Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общее понятие об управлении финансами




 

Управлениепредставляет собой совокупность приемов и ме­тодов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного (как правило, положительного) результата.

Управление финансами— это осознан­ное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъек­тов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Следовательно, для управления финансами необходим спе­циальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управле­ния выступают виды финансовых отношений, связанные с фор­мированием, распределением и использованием централизо­ванных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъ­ектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Как было отмечено в 1 теме выделяют две сфе­ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) и 2) обще­государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен­ные субъекты управления. Совокупность всех организационных структур, осу­ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар­ственного аппарата управления народным хозяйством.

Субъекты управления, используя финансы в качестве ин­струмента управления, воздействуют на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова­ний на развитие той или иной отрасли приводит к ее ускорению или замедлению.

Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ­ляются различные виды денежных отношений, централизован­ные и децентрализованные фонды денежных средств.

Процесс управления финансами (независимо от его кон­кретного содержания) предполагает получение, передачу, пере­работку и использование информации.

Различают информацию двух видов:

• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;

• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.

В управ­лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле­менты, как планирование, стратегическое, оперативное управление и контроль.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто­ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ­екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис­пользования. Более полно элемент управления финансами – планирование будет рассмотрен во втором вопросе данной темы.

Стратегическое или общее управлениегосударственными финансамивыражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про­грамм и др. Управление финансовой системой возложено на высшие законодательные и исполнительные органы — Президента, Национальное собрание, Совет Республики, Палата представителей, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сбо­рам Республики Беларусь и др. Министерство финансов и по налогам это какие органы.

Оперативное управлениепредставляет собой комплекс ме­роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения фи­нансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фи­нансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необ­ходимых мероприятий, а также устранения возможных затруд­нений на отдельных участках финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ре­сурсы, кредиты банков и др.

Непосредственное оперативное управление на общегосударственном уровне осуществляют: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.   

Министерство финансов Республики Бе­ларусь проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную Парламентом, Пре­зидентом и Правительством Республики Беларусь.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения — Главные управле­ния и управления. На низовом уровне Министерство осущест­вляет свои функции через региональные, областные финансо­вые управления, а в районах и городах — через районные и го­родские финансовые отделы. Характерная особенность управ­ления в системе Минфина — двойное подчинение его республи­канских и местных органов. Так, например, областные финан­совые управления подчиняются одновременно областным орга­нам власти и Министерству финансов.

При выработке управленческих решений финансового ха­рактера (как при стратегическом, так и при оперативном уп­равлении) учитываются требования экономических и юриди­ческих законов, результаты экономического анализа хозяй­ственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математичес­кие методы и автоматизированную систему управления финан­сами.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Мини­стерства и его налоговых инспекций утверждается министром.

Государствен­ный таможенный комитет Республики Беларусь.

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы)этих ведомств.

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред­приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы,а при их отсут­ствии — другие экономические службы (в частности, бухгалте­рии).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При адми­нистративном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, при­казным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает самостоятельное решение пред­приятиями своих экономических и финансовых проблем.

Для управления на предприятии в современных условиях особую значимость преобладает финансовый менеджмент, который представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. При этом в качестве методов рассматриваются способы образования и использования денежных фондов (через планирование, систему расчетов, страхование и др.), рычагов – приемы действия финансового метода (определение и размер цены, прибыли, процентной ставки и др.).

Финансовый менеджмент как научная система управления финансами требует соблюдения определенной технологии принятия и выполнения решения. Можно назвать следующие этапы:

• постановка цели, определение проблемы;

• разработка альтернативных решений;

• сопоставление альтернативных решений с избранными целями;

• выбор одного из решений по установленным критериям;

• контроль за выполнением принятого решения;

• оценка эффективности выполненного решения.

Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами.

Финансовое прогнозированиерассматривается в литерату­ре с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прог­нозом), как метод вероятного планирования (предсказание бу­дущего опирается на накопленный опыт и текущие предполо­жения относительно будущего) или как оценка наиболее веро­ятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожи­даемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов).

Финансовый прогноз — это научная предпосылка управле­ния финансами. Он базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если ... ?». В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Минис­терства экономики Республики Беларусь.

Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тен­денций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной эконо­микой финансовый прогноз используется как метод реализа­ции финансовой политики.

Финансовое прогнозирование должно включает анализ и оценку явлений и тенден­ций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюде­нием правил ведения национальных счетов.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и является исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня последнего.

Финансовое планирование - пла­номерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансо­вых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планиро­вание — это разновидность управленческой деятельности, на­правленной на определение требуемого объема финансовых ре­сурсов, их оптимальное распределение и эффективное исполь­зование. Финансовое планирование следует рассматривать как пер­воначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления.

В ходе финан­сового планирования конкретизируются и корректируются про­гнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается после­довательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — ры­нок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или иного периода времени.

В рыночной экономике особое значение приобретает внутри­фирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование— это процесс установ­ления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач.

Основным назначением внутрифирменного финансового пла­нирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективнос­ти выполняемых операций и ожидаемых итогов работы пред­приятия. Внутрифирменное финансовое планирование включа­ет разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Матери­алы финансового планирования субъектов хозяйствования ис­пользуются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.

Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непо­средственно финансовая деятельность государства или хозяй­ствующего субъекта.

Сфера действия финансового планирова­ния охватывает в основном распределительные и перераспреде­лительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денеж­ных средств, доходов и капитала.

Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.

Посредством финансового планирования происходит кон­кретизация экономических и финансовых прогнозов, опреде­ляются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последова­тельность их реализации, а также методы, содействующие дос­тижению поставленных задач.

Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции.

В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:

принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации;

принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия;

принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования.

Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифир­менном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:

принцип соотношения сроков, который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки;

принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия;

принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций;

принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);

принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;

принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;

принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчиты­ваются в стоимостной форме. Они базируются на производ­ственных показателях.

В финансовом планировании и прогнозировании использу­ются различные методы. Показатели финансовых планов мо­гут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэф­фициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движе­ния финансовых ресурсов за истекший период. Анализ про­изводится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фак­тических показателей от плановых.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода.

Нормативный метод планирования. В этом случае пот­ребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными ор­ганами управления, другие — субъектами хозяйствования. При­мерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчисле­ний в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского про­цента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др.

Метод оптимизации плановых решений предполагает со­ставление нескольких вариантов плановых расчетов, из кото­рых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.

Балансовый метод - основной способ согласования отдельных разделов фи­нансовых планов. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей.

Методы прог­раммно-целевого и экономико-математических моделей дви­жения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обес­печения проекта, объема и структуры расходов по нему в раз­ных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволя­ет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.

Результатом финансового планирования являются различ­ные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.

Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду па­раметров.

По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близ­кие к прогнозам.

По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.

По способу разработки и исполнения: твердые планы (дей­ствительны на данный период и пересматриваются лишь в слу­чае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватывае­мого прогнозом

По географической зоне применения: на общенациональ­ном уровне и ниже существуют планы государственные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы

При разработке финансовых планов на государственном, ре­гиональном, отраслевом уровнях учитываются требования фи­нансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития. В зависимости от уровня управления финансовые планы разрабатываются различных формах.

По своей значимости и объемам перераспределяемых ресур­сов государственный бюджет является важнейшим централи­зованным финансовым планом.

Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий пе­риод планируются в соответствии с программой экономическо­го и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов госу­дарственного регулирования экономики.

Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом со­ответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.

Финансовые планы целевых бюджетных и внебюджетных имеют форму сметы доходов и расхо­дов. Государство в законодательном порядке устанавливает ис­точники и порядок формирования доходов и направления ис­пользования средств таких фондов.

Корпоративное (внутрифирменное)финансовое планирова­ние опирается на финансовую политику предприятия, разрабо­танную им финансовую стратегию, учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кре­дитной политики государства.

Финансовый план хозяйствующего субъекта— это плано­вый документ, отражающий объем поступления и расходова­ния денежных средств на текущий (до одного года) и долгосроч­ный (свыше одного года) период. Он может составляться в фор­ме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерчес­ких организациях — в форме сметы.

Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и по­ступления средств по текущей (операционной), инвестицион­ной и финансовой деятельности предприятия.

Для обоснования отдельных статей финансового плана и по­вышения точности расчетов на предприятии составляются сме­ты. Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Для определения финансового потенциала на текущий идолгосрочный периоды предприятие вправе также вправе разрабатывать и другие виды планов.

Разрабатываемые на предприятиях планы многосторонни, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал составляющие основ­ных видов планов и обладал достаточно широким спектром воз­можного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обосно­вание его стратегий и тактических мер их осуществления.

Биз­нес-планы используемым для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки;

• приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.

В рыночных условиях хозяйствования особое место отводится стратегическому планировании.

Стратегический финансовый план устанавливает важней­шие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроиз­водства. Он является главной формой реализации целевых ус­тановок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...