Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сценарий: «Как победить в споре с Треугольником».




Подготовительный этап.

1.1. Проведите тщательную подготовку к дискуссии.

1.1.1. Проанализируйте обе позиции — ваши и вашего противника-Треугольника. От того, насколько глубоко и точно вам удастся просчитать ваши и ответные «ходы» оппонента, будет во многом зависеть ваш успех. Обязательно отметьте для себя те позиции, которые вы могли бы сдать Треугольнику без боя, чтобы сохранить за собой ключевую позицию. Также определите для себя главный аргумент — «козырного туза», к которому вы могли бы прибегнуть в самый тяжелый для вас момент поединка. Лучше всего (и к этому нужно стремиться), если вы разыграете весь спор с Треугольником от начала до конца. Это можно сделать как мысленно, так и реально, воспользовавшись помощью того (друга, жены или мужа и т. п.), кто согласится сыграть роль Треугольника. Итогом этой фазы подготовки должно быть умение вести спор одинаково легко с обеих позиций — своей и противника.

1.1.2. Вместе с анализом рациональных аргументов попытайтесь спрогнозировать возможные эмоциональные реакции с обеих сторон — вашей и вашего противника. «Анализ убивает чувства» — что ж, именно это вам и нужно в споре с Треугольником. Разыграв ситуацию, вы сведете к минимуму элемент неожиданности — одно из основных условий сильных эмоциональных реакций.

1.1.3. Подготовьте несколько приемлемых для вас вариантов решения спорного вопроса. Ранжируйте их по степени приемлемости для вас и хорошенько обдумайте, что вам придется принести в жертву в том случае, если вы пойдете на компромисс. Все это необходимо сделать заранее, потому что, скорее всего в вашем распоряжении будет только одна попытка. В отличие от Квадратов, которых можно взять «не мытьем, так катаньем», Треугольники принимают решение сразу и не любят возвращаться к уже рассмотренному вопросу. Наличие вариантов поможет вам увереннее чувствовать себя в ходе дискуссии и не терять активности (ибо у вас есть, что предложить взамен отвергнутого решения).

1.2. Выберите подходящее время. Оптимальное время для встречи с Треугольником — когда его дела идут великолепно, все что называется «плывет к нему в руки». В этот момент он находится в более или менее благодушном настроении и на «гребне успеха» может позволить себе проиграть разок-другой. В любом случае не начинайте спор с Треугольником, когда он «не в духе».

1.3. Расположите к себе секретаря Треугольника. Треугольники доверяют своим секретарям. Поэтому лучше произвести на секретаря хорошее впечатление (или, по крайней мере, не произвести плохого). Тогда он может представить ваш вопрос своему шефу как заслуживающий внимания. Это условие — дополнительное (не у каждого Треугольника есть секретарь). Кроме того, предостерегаем вас, что ни о каком сговоре с секретарем не может быть и речи! Практически всегда секретари Треугольников верны своим шефам.

Исполнительный этап.

2.1. Излагайте ваш вопрос логично, последовательно и по существу. Не отвлекайтесь и не сбивайтесь на частности. Иначе говоря, не дайте возможности Треугольнику с самого начала перебить вас и сформулировать за вас суть проблемы. Если вы сможете стройно и кратко изложить суть проблемы, Треугольнику мало что будет к этому добавить. Тем самым вы сохраните за собой инициативу.

2.2. Контролируйте свои эмоции на всем протяжении дискуссии. Это — решающий момент в споре с Треугольником! Когда Треугольники не считают нужным скрывать свое несогласие, они могут дать волю своим эмоциям. Как известно, эмоции — плохой помощник в деловом разговоре. И если вы не «заговорите» от «искры» или, что вполне вероятно, «молнии» Треугольника, ваши шансы на победу резко возрастут.

2.3. Добейтесь от Треугольника в начале спора ответа «нет»[9], казалось бы, чего тут стараться?  Вероятнее всего, именно так и произойдет. Однако, не всякое «нет» вам подходит. С самого начала направьте спор на что-то менее важное для вас (уступите заранее намеченные для сдачи противнику позиции или используйте менее сильные аргументы, приберегая главные силы для заключительной атаки). Психология Треугольника (конкурентность и нетерпеливость) такова, что ему очень хочется сказать вам «нет». Однако, сказав однажды «нет», он будет более склонен согласиться со следующим (более важным!) вашим предложением или аргументом.

2.4. Вовремя используйте свой «главный козырь». Когда, несмотря на соблюдение всех приведенных выше условий, Треугольник не соглашается с вашим решением вопроса и со стороны кажется, что вы уже проиграли спор, приведите ваш решающий довод. Треугольники — люди импульсивные, и неожиданность может стать вашим союзником. Быстро сказанное «нет»! может столь же быстро превратиться в желанное для вам «да!».

2.5. Предлагайте компромиссные варианты. Если вам не удалось отстоять «чистое решение» (ваш главный аргумент не подействовал на Треугольника), самое время пойти на компромисс. У вас должно быть заготовлено несколько вариантов, ранжированных по степени уступок с вашей стороны. Предлагайте! Лучше получить хоть что-то, чем ничего!

2.6. Будьте готовы к поражению. Когда вы имеете дело с Треугольником, к проигрышу нужно быть готовым. Это не следует понимать так, что вы должны идти в бой с установкой на поражение. Ни в коем случае! Наоборот, вы должны отдать все ваши силы, чтобы победить. Но если проиграли, перенесите проигрыш с достоинством, бодро и «не хлопайте дверью», особенно когда вам предстоит и дальше работать вместе или поддерживать партнерские отношения. Кроме того, если ваш спор носил тактический характер, окажите поддержку решению Треугольника и признайте свой проигрыш. Хороший стратег должен знать, когда можно проиграть сражение, чтобы выиграть войну!

Финал.

3.1. Не «зацикливайтесь» на исходе спора. Скорее всего, это не последняя ваша битва. Подумайте о том, как вы будете действовать дальше.

3.1.1. Если вы выиграли спор и вам предстоит дальше работать с этим Треугольником — не спешите хвастать вашей победой перед коллегами. Лучше всего — дать возможность Треугольнику самому объявить о своем поражении. Он знает, что сказать! И если вы не глупы, то не будете оспаривать его слова. Если же проиграли вы, тогда вам следует поспешить, чтобы первым рассказать об этом другим.

3.1.2. Если вы выиграли, то вся проработка деталей ложится на ваши плечи. И вся ответственность… в случае неудачи. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, займитесь своим делом. Если вы достойно сыграете «финальную сцену», Треугольник не станет вашим врагом, даже когда он вам проиграл.

Треугольники-коллеги

Отношения «по горизонтали» с Треугольниками сопряжены с рядом трудностей для многих других фигур, прежде всего потому, что Треугольники, не обладая в этом случае формальной властью, тем не менее, часто пытаются «руководить» коллегами. Вряд ли можно изжить у Треугольников сильное стремление к доминированию — без него они перестали бы быть собой. Однако с Треугольниками не так уж трудно работать, если знать, как с ним общаться. Ниже приводится перечень основных моделей проблемного поведения Треугольника-сослуживца и предлагаются ключи к разрешению создаваемых проблем. Если вы будете действовать в направлении, которое подсказывает тот или иной ключ, вам удастся избежать ненужных эмоций и держать Треугольника на удобном для вас расстоянии. Помните только, что ключи — это не рецепты, а указатели направления вашего поведения. Конкретные слова и действия — это ваша импровизация.

Проблемное поведение Треугольника Ключ к разрешению проблемы
1. «Я возьму ответственность за это на себя». (Что означает: Треугольник хочет, чтобы вы «отошли в сторону», так как уверен в успехе дела и не желает «делить лавры».) 1. Подчеркните вклад других членов коллектива в предстоящий успех дела и свою готовность отвечать за его исход.
2. «Вы можете рассчитывать на мою поддержку…» (Что означает: это ваша забота, поскольку Треугольник не видит здесь никакой выгоды для себя лично). 2. Обеспечьте Треугольнику личную выгоду в данном деле, и он станет активным участником и энергичным его защитником.
3. «У меня нет на это времени, сейчас я занят очень важной работой». (У Треугольника вся работа «важная» или, по крайней мере, «важнее» вашей.) 3. Треугольники разделяют философию «услуга за услугу». Поэтому предъявите счет за прошлые услуги, которые вы оказали Треугольнику, и выразите готовность помочь в будущем. Если нужно, подскажите, как конкретно мог бы Треугольник вам помочь.
4. «Или говорите по существу, или…» 4. Приходите к Треугольнику с проблемой и хорошо продуманным ее решением. И то, и другое излагайте кратко и просто.
5. «Это не может ждать!» 5. Покажите Треугольнику, что ваша задача — «финишировать всей командой», что в данном случае нужен не его «личный рекорд», а согласованные, координированные действия членов «команды».
6. «Теперь все зависит от того, как быстро вы с этим справитесь». 6. Треугольник пытается вами управлять, а заодно и «проверить ваши способности». Не отвечайте на вызов. Делайте свое дело по официально утвержденному плану.
7. «Сейчас не самое лучшее время для этого». 7. Положитесь в оценке обстановки на Треугольника. Обычно Треугольники всегда оказываются правы в отношении «политического климата» организации: господствующих мнений, тенденций, перспектив и новых веяний.
8. «Мне нужна ваша помощь». 8. Будьте осторожны! Особенно это касается вас, Прямоугольники и Круги. Треугольнику редко требуется действительная помощь. Возможно, это попытка втянуть вас в какую-то «историю»; возможно, это просто желание переложить часть своей работы на ваши плечи. В любом случае, если вы решили оказать услугу Треугольнику, закончите разговор примерно так: «За вами долг!»

Как видите, с Треугольником не так уж много проблем, особенно, если знаешь, что от него ждать. Просто когда работаешь с Треугольником, всегда нужно быть чуть-чуть настороже, ибо его поведение часто имеет подтекст, определяемый стремлением быть во всем первым.

Треугольник-руководитель

Руководящая должность сама по себе предполагает более или менее выраженное «треугольное» поведение. Поэтому, когда такую должность занимает истинный Треугольник, она усиливает его «треугольные» черты, как положительные, так и отрицательные. Главные из них — следующие:

Плюсы Минусы
Быстрота мышления и принятия решений. Импульсивность решений и неоправданный риск.
Тверд в обещаниях и решениях. Категоричен, с трудом признает ошибки.
Ясность распоряжений. Нетерпимость к ошибкам других.
Умело делегирует поручения. Присваивает всю славу себе.
Постоянная готовность к работе (или борьбе) с другими. Нетерпеливость, вспыльчивость.
Высокая работоспособность, одержимость работой. Чрезмерная требовательность к другим (и себе).
Установка на успех в любом деле. Философия — «цель оправдывает средства», манипулирование другими.
Великолепное «политическое чутье», умение подать себя и своих подчиненных в выгодном свете. Философия «хорошего фасада» (в худшем варианте: «хорошо выглядеть важнее, чем хорошо работать»).
Превосходно действует в критической ситуации. Склонен к «управлению через кризис».

В аспекте психологии управления Треугольники склонны к авторитарному (или автократическому) стилю руководства (который сам по себе не поддается однозначной оценке — все зависит от ситуации). В аспекте этики бизнеса Треугольникам, по их психическому складу, ближе «имморальный» и «аморальный» стили менеджмента, чем «моральный» (который близок Кругам). На стр. 54 дается краткая характеристика этих стилей по А. Кэрролу4 (с изменениями).

В условиях экономической реформы и развития рыночных отношений необходимо уделять особое внимание этическим стилям менеджмента. Характеризуя состояние американского менеджмента в этической перспективе, А. Кэррол указывает на то, что, по-видимому, подавляющая часть американских менеджеров исповедует «аморальный» стиль управления, практикуя, по обстоятельствам, и два других стиля. Оставшаяся, относительно небольшая часть менеджеров делится примерно пополам: на «моральных» и «имморальных». Таким образом, по оценкам А. Кэррола (впрочем, и других специалистов по этике бизнеса), общую атмосферу американского менеджмента вряд ли можно назвать «моральной».

Основные характеристики Имморальный менеджмент Аморальный менеджмент Моральный менеджмент
Отношение к этическим нормам Активное отрицание этики в бизнесе. Оправдано все, что приносит прибыль Управленческие решения не рассматриваются в этической перспективе по двум причинам: а) считается, что в бизнесе и в жизни действуют разные «правила игры» или б) менеджеры просто не задумываются о возможных негативных последствиях их решений для других. Управление согласуется общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения
Мотивы Эгоизм. Озабоченность только прибылями — собственными и своей фирмы Благие намерения, эгоистичность которых состоит в том, что воздействие принимаемых решений на других людей не учитывается Добродетельные. Преуспевание только в границах этических заповедей (честность, справедливость, долг и т. д.)
Цели Прибыль и успех организации любой ценой Прибыль в рамках закона. Другие цели не рассматриваются Прибыль в пределах повиновения закону и этическим нормам!
Отношение к закону Правовые нормы — барьеры, которые желательно преодолеть, когда есть возможность Закон и есть этика бизнеса. Предпочитается буква закона. Оправдано то, что можно делать законно Повиновение букве и духу закона. Закон — это минимум, который дополняется этикой
Стратегия «Лови момент». Используются все благоприятные возможности для увеличения прибыли Полная свобода управления в рамках закона. Личная мораль менеджера может использоваться по его усмотрению Ориентация на твердые этические нормы. Менеджеры берут на себя функции лидеров в решении этических дилемм

 

Нам представляется, что аналогичный вывод можно сделать и в отношении нашего менеджменте. Конечно, не следует думать, что тот или иной этический стиль менеджмента складывается в организации потому, что там подбираются менеджеры определенного склада личности (Треугольники, например, или Круги). Доминирующий этический стиль управления в какой-либо организации зависит от традиций, сферы бизнеса, экономического состояния отрасли и общества в целом, характера правовых регуляций, уровня культуры производства, технологии и многого другого. И когда Треугольник попадает в организацию, кредо которой — «моральный» менеджмент, ему просто ничего другого не остается, как стать «моральным» менеджером (или расстаться с этой организацией). Правда, ему понадобится больше сил и времени на адаптацию к «моральному» стилю, чем Кругу, но он пойдет на это, если данная организация является тем местом, где можно сделать хорошую карьеру. Треугольник способен стать «моральным» менеджером, хотя его может иногда и «заносить». Когда Треугольники попадают в управленческую среду с иным климатом, они быстрее других форм усвоят «имморальный» или, в лучшем случае, «аморальный» стиль управления.

Склад личности Треугольника может также сказаться и в выборе места работы: из двух в остальном равных организаций он выберет скорее ту, где вопросам морали уделяется меньше внимания. Что касается остальных форм, то Кругу, как мы уже говорили, близок «моральный» стиль. Квадрату ближе «аморальный» (как основанный на более четких «правилах игры»), а в лучшем случае, и «моральный» стиль, тогда как «имморальный» стиль для него практически не приемлем (Квадраты слишком чтят букву закона, «писанные правила»). Понятно, что Прямоугольник может менять эти стили «как перчатки». А Зигзаг, в зависимости от обстоятельств, легко принимает любой этический стиль, но в одной сфере он неуправляем: тогда, когда Зигзаг стремится реализовать свою очередную «гениальную» (иногда без кавычек!) идею, он готов заложить душу Дьяволу! Иначе говоря: оправдано все, что помогает осуществить идею.

Большинству из нас приходится работать под началом Треугольников (или хотя бы тех, кто «рядится в их одежды», занимая руководящую должность). Быть, на хорошем счету у начальника — естественное желание подчиненного. Чтобы угодить «треугольнику» начальнику, нужно «не так уж много»: быть похожим на него и при этом не забывать, кто из вас начальник. Поэтому:

  1. Работайте хорошо и побольше! Не отказывайтесь задержаться после работы или пропустить иногда обед (это в лучших традициях самого Треугольника).
  2. Не отказывайтесь от роли лидера в своем коллективе и за его пределами (не нарушая, однако, дистанции и синтонности с вашим начальником).
  3. Будьте гибкими и восприимчивыми к инновациям. Постарайтесь всегда «нестись на волне» изменений, вводимых вашим «треугольным» шефом.
  4. Предлагайте различные варианты решения проблем. И делайте это так, чтобы ваш начальник считал, что удачный вариант принадлежит ему. Не предлагайте непродуманных (непроверенных) решений. Как только это выяснится, Треугольник потеряет к вам уважение.
  5. Постоянно и своевременно информируйте начальника о ходе дел (вам не поздоровится, если Треугольник-руководитель узнает о ваших промахах со стороны).
  6. Старайтесь общаться с начальником и коллегами в «треугольном» стиле: кратко, ясно, по существу (никаких пустых и сумбурных разговоров). Эта рекомендация относится к деловому общению.
  7. Развивайте и демонстрируйте начальнику вашу способность владеть собой в щекотливых ситуациях, а также умение оценивать обстановку.
  8. Не сплетничайте (тем более о своем начальнике) в коллективе!
  9. Всегда будьте готовы внимательно выслушать вашего начальника.

М. Ксизентмихали предлагает подтвержденную многочисленными исследованиями модель оптимального психологического состояния (или, по его терминологии, оптимального потока сознания), согласно которой состояние сознания определяется соотношением между уровнем внешних побуждений к деятельности (благоприятных возможностей действовать или «вызовов» к действию) и уровнем умелости, подготовленности личности. С учетом данных, полученных другими исследователями (Massimini F., Саrli М., 1985), эту модель можно изобразить графически в виде двухмерной координатной системы.

Наибольший интерес для нас в данной модели представляют две линии анализа: 1—3 и 2—4. Линия 1—3 соответствует ситуации, когда уровень возможностей действовать примерно соответствует уровню подготовленности личности к деятельности (иначе говоря, величина отношения этих уровней равна 1). Когда низкому уровню умелости личности соответствует низкий уровень возможностей действовать (иначе говоря, бедная событиями простая среда), человек испытывает безразличие, апатию и не стремится к достижениям, самореализации (ситуация 1). Начиная с некоторого среднего уровня возможностей действовать и выше (т.е., при усложнении среды), при соответствующем увеличении подготовленности личности к деятельности, человек активен, уверен в своих силах, стремится к самореализации, испытывает удовольствие от жизни, т. е. находится в оптимальном психическом состоянии (ситуация 3). Поведение вдоль линии 1—3 не приводит к стрессу или, по крайней мере, к стрессу такой силы, который способен причинить вред организму.

Напротив, линия 2—4 — это линия стрессогенного поведения. Когда при высоком или даже среднем уровне подготовленности к деятельности, возможности действовать ограничены (ситуация 2), человек испытывает скуку, ощущает свою ненужность, «неангажированность» (Ж.-П. Сартр), причем тем больше, чем меньше он способен контролировать события и влиять на среду. Это — один из путей, ведущих к тяжелому стрессу. Другой путь связан с ситуацией 4, когда сложность среды, многообразие благоприятных возможностей действовать или, иначе говоря, тот «вызов», который среда бросает личности, намного выше уровня подготовленности личности. В такой ситуации человек не способен должным образом контролировать ход событий, что вызывает тревогу и напряженность. Такова общая модель, описывающая поведение «среднего» человека. Она полезна, но… это не идеал для психогеометрии как системы практической психологии, имеющей дело с конкретными типами людей. Здесь мы должны по возможности уйти от той юмористической ситуации, когда человек тонет, переходя вброд реку со средней глубиной 90 см. Чтобы «не утонуть», мы конкретизировали рассмотренную модель, введя в нее еще одну переменную — тип личности. Для простоты и удобства мы воспользовались ставшей уже классической концепцией двух типов личности (тип А и тип В), сформулированной М. Фридманом и уточненной Д. Глассом. Во-первых, эта концепция имеет прямое отношение к стрессу. Во-вторых, в нее великолепно вписываются психогеометрические формы личности: в плане интересующего нас здесь поведения Треугольники и Зигзаги соответствуют личности типа А, тогда как Квадраты и Круги — личности типа В.

Люди типа А характеризуются очень высоким уровнем активности. В психологии их называют «искателями возбуждения». Поэтому требуемый для оптимального самочувствия средний уровень возможностей действовать у них значительно выше такового у «среднего» человека (на модели этот средний уровень для личности типа А обозначен пунктиром). Эти люди активно ищут более сложную, динамичную среду со множеством возможностей к действию, соответствующую их высокому уровню притязаний и выраженной мотивации достижения. Иная среда у них вызывает скуку. Представители типа А стремятся во всем быть первыми (узнаете Треуголь ников?!). Они просто одержимы желанием сделать все лучше и быстрее других. Высокая потребность конкурировать с другими желание реализовать все свои цели и планы (к тому же, сформулированные иногда лишь в самом общем виде) в максимально короткие сроки чаще всего и подводит их к черте, сильного стресса. Им хронически не хватает времени, поэтому они работают днем и ночью, в организации и дома (и даже в отпуске). Они вынуждены преодолевать чувство усталости (часто используя в качестве стимуляторов кофе или алкоголь), постоянно напряжены, а если и позволяют себе расслабиться на короткое время после покорения очередной «вершины», то только для того, чтобы устремиться к новому «пику». Если учесть, что требуемый им для оптимального самочувствия фоновый уровень «событийности» и так высок, понятно, что пытаясь «догнать всех зайцев сразу», они загоняют себя в состояние стресса. Столкновение с препятствиями вызывает у них чувство ярости. Но самое страшное для личностей типа А — потерять контроль над ходом событий. Они развивают бешеную деятельность, чтобы вернуть утраченный контроль. Если же это не удается сделать быстро и тщетность усилий становится для них очевидной, последствия напоминают землетрясение! Причем, чем более энергичной была попытка совладать с ситуацией, тем более разрушительными в случае неудачи оказываются последствия. М. Фридман не зря назвал тип А «коронарным типом личности», ибо среди представителей этого типа сердечные заболевания (инфаркт, например) встречаются значительно чаще, чем у личностей типа В.

Представители типа В (Квадраты и Круги) не столь конкурентны, отличаются умеренной мотивацией достижения, умеют расслабляться, давать себе отдых (Квадраты и Круги делают это по-разному) и, в общем, практически никогда не испытывают такого дефицита времени и связанной с ним напряженности, как личности типа А. Требуемый для оптимального душевного состояния средний уровень возможностей действовать у них ниже уровня «среднего» человека и намного ниже, чем у личностей типа А (на модели обозначен штрихпунктирной линией). А это значит, что реакция на стресс у них менее разрушительна (попросту говоря, им «ниже» падать). С другой стороны, стресс «снизу» (от скуки) для них менее опасен, чем стресс «сверху» (от тревоги), тогда как личности типа А могут получить одинаково сильный удар и «сверху», и «снизу». А самое главное, личности типа В вносят гораздо меньший «личный вклад» в развитие стресса, чем личности типа А. Следует также не забывать, что эти выводы касаются, прежде всего, работы.

И мы не зря уделили больше всего внимания механизмам возникновения стресса именно в этой главе. Потому что для вас, Треугольники, сильный стресс наиболее опасен. Скорее всего, вы будете переживать стресс в двух ситуациях: 1) когда вы теряете контроль над событиями, потому что их слишком много, и 2) когда событий слишком мало, и вы не в силах что-то изменить. И в том, и в другом случае, потеряв контроль, вы обычно действуете во вред себе, и нет для вас худшего врага, чем вы сами. Конкретные варианты этих и других ситуаций и мы рассмотрим ниже вместе с рекомендациями по снижению стресса. Надеемся, что они вам помогут в трудную минуту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...