Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

После изучения темы вы должны




Кафедра «Лечебное и сестринское дело»

Цикловая комиссия «Основы сестринского дела»

РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО на заседании цикловой комиссии «ОСД» предскдатель ________ Цетвинская О.А. на заседании кафедры «Лечебное и сестринское дело» Зав. кафедрой ________ КожевинаЛ.И. пр. № ______ от ______________                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР    __________ Замятина О.А.

Учебно-методическое пособие  

по теме: «Участие медсестры в инструментальных методах исследования»

ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким специальностям рабочих, должностям служащих»

МДК 03 «Технология оказания медицинских услуг»

 

 

для студентов специальностей 

060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело

 

Преподаватель: Цетвинская Ольга Анатольевна

 

 

Челябинск

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2. Методические указания 3. Связи темы (внутрипредметные, межпредметные) 4. Карта самоподготовки к занятию 5. Изложение нового материала (теоретическая часть) 6. Тест-контроль знаний 7. Ситуационные задачи 8. Эталон ответов 8. Литература 9. Приложение   стр. 3 стр. 4-5 стр. 5 стр. 6-8 стр. 9-15 стр. 16-19 стр. 20-21 стр. 22 стр. 23 стр. 24-26

 

ВВЕДЕНИЕ

Врач может заподозрить у пациента болезнь по характерным жалобам и признакам болезни. Но для постановки окончательного диагноза требуется комплексное обследование, которое часто включает инструментальные исследования.

Исследования структуры и функции органов человека при помощи                        специальной аппаратуры называются инструментальными                 исследованиями.

Инструментальные методы (рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые и др.) имеют в настоящее время большое, нередко решающее значение не только в диагностике заболеваний, но и при  контроле за их течением, эффективностью лечения и составлении прогноза для пациента.  Назначает инструментальные исследования врач. Задача сестринского персонала – правильно подготовить пациента к исследованию. От правильной подготовки во многом зависит достоверность данных исследования. Вот почему современные медицинские сёстры, акушерки, фельдшера должны иметь представление о возможностях инструментальных методов, знать наиболее распространённые методики и уметь правильно подготовить к ним пациента, помочь ему в решении возникающих при этом проблем, как физиологических, так и психологических.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Уважаемые студенты!

Задача данного учебного пособия помочь вам в самостоятельном изучении темы «Участие медсестры в инструментальных методах исследования».

В учебном пособии представлен систематизированный материал по теме занятия, полностью соответствующий учебной программе.  

Прежде чем приступить к изучению темы ознакомьтесь с учебными целями. Они помогут вам определить те знания и умения, а в конечном итоге и компетенции, которые вы приобретёте в результате освоения темы.

При подготовке к занятию воспользуйтесь «Картой самоподготовки к занятию», она поможет вам планомерно изучить материал, не упустив ничего.

После изучения теоретического материала ответьте на вопросы тест-контроля и решите ситуационные задачи. Тест-контроль представлен в двух вариантах (вариант 2 более сложный, чем вариант 1). Если Вы уверены в своих знаниях, можете начать проверку усвоения материала со 2-ого варианта. Проверьте свои ответы по эталону и оцените результат. Если вы не добились желаемого уровня знаний, вернитесь к изучению тех вопросов, которые вызвали у вас затруднение. Повторите контроль с оценкой результата.

После изучения темы вы должны

Уметь:

― выбрать назначения на инструментальные исследования из листа назначений;

― оформить направления на различные виды инструментальных исследований;

― объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

― подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам               исследования пищеварительной и мочевыделительной системы;

― подготовить пациента к ультразвуковым методам исследования органов брюшной полости и малого таза.

Знать:

― основные виды инструментальных методов исследования;

― цели предстоящих инструментальных методов исследования.

Освоение темы способствует формированию компетенций:

 

Профессиональных:

- ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- ПК 2. Соблюдать принципы профессиональной этики;

- ПК 4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

- ПК 5. Оформлять медицинскую документацию;

- ПК 6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Общих:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем;

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.

 

СВЯЗИ ТЕМЫ:

 


Внутрипредметные (темы):

ü «Общение в сестринском деле»,

ü «Обучение в сестринском деле», 

ü «Сестринский процесс»,

ü «Организация безопасной среды для пациента и персонала»,

ü «Клизмы, газоотводная трубка».

 

Межпредметные (МДК, молули):

ü «Анатомия и физиология человека»;

ü «Психология». Темы: «Общение», «Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения»;

ü «Психология общения»;

ü «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» (34.02.01 Сестринское дело); 

ü «Инструментальные методы обследования» (31.02.01 Лечебное дело).


КАРТА САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

 

Раздел тем   Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

Т Е О Р Е Т И Ч Е С К А Я П О Д Г О Т О В К А

1. Общие принципы подготовки пациента к инструменталь ным исследованиям. Учебно-методическое пособие стр. 10

- Ознакомьтесь с общими принципами подготовки пациента к инструментальным исследованиям,          запишите принципы в тетрадь, заучите.

 

- Какие вопросы Вы будите задавать, чтобы убедиться, в правильности понимания пациентом смысла и необходимости предстоящего исследования, а также правил подготовки к нему (по форме и содержанию)? - Что необходимо предпринять, чтобы пациент ничего не перепутал или не забыл при подготовке к исследованию? - Какие функции выполняет медицинская сестра в процессе инструментальных исследований.  
2. Наиболее распространён ные методы инструменталь ных исследований. Учебно-метод. пособие таб.2    

- Внимательно прочитайте и

изучите, какие инструментальные методы могут быть использованы для исследования органов пищеварения, мочевыделения и малого таза.

Обратите особое внимание, что рентгенологические методы разделены на две группы: выполняемые без предварительного контрастирования и с предварительным контрастированием.

- Запомните названия методов.

- Если Вы ведёте словарь терминов, выпишите названия в словарь, например: цистоскопия – эндоскопическое исследование мочевого пузыря.

- С какими рентгенологическими методами исследования органов пищеварения и мочевыделения Вы познакомились? - С какими эндоскопическими методами исследования органов дыхания, пищеварения и мочевыделения Вы познакомились? - С какими ультразвуковыми методами исследования органов пищеварения, мочевыделения и органов малого таза Вы познакомились.
 3.Характеристика наиболее распространён ных инструменталь ных методов. Учебно-метод. пособие таб.3

- Ознакомьтесь с принципами и возможнос-тями рентгенологических методов.

- Обратите внимание на отличительные особенности рентгенографии, рентгеноскопии, рентгенофлюрографии, компьютерной томографии.

- Ознакомьтесь с принципами и возможнос-тями эндоскопических методов.

- Ознакомьтесь с принципами и возможностями ультразвуковых методов.

- Ознакомьтесь с принципами и возможнос-тями радиоизотопных и функциональных методов*.

 

- Какие возможности у рентгенологических исследований? - Какие отличительные особенности у рентгенографии, рентгеноскопии, рентгенофлюрографии, компьютерной томографии. - Какие возможности у эндоскопических исследований? - Какие возможности у ультразвуковых исследований?  
4. Подготовка пациента к инструменталь ным исследованиям. Учебно-метод. пособие стр. 13-14    

- Ознакомьтесь с разделами подготовки пациента к исследованиям. Обратите внимание на необходимость психологической

подготовки.

- Начертите в тетради таблицу1. Используя алгоритмы подготовки к инструментальным методам, предложенные в учебнике заполните таблицу (это поможет Вам лучше усвоить материал темы).

- Отразите в таблице следующие рентгенологические, эндоскопические и ультразвуковые методы:

рентгенологическое исследование желудка и двенадцатипёрстной кишки;

пероральная

холецистография;

внутривенная холеграфия;

ирригоскопия;

внутривенная пиелография;

ретроградная урография;

фиброгастродуоденоскопия;

ректороманоскопия;

колоноскопия;

цистоскопия;

УЗИ гепатопанкреати-ческой области;

органов малого таза, почек.

- постройте усвоение учебного материала на запоминании отличительных особенностей подготовки к различным методам, общие принципы Вам уже известны.

- С какой целью назначается бесшлаковая диета? - Какие продукты необходимо исключить из питания при соблюдении бесшлаковой диеты? - Какие контрастные вещества используются при проведении рентгенологических исследований? - С какой целью необходимо наполнить мочевой пузырь при ультразвуковом исследовании органов малого таза? - При каких исследованиях используется желчегонный завтрак? Что рекомендуется в качестве желчегонного завтрака? - С какой целью применяют желчегонный завтрак при исследовании? - С каким перерывом во времени ставятся очистительные клизмы для очищения кишечника перед исследованием? - Когда пациент последний раз принимает пищу, если исследование проводится натощак? - Чем можно заменить очистительные клизмы в подготовке к исследованиям? - Что можно порекомендовать, кроме диеты, пациенту, страдающему метеоризмом? - Почему пациенту рекомендуется перед исследованием опорожнить мочевой пузырь (кроме УЗИ органов малого таза)?

Тест-контроль знаний

П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я

1. Решение ситуационных задач.

Учебно-методическое

пособие

стр. 20-21

 

- Решите предложенные в методическом пособии задачи по теме. Ответы запишите в тетрадь. Правильность ответов Вы узнаете на занятии.

 2. Памятка по подготовке к исследованию. 

Учебно-методическое

пособие

стр. 15

.

- Прочитайте предложенную памятку для пациента по подготовке к фиброгастродуоденоскопии (ФГДС).

- Составьте и запишите в тетради памятки для пациентов на те исследования, которые вызвали у Вас затруднение при изучении.

3. Алгоритм подготовки к исследованию.

Конспект

учебного

материала.

- Используя полученные в процессе самоподготовки знания, составьте алгоритм подготовки к конкретным инструментальном исследованиям и расскажите (себе, членам семьи, друзьям …).

 

         

 

 



Таблица 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...