процесса и формирование фонда централизован­ных ресурсов государства. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специ­фику таких отношений. В этом их отличие от других экономи­ческих категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-веществен­ные элементы, денежные отношения не являются финансовы­ми. Только их отрыв от этого двуединого движения и проявле­ние в новом качестве — чистом доходе хозяйствующих субъек­тов, а также последующее создание на их основе фондов денеж­ных средств превращают такие денежные отношения в финан­совые.

Таким образом, финансовыми являются денежные от­ношения, которые опосредуют только отношения распреде­ления и перераспределения части ВВП, главным образом чис­того дохода.

Финансовыми являются не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизацион­ного фонда, которая направляется на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизвод­ству, а также на обновление, реконструкцию и расширение ос­новных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чис­тым доходом активным источником финансирования инвести­ций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве приобретают относительную самостоятельность.

В современной экономической мысли выделяют общие признаки, определяющие сущ­ность, содержание, природу и место финансов в системе про­изводственных отношений.К нимотносятся:

• наличие товарно-денежных отношений;

• абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;

• существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;

• наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;

• относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;

• связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений;

• денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяй­ствующих субъектов в соответствии сих объективными потреб­ностями;

• обслуживание (главным образом) процесса расширенного воспроизводства посредством распределения и перераспределе­ния чистого дохода и направление его на расширенное воспро­изводство материальных благ и рабочей силы в процессе их кругооборота.

С учетом изученных особенностей, определения места в воспроизводственном процессе и общих признаков, представители белорусской научной экономической мысли дают следующие определения сущности финансов:

1. Финансы— это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перерас­пределения части валового внутреннего продукта, главным об­разом чистого дохода, и формирования на этой основе центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удов­летворение общегосударственных потребностей.

2. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.

К финансовым отношениямотносятся следующие виды де­нежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

• денежные отношения предприятий и хозяйственных организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле-продаже товаров и услуг;

• денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в госбюджет в различных формах и с финансированием из госбюджета, а также денежные отношения по поводу формирования и использования внебюджетных и страховых фондов;

• денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, основным источником которого является чистый доход;

• денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов (если значительная часть выручки обеспечивает кругооборот фондов, то чистый доход предприятия в силу его разделения и обособленности от материально-вещественного обеспечения является относительно постоянным кредитным ресурсом банковской системы);

• денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением чистого дохода на расширенное воспроизводство всех элементов валового внутреннего продукта (С + V);

• денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами, связанные с созданием совместных денежных фондов, и др.

На разных этапах исторического развития место и роль финансов в экономике государства трансформировалась. В современное время финансы приобрели качественно новые характеристики. Усилилась необходимость реализации экономической функции финансов, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспече­ние наиболее эффективной структуры общественного производ­ства и развитием непроизводственной инфраструктуры.

 

1.2. Функции финансов, их содержание

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения не только относительно сущности финансов, но и выполняемых ими функций. Авторами выделяются следующие функции: распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая, аккумуляция или формирование денежных фондов (доходов), распределение денежных доходов, использование денежных фондов, контрольная функция.

Мы придерживаемся той точки зрения, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Так как процесс распределения включает в себя формирование фондов (доходов), их распределение и использование с одновременным выполнением стимулирующей функции (через установление пропорций распределения и использования).

Сущность финансов, как неоднократно отмечалось ранее, проявляется через распределение и перераспределение части ВВП — чистого дохода. Он является источником процесса расширенного воспроизводства.

Распределительный характер чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда израсхо­дованных средств производства (основных и оборотных фон­дов), на восполнение израсходованной рабочей силы, обеспечи­вая этим элементам расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и рас­пределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя его, т.е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непо­средственными объектами финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс рас­ширенного воспроизводства невозможен. 

Распределительная функция финансов отражает экономи­ческие отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокуп­ного продукта. Благодаря ей создаются условия для последую­щей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов и одновре­менно — их расширенное воспроизводство; через чистый доход происходит обслуживание данного процесса.

Одновременно чистый доход как основной объект финансо­вых отношений является главным источником формирования централизованных фондов. Государство в соответствии со своей финансовой политикой распределяет денежные фонды (финансовые ресурсы) для выполнения возложенных на него функций.

Таким образом, общественное назначение распределитель­ной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширен­ного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономичес­кого потенциала для создания финансовой основы функциони­рования государства и его экономической системы.

Распределение непосредственно затрагивает коренные инте­ресы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и от­дельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономи­ческие и социальные интересы всех социальных групп общества.

Прежде чем начать процесс распределения, необходимо оп­ределить форму и границы движения валового внутреннего продукта. Формой в данном случае является цена. Цена является не только количественной формой выраже­ния опосредованного финансовыми отношениями движения ВВП, но и основой первичного распределения всех элементов ВВП. Она устанавливается государством или определяется че­рез механизм рынка. В цене заложен и основной объект финан­совых отношений — чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех эле­ментов ВВП хозяйствующего субъекта и формирование центра­лизованного фонда государства в установленных границах.

Через уровень цен государство влияет на уровни издержек и накопления. В финансовой политике государства цена выступа­ет как важнейший рычаг распределения и перераспределения части ВВП (чистого дохода), использование которого зависит от конкретных экономических условий.

Финансы и форма их выражения — цена — удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности. Без них нельзя осуществить сам процесс рас­пределения стоимости ВВП, соизмерить удовлетворение эконо­мических интересов его участников.

Вторичное распределение (или перераспределение) начина­ется, когда часть чистого дохода отщепляется и направляется в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда воз­мещения израсходованных средств производства и восполнение рабочей силы, а другая часть поступает в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во вне­бюджетные фонды).

Перераспределение части ВВП необходимо для перерас­пределения средств (межтерриториального и межотраслевого) между различными социальными группами населения. Даль­нейший ход перераспределительного воспроизводственного про­цесса, его структуру определяет государство. У перераспределе­ния много стадий: стадия мобилизации и формирования денеж­ных фондов (доходов) госбюджета; стадия использования этих фондов (доходов) на развитие приоритетных отраслей хозяй­ства, социально-культурную сферу, цели управления и т.д.

Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается но­вый цикл первичного распределения ВВП с последующим пере­распределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.).

Контрольная функция финансов порождена их распреде­лительной функцией и проявляется в контроле за распределе­нием валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием.

Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование, и ис­пользование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимо­связь двух функций финансов. Причем первичной в их взаимо­действии является распределительная функция, без нее кон­трольная функция финансов не существует, поскольку устра­няется объект контроля.

Через движение финансовых ресурсов контрольная функ­ция количественно отображает экономические процессы, свя­занные с распределением и перераспределением валового внут­реннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного рас­пределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспече­но сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция имеет нормативную основу. Распре­делительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъ­ектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целе­вого использования денежных ресурсов, закрепление в норма­тивных актах. Нормативные акты регламентируют как усло­вия распределения доходов и прибыли, направляемых на рас­ширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц об­ложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их ис­числения и т.д.), финансирования из бюджета (порядок откры­тия бюджетного финансирования и его использования), креди­тования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Именно контроль за соблюдением нормативных актов, в ко­торых заключена суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции фи­нансов. Среди многообразия денежных отно­шений, выражающих сущность финансов, нет таких, которые не были бы связаны с контролем и использованием фондов де­нежных средств. В этом состоит специфика контрольной функ­ции, которая является производной от распределительной.

Формой реализации контрольной функции финансов вы­ступает финансовая информация, которая выражает такие фи­нансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондо­отдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводствен­ном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финан­совой дисциплины, соблюдением установленных норм и пра­вил, выполнением финансовых обязательств.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции.

Важнейшей задачей финансового контроля является про­верка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банка­ми, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.

 

1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Финансовые ресурсы— это фонды денежных средств, нахо­дящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъек­тов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего про­дукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизвод­ства и общегосударственных потребностей.

Как было отмечено выше чистый доходв составе валового внутреннего продукта яв­ляется основным источником формирования финансовых ре­сурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фон­ды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное вос­производство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов,которые находят­ся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируют­ся капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными сред­ствами процесс расширенного воспроизводства.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внут­реннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые де­нежные фонды направляются на обеспечение социального обус­тройства работников, дополнительное материальное стимули­рование и т.п.

Второй по величине источник формирования децентрализо­ванных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления. Амортизационный фонд — это денежные средства, пред­назначенные для простого и расширенного воспроизводства ос­новных фондов. Он имеет двойственную экономическую приро­ду, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двой­ственность амортизационного фонда, создаваемого путем пери­одических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономи­ческой категории. Начисленная амортизация имеет постоян­ный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение из­носа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может вы­ступать как дополнительный источник накопления и расшире­ния других фондов.

Амортизация является целевым источником финансиро­вания воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, кото­рые имеют многоцелевой характер и не так жестко связа­ны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные от­числения должны по возможности отражать размер переноси­мой на готовый продукт части стоимости основных производ­ственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.

Источниками формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов являются также экономия от снижения расходов; мобилизация внутренних ресурсов; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации вы­бывшего и излишнего имущества и др.

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущно­стью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов,которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных пот­ребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Централизован­ные финансовые ресурсы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисле­ния хозяйствующих субъектов органам государственного со­циального страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством пере­распределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных и внебюджетных фондах. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важней­ших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы на­правляются на развитие реального сектора экономики, финан­сирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирова­ние обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имуще­ственного и личного страхования и др. Основным признаком лежащим в основе распределения централизованных финансовых ресурсов является сбалансированность.

Сбалансированными можно считать такие финансовые от­ношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирова­ние процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоя­щее время налоговая нагрузка на сферу материального про­изводства остается достаточно высокой, вследствие чего у пред­приятий не хватает доходов даже для простого воспроизвод­ства.

При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов необходимо рассмотреть источники финансовых ресурсов, которые становятся доступными вследствие особенностей бухгалтерского учета предприятий, организаций, банков, страховых организаций и других финансово-кредитных учреждений. К ним относятся:

1)      кредитные ресурсы закрепленные за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет;

2)      суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству;

3) денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов;

4) денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.

Рассматривая структуру финансовых ресурсов определим место ссудного фонда и ссудного капитала в структуре финансового обеспечения потребнос­тей воспроизводства.

Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных орга­низаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и явля­ются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особеннос­тями управления и применения. Государство направляет запа­сы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фон­дах или потребности населения в денежных средствах.

В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к меж­дународным стандартам, начала осваивать преимущества ссуд­ного капитала.

Под ссудным фондом понимается фонд, который основывается, как правило, на общественной собственнос­ти, носит в значительной степени общегосударственный харак­тер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Ссудный капитал пред­ставляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).

Важнейшими источниками ссудного капитала служат сред­ства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно:

• средства государственного бюджета;

• средства социального, имущественного и личного страхования;

• денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);

• часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

• временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;

• предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;

• средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;

• депозиты граждан в сберегательном банке;

• средства касс взаимопомощи;

• наличные деньги, находящиеся в обращении.

Ресурсами кредитования также могут являться прямые ассигнования из госбюджета. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский кон­троль и его воздействие на финансовую деятельность хозяй­ствующих субъектов.

Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства гос­бюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспе­чивает кассовое исполнение государственного бюджета.

Как видно формирование и использование финансовых ресурсов также тесно связано с размерами и динамикой доходов населения.Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство ока­зывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержа­ния нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.

Население в соответствии с теми и или иными приоритетами распределяет свои доходы по двум основным направлениям: расходы на текущее потребление и накопление (сбережения населения). Сбережения населения— часть денежных доходов (поступ­лений) населения, предназначенная для удовлетворения потреб­ностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населе­нием государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансо­вых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населе­ния не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как вла­делец невостребованного до определенного времени материаль­ного эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предо­ставляемый населением государству, носит краткосрочный ха­рактер, но в целом он оказывается постоянным в силу непре­рывной возобновляемости источника дополнительных доходов.

Специфика личных сбережений населения позволяет ис­пользовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматри­ваться как один из источников финансовых ресурсов государ­ства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.

Таким образом, финансовые ресурсы определяют  количественные границы функционирова­ния финансов и выража­ют сущностное содержание финансов.

1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

Финансовая наука изучает действие экономических законов в сфере финансовых отношений, а также роль финансов в созна­тельном использовании этих законов.

Закон накоплениянепосредственно связан с распределени­ем и перераспределением чистого дохода общества, от которого зависит рост национального богатства и который является ос­новой наиболее полного удовлетворения материальных и ду­ховных потребностей людей. Непосредственно этот закон нахо­дит проявление в национальном доходе и формах его выраже­ния — фондах потребления и накопления. Через фонд потреб­ления устанавливаются пропорции между отдельными частями дохода, идущими на удовлетворение потребностей работников сферы материального производства и непроизводственной сфе­ры, а также нетрудоспособных членов общества. Накопление находит проявление в росте объектов производственных и не­производственных фондов за счет инвестиций, воспроизводство которых осуществляется благодаря централизованным и децентрализованным денежным фондам, формируемым в основ­ном за счет чистого дохода общества.

Таким образом, закон накопления выражает такие экономи­ческие категории, как валовой внутренний продукт, нацио­нальный доход, чистый доход общества, фонды потребления и накопления, производственные и непроизводственные фонды, инвестиции, а также показатели, характеризующие эффектив­ность их использования. Они выступают в денежной форме, от­вечают всем условиям функционирования финансов и являют­ся одной из форм обратного и активного воздействия финансов на экономику.

Закон распределения по трудуопределяет главные направ­ления роста и совершенствования общественного производства на основе материальной заинтересованности, опираясь на такие экономические категории, как оплата по труду, расширенное воспроизводство рабочей силы.

Если оплата по труду, имея двойственный характер, обус­ловленный параллельным движением рабочей силы и ее денеж­ной оценкой в форме оплаты по труду, выступает как процесс простого воспроизводства, то процесс расширенного воспроизвод­ства рабочей силы осуществляется, как правило, за счет рас­пределяемой и направляемой на эти цели части чистого дохода.

Денежные отношения, связанные с распределением чистого дохода и направлением части его на расширенное воспроизвод­ство рабочей силы в процессе производства, обусловлены фи­нансовыми отношениями, которые отвечают основным призна­кам функционирования финансов и определяются активным влиянием финансов на процесс расширенного воспроизводства рабочей силы.

Закон стоимости(осевой закон) и многочисленные законы производства, распределения, обмена и потребления представ­ляют единую систему. Наличие финансов как стоимостной ка­тегории обусловлено существованием товарно-денежных отно­шений и действием закона стоимости. Содержание финансов в основном выражается через закон стоимости и форму его отра­жения — цену, в составе которой находят проявление все фор­мы первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП = С + V + M).

Закон денежного обращениявыражает необходимую и ус­тойчивую взаимозависимость объемов денежной и товарной масс в обращении, уровня цен на товары и скорости оборота де­нежной единицы. Товарно-денежные отношения, как и финан­сы, — категория историческая, обусловленная появлением де­нег. Их развитие подчиняется закону денежного обращения.

Деньги опосредуют процессы учета общественно необходи­мых затрат, ценообразования. Денежная оценка широко ис­пользуется при оценке общественного продукта и национально­го дохода, объемов товарной продукции, производственных фон­дов, инвестиций, фондов материального стимулирования и т.д. Но не все денежные отношения выра­жают основные признаки функционирования финансов. Одним из основных условий функционирования финансов является выражение ими распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства.

Для более полного понимания сущности и природы финансов рассмотрим взаимосвязь данной категории с такими экономическими категориями как цена, заработная плата и кредит.

Процесс стоимостного распределения общественного про­дукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость де­лится между субъектами хозяйствования, является одним из самых сложных в экономической теории.

Как было сказано выше появление финансовых отношений связано с процессом первичного распределения стоимости на ее составляющие, эко­номическим инструментом и основой которого является цена.Фактически цена является ко­личественной мерой создаваемой в производстве стоимости, и именно на производственной стадии осуществляется стоимост­ное распределение в соответствии с основными элементами.

В этом смысле финансывыражают содержательную часть цены, так как чистый доход одновременно является основным финансовым инструментом и составным элементом цены, ко­торый закладывается в нее в процессе производства. Цену мож­но рассматривать и как конкретную форму выражения финансовых отношений, и как категорию, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.

Взаимодействие и взаимо­связь финансов и цены осуществляются следующим образом:

1) через цену совершается первичное распределение ВВП и национального дохода;

2) часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства (С) и восполнение необходимого продукта (V);

3) другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей;

4) расщепление чистого дохода и направление одной его части на расширенное воспроизводство, а другой — в централизованный фонд финансовых ресурсов.

Таким образом, механизм ценообразования объективно вклю­чается в систему финансовых отношений как форма их проявления — цена. Цена материализуется через финансовые ре­сурсы, заключенные в себестоимости (амортизационные от­числения) и в чистом доходе. И наоборот, в процессе формиро­вания финансовых ресурсов первоначальными их носителями являются элементы цены — себестоимость и чистый доход.

В распределении валового внутреннего продукта в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует заработная пла­та.По своему экономическому содержанию она отражает фонд жизненных средств работников наемного труда. Как экономи­ческая категория заработная плата выражает отношения, свя­занные с распределением вновь созданной стоимости и форми­рованием при этом индивидуальных доходов работников в за­висимости от количества и качества их труда. Составляющие заработную плату отношения материализуются в денежных средствах, поступающих в собственность работников, и исполь­зуются ими на удовлетворение личных потребностей.

Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью фи­нансов.

Взаимодействие финансов и заработной платы можно определить следующим образом. С одной стороны финансы создают условия для выплаты заработной платы (недостаточность финансовых ресурсов приводит к нарушению срока ее выплаты). С другой – заработная плата один из источников формирования финансовых ресурсов (время начисления заработной платы не совпадает с временем ее выплаты – устойчивые пассивы). Как финансы, так и заработная плата стимулируют общественное производство. Сфера воздействия: финансов – повышение эффективности деятельности предприятия в целом; заработной платы – обеспечивает рост личной и коллективной заинтересованности. 

Общие черты финансов и заработной платы:

· участие в распределении вновь созданной стоимости (V + М);

· важная роль в общественном воспроизвод­стве;

· зависимость от метода ведения хозяйства (хозрасчетный, бюджетный).

Разли­чия между финансами и заработной платы:

• сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. Посредством финансов распределяется и перераспределяется весь валовой внутренний продукт, а с помощью заработной платы распределяются необходимый продукт и частично — прибавочный;

• в отличие от финансов функционирование заработной платы может рассматриваться с известной степенью допущения как двустороннее движение стоимости. Заработная плата зависит от количества и качества затраченного труда, и с этих позиций она как форма распределения носит компенсаци­онный характер (плата за уже затраченный труд). Использо­вание финансовых ресурсов предполагает прежде всего аван­сирование средств на различные цели (в основные средства, нематериальные активы, оборотные средства);

• заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.). Таким образом, заработная плата позволяет определить параметры фонда оплаты по труду и осуществить его расходование. С помощью финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе — фонд заработной платы);

• заработная плата непосредственно связана с одним из факторов производства — рабочей силой. Финансы непосредствен­но с производством не связаны, финансовые отношения вытека­ют из отношений производства, зависят от них.

Финансы и кредит имеют родственную экономическую при­роду, а именно:

• основой их функционирования являются товарно-денежные отношения;

• финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме;

• в финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа;

• посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

• в кругообороте фондов предприятия нет различия между «собственным» и «кредитным» рублем.

Взаимосвязь финансов и кредита ярко про­является в банковском проценте. За предоставление ссуды банк взимает с заемщика плату в виде процента. Источником про­цента за кредит часто выступает прибыль, в других случаях расходы по его уплате относят на себестоимость продукции или услуг. Но в конечном счете эти расходы сказываются на разме­ре прибыли кредитополучателя. В свою очередь, банк уплачи­вает определенный процент за хранение денежных средств на открываемых в нем счетах. Источником выплаты процентов за использование привлеченных ресурсов служит доход банка.

Каждая экономическая категория самостоятельно сущест­вует, имеет свою специфику общественного назначения и одно­временно служит предпосылкой и основой для другой катего­рии.

Наличие общих черт меж­ду финансами и кредитом обусловливает органическое сочета­ние финансового и кредитного методов, применяемых в обеспе­чении потребностей расширенного воспроизводства. При этом основными объектами, на которые направлено воздействие этих категорий, выступают основные и оборотные средства.

В то же время финансы и кредит имеют различия, определя­ющие степень их участия в распределительном процессе и мес­то в системе производственных отношений:

1. Кредит продолжает распределение стоимости, начатое це­ной, заработной платой, финансами, и необходимость в этом связана:

• с недостатком имеющихся денежных ресурсов для удовлетворения потребностей и задачей накопления средств;

• появлением временно свободных денежных средств и задачей вовлечения их в кругооборот;

• излишком или недостатком ресурсов в разные периоды в силу несовпадения времени получения денежных средств с потребностью в них.

2. Участие финансов и кредита в распределении различно. Фи­нансы не только опосредуют перераспределение стоимости, но и участвуют в ее первичном распределении (С, V, М). Кре­дит имеет дело лишь с временно свободными денежными сред­ствами.

3. Общественное назначение кредита состоит в аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов организаций и доходов населения и предоставлении их в поль­зование на условиях возвратности и за плату.

4. Различия и в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования валового внут­реннего продукта в стоимостном выражении. В этот процесс на­ряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том числе кредит.

5. Направления использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных. Финансовое распределение средств осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и по целевому на­значению. Кре­дитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...