Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник: словарь литературоведческих терминов




 

РОМАН (фр. гошап — первоначально произведение на романских языках) — большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты: изображение Человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда—большой объем сравнительно с другими жанрами.

Литературная энциклопедия терминов и понятий

 

Роман - Фабулярное эпическое произведение большого объема, написанное прозой. Допускает разнородность тем, нитей рассказа и мотивов. Воссоздает обычно большой участок действительности, пользуясь свободной, разнообразной композицией и разными художественными средствами. Разделение на тематические и композиционные разновидности проводится с разных точек зрения, также конкретные произведения часто являются смешанными видами и могут быть охарактеризованы несколькими определениями” (S. 201).

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко

 

 

Рома́н — литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями (на первом плане любовь), борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.[1]

Роман (в литературе) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

 

Говорящий человек и его слово" таково возможное, если не исчерпывающее определение романа. /.../

Как любой речевой акт и словесный продукт, роман не меньше, чем о себе самом, говорит о лежащем вне его: философии, политике, социальной проблематике, в общем, о жизни. Связь осуществляется в форме цитирования, иногда обмена, а главное конкуренции. В своем собственном слове роман не просто отражает другие слова, сказанные о мире; скорее он их переобозначивает и перетасовывает, он задает им вопросы, оспаривает или заставляет работать на себя. /.../

Вероятно, в большей мере, чем прочие жанры, роман есть голос о мире и голос самого мира, даже там, где он выдает слова за свои собственные. /.../

Любой роман, не исключая и так называемого диалогического, не просто сталкивает мнения, не просто служит рынком идей; роман это прежде всего стремление к связности, механизм сочленений, переплетений, письма. Иначе говоря, осуществление определенной этики не через посредство, а одновременно с эстетикой.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, №14, 1996.
Точность цитирования – дословно

 


Роман (по Бахтину) – эпическое произведение, в центре которого судьба личностей в сложных отношениях с бытием.

 

Драматическое в тексте

Диалоги, монологи – самое важное – мысли, рождающиеся в сознании ГГ; в форме диалогов, которые, по сути, являются монологом, отражающим авторское слово и авторское сознание как основной объект эстетической рефлексии. Монолог и диалог у Гришковца неравнозначны по семантике: если основой диалогов становятся банальные бытовые, клишированные темы, любые отступления от которых оборачиваются неудачей, то в монологах автор дает возможность своим героям отыскать истинное слово, сформулировать и обосновать свою мыль, спокойно поразмышлять на волнующие темы.

· Есть моменты, когда в тексте прописаны диалоги, как в пьесе:

«Вот разговор, который состоялся между мной и Максом в грузинском ресторане "Генацвале":

Макс: Значит, ты не будешь мне рассказывать про эту женщину? Я: Макс, я не то что расскажу про нее, я вас познакомлю.
Макс: А не боишься? Я: Господи!.. Макс, брось ты...
Макс: Ладно-ладно! А ты, значит, влюбился? Я: Перестань! Что ты, в самом деле?!
Макс: Влюбился!! Везет тебе! Да-а, Саня! Ты молодец! »

· Почти сплошной монолог

· Искренность и свобода

· Повествователь/автор – наблюдатель

· Замкнутость времени и пространства – один день в центре Москвы – или в рубашке??










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...