Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1.2 Финансовая система государства, ее сферы и звенья
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика. Общегосударственные (централизованные финансы). Государственный бюджет ведущее звено общегосударственной финансовой системы. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их функциональное назначение и источники формирования. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы. Управление государственным долгом. Общая характеристика финансов хозяйствующих субъектов материального производства и непроизводственной сферы.
1. Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика. 2. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды 3. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы.
1. Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика.
Появление понятия финансовой системы связано с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как отмечалось ранее, финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений и других в соответствии с законодательством источников. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и направления использования финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему. В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Мы придерживаемся той точки зрения, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых образуются и используются различные фонды денежных средств./ Одновременно всем звеньям финансовой системы свойственна своя специфика обусловленная формами, методами образования и использования финансовых ресурсов, а также целями и задачами реализуемыми звеньями. Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на три крупные сферы: 1) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы; 2) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы; 3) финансы домохозяйств. Финансы хозяйствующих субъектовпредставляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые были рассмотрены в 1 теме (1 вопрос). Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Децентрализованные финансы состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений (организаций) непроизводственной сферы. Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. В зависимости от ряда объективных факторов формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: • финансы предприятий промышленности; • сельского хозяйства; • строительства; • грузового транспорта; • связи; • торговли и заготовок и др. В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья: • финансы образования; • культуры и искусства; • здравоохранения и физической культуры; • науки и научного обслуживания; • пассажирского транспорта; • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; • коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; • общественных организаций; • обороны страны и др. Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы подразделяют на три группы: 1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.); 2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.); 3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.). В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности. С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность Республики Беларусь) и коммунальную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприятий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности. Общегосударственные (централизованные) финансы определяют как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности. Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственных финансов. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в третьей теме данного модуля. Важным звеном общегосударственных финансов являются государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Экономическая сущность и содержание государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, понятие государственного кредита будут изучены ниже. Финансы домохозяйств представляют собой фонды денежных средств в формировании которых и распределении участвуют физические лица и предприниматели.
2. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Специальные целевые фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для целевого финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Специальные целевые фонды могут иметь статус бюджетных или внебюджетных фондов. С помощью специальных целевых фондов государство может: 1. Влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования. 2. Обеспечивать природоохранительные мероприятия. 3. Оказывать социальные услуги населению: выплаты пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры. 4. Выдавать займы, в том числе зарубежным партнёрам. Специальные целевые фонды создаются двумя путями: 1. Выделением из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение. 2. Формирование специального фонда собственными источниками доходов для определённых целей. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают: - специальные налоги и сборы (основной метод); - средства из бюджета (безвозмездные перечисления денежных средств); - займы. В мировой практике используется следующая классификация фондов: 1. В зависимости от уровня управления (по принадлежности): - государственные; - местные. 2. в зависимости от сроков действия: - временные, - постоянные. 3. В зависимости от целей использования: - экономические (предназначены для регулирования хозяйственной жизни); - научно-исследовательские (средства идут на поддержку научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований); - кредитные (состоят из ресурсов, находящихся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, предоставляемых на условиях платности и возвратности); - социальные (ресурсы предназначены для оказания социальных услуг населению); - личного и имущественного страхования (если находятся в ведении государственных органов власти); - военно-политические; - межгосударственные (создаются на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц). В РБ функционирует большое количество внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые выполняют следующие функции: 1. Социальная: Фонд социальной защиты населения. 2. Экономическая: Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки. 3. Природоохранительная и энергосберегающая: Фонд охраны природы. 4. Научно-исследовательская: Инновационные фонды. Все вышеперечисленные фонды относятся к государственным бюджетным, кроме Фонда социальной защиты населения. В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2011 год»: Ø республиканский бюджет составляют средства государственных целевых бюджетных фондов: 1. Республиканского фонда охраны природы, 2. Фонда национального развития, 3. Фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, 4. Фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), 5. Инновационных фондов (образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси). Ø местный бюджет составляют: 1. государственные целевые бюджетные фонды: - инновационные фонды (образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами); - местные фонды охраны природы. В соответствии с Бюджетным кодексом РБ в республике также могут формироваться внебюджетные государственные фонды. Таким фондом является Фонд социальной защиты населения РБ. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством Республики Беларусь.
3. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы.
Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств на условиях платности и возвратности. Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций. Объективная необходимость существования государственного кредита определяется недостаточностью средств государственного бюджета для удовлетворение потребностей общества и наличием бюджетного дефицита (понятие бюджетного дефицита будет рассмотрено в теме «Государственный бюджет). В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях. При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Кроме того, государство может выступать и гарантом возврата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересовано. Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита. Отличия государственного кредита от налогов: • для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный; • налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность. Отличия государственного кредита от банковского кредита: • потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами (покрытия бюджетного дефицита). Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена; • условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются; • банковский кредит имеет целевое назначение.Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения; • при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет; • с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции. Посредством распределительной функциигосударственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. Регулирующая функциягосударственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства. Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость, которое проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных товаров и др. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы. Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты. Право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов. Государственные займыхарактеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Рынок государственных ценных бумаг позволяет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики. Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. Облигация — наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истечении — возврат основной суммы долга. По условиям займа возможны иные способы выплаты дохода. Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков: • субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления); • месту размещения — внутренние и внешние займы; • признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные; • форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов; • срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше); • форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном; • форме стоимости — товарные и денежные займы; • оформлению — облигационные и безоблигационные займы; • методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заимствования средств государством векселями правительства, заключением договоров с кредиторами. Внешний (международный) государственный кредитпредставляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты. Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций. С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг». Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь. Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетный дефицит и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, то возникает угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. В зависимости от сферы применения государственного кредита государственный долг может быть: - внутренний; - внешний. Особую ответственность государство несёт за внешний долг. Внутренний государственный долгсоставляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП. Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Внешний государственный долгскладывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени. В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. Управление внешним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по получению и возврату кредитов. Государственный долг включает понятия капитальный долг и текущий долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты. В управлении государственным долгом используются следующие меры: Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. При этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации. Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством. Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах. Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов. Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются. Примером тому — долги царской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России. Нормативно правовое регулирование государственного долга в РБ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РБ (глава 9) и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Согласно закону о республиканском бюджете на 2010 г. установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года в размере 9,5 млрд. долларов США. Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |