Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Привычки. Пристрастия. Увлечения
Надеемся, что перечисленные признаки не только облегчат вам задачу распознавания Кругов среди других людей, но и помогут глубже понять «круглую» психологию. КРУГ НА РАБОТЕ Кое-кто, особенно среди Квадратов и Треугольников, скептически относится к Кругам как работникам. Конечно, Кругам очень тяжело высидеть весь день в кабинете или за столом, не отрываясь от работы и не общаясь с коллегами, как это делают Квадраты. И к власти Круги не рвутся так неудержимо, как Треугольники, ибо у них иные интересы в жизни. Однако опытный руководитель (не говоря уже о сослуживцах) всегда будет рад иметь в своем коллективе несколько «круглых» подчиненных. Круги - великолепные гармонизаторы отношений в коллективе; благодаря им остальные полнее ощущают свою личность, индивидуальность и значимость. Круги создают вокруг себя поле доброжелательности, которое гасит волны зарождающихся конфликтов. Те, кому в чем-то не повезло, всегда найдут у Кругов сочувствие и поддержку. Но это не все, что могут Круги на рабочем месте. Они - великолепные «командные игроки». Если руководитель способен правильно мотивировать Кругов, они работают ничуть не хуже других и делают многое такое (не думая о личной выгоде, а, сообразуясь с тем, что это нужно коллективу, организации), от чего другие работники уклоняются. Чаще всего Круги находят свое призвание в группе профессий «человек - человек»; учителя и преподаватели вузов, врачи и медсестры, продавцы и официанты, работники кадровой службы и т.д.[13] Главное содержание труда в данных профессиях сводится к взаимодействию между людьми. Именно это и привлекает Кругов, хотя при наличии определенных способностей и интереса к другой сфере деятельности они способны овладеть практически любой профессией, выработав свой индивидуальный стиль деятельности. Е. А. Климов, который ввел понятие «индивидуальный стиль деятельности» в отечественную психологию труда, определяет его как «совокупность общих и индивидуальных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки»[14]. Поэтому, твердо решив стать, например, банковским служащим. Круг найдет способы и приемы работы, компенсирующие его небрежность и невнимание к деталям, затратив конечно, на это определенные усилия. Хорошо, если коллеги и руководитель помогут Кругу найти его индивидуальный стиль. Или, по крайней мере, не будут ему мешать. Нам хотелось бы привести здесь пример, позаимствованный у Е. А. Климова. Представьте себе, что два человека забивают гвозди, сколачивая ящики. Один обладает большой мускульной силой, но неповоротлив, другой не так силен, но более быстр в движениях. Первый работник облюбовал себе тяжелый молоток и забивает гвозди редкими, сильными ударами. Другой работает легким молотком, используя не столь сильные, но более частые удары. Итак, оба делают одно и то же дело, работают одинаково хорошо, но каждый по-своему. Легко себе представить, что произойдет, если найдется начальник, который захочет навести единый «порядок» на рабочих местах и обоим работникам вручит одинаковые (неважно какие - тяжелые, средние или легкие) молотки. Производительность труда упадет. Неопытные руководители, особенно Квадраты, часто пытаются вручить своим подчиненным одинаковые «молотки», т. е., ставя им сходные цели и задачи, требуют и единых способов работы. К тому же не следует забывать, что даже сейчас еще сильны отголоски того периода развития нашего общества, когда нивелирование личности было ключевым моментом политики, в том числе и производственной. Само собой разумеется, такое руководство порождает у людей внутреннюю напряженность, которая повышает вероятность конфликтного поведения. Конфликт же является самой неприятной и тяжелой ситуацией, с которой Круг сталкивается в своей жизни. Круг в ситуации конфликта В эмоционально напряженной, грозовой атмосфере Кругам буквально трудно дышать. Их беспокоят любые конфликты, даже те в которых они не замешаны. Если же Круг обнаруживает, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, он будет страдать больше, чем представитель любой иной формы личности. Причем совершенно неважно, кто виноват в возникновении разногласия, ибо для Кругов непомерно тяжела конфликтная ситуация сама по себе. Они всякое столкновение воспринимают слишком уж лично. Психология Кругов такова, что любой, конфликт ввергает их в противоречие. Первое побуждение Круга - избежать, уклониться от конфликта, надеясь, что он разрешится сам по себе. Поэтому Круги склонны оправдывать других «за недостаточностью улик» и извинять даже их неприличное поведение. Однако Круги не могут долго закрывать глаза на конфликт и уклоняться от него, поскольку по сути своей являются миротворцами и хотят, во что бы то ни стало разрешить проблему и прийти к наиболее ценимому ими состоянию согласия. Если им удается при этом не слишком много потерять, они гордятся тем, что внесли свою лепту в урегулирование конфликта. Когда предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для Круга, то, как указывает С. Деллингер, Круги обнаруживают два основных стиля поведения в конфликте: приспособление (уступку) и компромисс. В конфликтной ситуации Круг практически всегда первым отказывается от чего-либо в пользу другого. Однако уступка, даже если она разряжает эмоциональную атмосферу и удовлетворяет заинтересованных в разрешении конфликта лиц, далеко не всегда является лучшим способом его устранения, особенно для самого Круга. Круг может уступить другой стороне в ущерб производственным интересам или интересам группы людей, часто всего коллектива. И это ради удовлетворения потребностей одного конфликтующего человека! Ведь Круги не склонны к глубокому анализу и часто, особенно в ситуации конфликта, руководствуются текущими эмоциями. Поэтому нередко в результате уступки Круга одному недовольному конфликт заканчивается еще большей проблемой, чем та, с которой он начался. В этом случае Круг теряет уважение коллег, считавших его первоначальную позицию (до уступки) единственно правильной и заинтересованных больше в решении самой проблемы, чем в субъективном благополучии вовлеченных в конфликт лиц.
Уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, чем на решение проблемы. Иначе говоря, Круги в ответ на открытую конфронтацию сосредоточиваются скорее на эмоциях, чем на предмете эмоций. А это заставляет их искать способы смягчить раздражение и гнев противника даже путем отказа от собственного мнения, в правильности которого они уверены, вместо того, чтобы стремиться найти адекватное решение проблемы. Понимая это, Круги, в конечном счете, теряют не только уважение коллег, но и какую-то долю самоуважения, что очень опасно, если помнить о свойственных им самообвинительных тенденциях. Более опытные и ловкие Круги предпочитают односторонней уступке компромисс. Это - излюбленный способ, которым Круги пытаются решить большинство проблем. Взаимная уступка соответствует психологическому складу «круглой» личности. Сами Круги считают компромисс беспроигрышной стратегией, одинаково выгодной конфликтующим сторонам. Однако мы полностью согласны с С. Деллингер, что это скорее субъективное мнение Кругов, чем объективный факт. Психология Круга по определению такова, что и в случае компромисса в конфликте выигрыш Круга будет, вероятно, меньше выигрыша его противника. И все же, нам не хотелось бы, чтобы у всех вас (в том числе и у Кругов) сложилось впечатление, будто вырвать победу у Круга - пустяковое дело. Истинный Круг - хороший психолог по природе, а с возрастом он обычно накапливает глубокие знания о людях и жизни. Отсюда - его житейская мудрость. Круги очень умело могут играть на чувствах других людей и тем самым манипулировать ими. Не следует забывать и о ценном даре Кругов уговаривать, убеждать и даже внушать людям свои мысли. В основе этого дара лежит умение вызывать у других нужные Кругу эмоции благодаря его особенному, расслабляющему и успокаивающему голосу. Так что приводимый ниже сценарий эффективного спора с Кругом, наверняка, будет для многих из вас полезным. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |