Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образ современника в романе




По тексту:

 - Уехал из родного города в Москву. Уехал, надеясь в тайне, что без него там все плохо. Тяга к родителям и сыну, но после изрядного количества алкоголя – итого тяга к прошлому, которой он пытается противостоять. Постоянно вспоминает - Бар, где в родном городе пили – «в аккурат на полпути от моего дома до дома Макса», «В Родном городе все близко»

 - есть предыстория, часть жизни, которую он закрыл, почти забыл – как минимум в потоке сознания об этом мало что говорится - Сыну 10 лет. Сам разведен.

 - «Кажется, я умею разговаривать просто со всеми». Любит и может руководить и манипулировать людьми, пользуется авторитетом и уважением. – итого умение общаться с людьми, взаимодействовать с ними

 - хочет увековечить результаты своего труда, хочет сделать что-то стоящее, мелкое надоело (архитектор)

 - критичен к себе (построил только один хороший дом, а остальное – так, ни о чем)

 - Непоследовательный (недоделанный двухлетний ремонт в квартире – представление и желание изменились и доделывать стало незачем)

 - Противоречивый «нужно было что-то делать с машиной. Не бросать же ее так! И я ее тут же бросил»

 -бежит от реальности. Поэтому мечтает/спит и воображает себе то пустыню, то море, то крайний север, то тюрьму. «Как мне тому, который сидел в вагоне московского метро, нравился тот «я», который в холодном море… или в пустыне… <> Там спасение! – понял я. – Спасение! …<> Там было спасение, потому что там не было надежды». Поэтому играет в Хэмов – это еще и из-за тяги к приключениям. Поэтому любит кино и концерты – возможность отвлечься от реальности.

Он зажат между бессмысленностью своей жизни и ее неизбежностью.

 - Зациклен на своих мыслях - «Кто мне даст выходной от того, что творится у меня в голове?». Друг о нем говорит ему же «Как же у тебя в башке-то все понакручено! Что ты за человек. Кошмар!»

 - чтобы полегчало, неважно, в чем проблема – надо изменить реальность вокруг, что-то даже уничтожить – постричься, убраться, выкинуть хлам «Я люблю выбрасывать разный хлам. … Когда я выбрасываю хлам, мне становится легче жить»

 - Забывает бытовые мелочи. - Что-то собирался подарить и не подарил, теперь валяется; дома куча нестиранных рубашек

 - Влюблен. Сильно влюблен. В привязанностях постоянен – друг только один и давний.

 - сомневается в себе, нуждается в оценке со стороны (возможно) «кажется, что я хороший человек», «<…> я устал. <…> Устал сам себя все время успокаивать, что, мол, все будет хорошо, или, точнее, уже хорошо… <…> Устал говорить се-бе: „Погоди, разберемся!“ Чего годить? В чем разберемся? Все уже сложилось»

Главный герой много беседует со своим лучшим другом, но разговор их носит странный характер. Они не могут сообщить друг другу ничего нового, потому что слишком похожи. Очевидно, что герой общается со своим отражением (в «Зиме» Гришковец прямо пересказывает миф о Нарциссе).

Через других персонажей, упоминаемых в тексте, детализируется образ ГГ, он же в свою очередь является проекцией всех, голосом каждого и всякого, пространство романа также используется для характеристики как ГГ, так и целого поколения, его современников, таким образом – роман это система зеркал.

Обобщение в процессе семинара:

Кризисность

Типичность

Узнаваемость

Отнесенность к творческой интеллигенции

Продукт капитализма

Способность к мимикрии

Инфантильность

Прокрастинация

 

Черты творчества

Формально автор идет по пути эпической драмы, в которой различия между категориями «Я» и «Я другой» принципиальны. Особенность коммуникации между ролями «автор», «герой» и «рассказчик» в драматургии Гришковца являет собой тенденцию синкретизма современного искусства. Биографический автор произведения, рассказчик и персонаж у Гришковца оказываются максимально приближены друг к другу: пространством и временем существования автора на сцене является высказывание героя, посредником между автором и читателем/зрителем выступает рассказчик, который является драматизированным бытием автора, а в момент высказывания происходит одновременное слияние и разъединение автора и героя.

Эпическое + драматическое

Размыв границ жанра

Поиски себя, обращенность к внутреннему миру

Я=ВСЕ – берет на себя ответственность/роль общего голоса, голоса каждого, говорит от своего поколения

Речь современна

Простой язык

Открытый финал

Действие не так важно, как мысли героя, поэтому все приключения становятся фоном или катализатором мыслей и выводов

Соотношение реального и условного – ментальное пространство в размышлениях героя во много раз больше того пространства, в котором он находится. Там и прошлое, и будущее, и то, чего с ним никогда не было.

Небольшой словарный фонд, компенсирующийся фонетико-интонационным оформлением

Внимание к деталям

Неглубокое раскрытие отношений, но постановка проблем

Типичная ситуация– кризис свой и/или ближнего

Искренность

Герой не обретает счастья - Ни в одном из своих текстов Гришковец не дает своему лирическому герою ни одной счастливой совместной минуты с женщиной.

 «Да, мой герой, как правило, человек благополучный. Он живет в городе, у него есть семья, есть работа, какие-то деньги, но это человек страдающий. А страдает он от того, что не знает, как ему жить. Я не касаюсь социальных вопросов и не ухожу туда в какие-то маргинальные сферы никогда. Заметьте, у меня ни в одном произведении нет врага у главного героя. Потому что мне интересно писать о неплохих человеческих отношениях. Наша жизнь состоит из того, что мы спим, едим, читаем газеты… Иногда за всю жизнь мы всего пару раз делаем серьезный выбор, у нас случается в лучшем случае пара серьезных любовей, двое-трое детей за жизнь и несколько трагических событий. И все. Так вот эта «вода», из которой на 90% состоит наша жизнь, мне и интересна. Очень интересна!» (с) Гришковец

Мировоззренческая концепция: Мир – эгоцентричен. Лиризм – т.к. Я в центре

Исповедальная манера Гришковца, выражающаяся в стремлении автора быть на сцене самим собой, жить, а не играть, свидетельствует об универсальном «Я», что дает основания для отнесения его драматургии к лирическому направлению современного искусства.

Близкая к сказу языковая манера драматургии Гришковца разрушила номинативную функцию слова, в результате чего доминировать стали чувства, ощущения, ответственные за коммуникацию человека с миром. Высказывание Гришковца содержит семантически значимую паузу: его драматургическое молчание стилистически значимо, эмоционально, связано с оценочной информацией и потому используется как ее заменитель. Ремаркой «пауза» и огромным количеством многоточий в его пьесах обозначен коммуникативный провал. Пауза у Гришковца становится «звучащим молчанием».

 

Мотивы

Удивительный феномен спектаклей Гришковца, на которых зрителям кажется, что речь идет именно о них, объясняется тем, что он постоянно находит и описывает в других самого себя.

Его ранние тексты апеллировали к «коллективной памяти», ощущениям, независимым от возраста.

Тематика

Темы детства, «мужской дружбы», «службы в армии», ностальгия по «советскому общежитию». В центре всегда тема «обычного» человека, тема отношений с родными, близкими (женщинами, друзьями, семьёй), тема прошлого и воспоминаний о прошлом.

Проблематика

Субстанциональные проблемы: поиски себя во Вселенной, проблема контакта человека с миром, обреченность на одиночество

проблемы осознания смысла собственного бытия, самоидентификации личности.

Идея - сама жизнь является причиной утраты своего собственного «Я», что в процессе жизни человек становится «другим»

Композиция

В сборнике «Боль» произведения объединяются на основании схожести темы, сюжета и героев. Композиция внутри произведений коррелирует с общим построением всего сборника через общие элементы, представленные на разных уровнях каждом тексте. Основным соединяющим элементом композиции цикла является тема, заявленная в заглавии сборника. Это подчеркивает и сам автор: «…я ощущаю сборник «Боль» как цельное произведение, как художественный цикл, в котором боль как состояние и душевное, и физическое становится некой призмой, через которую человек смотрит на мир, на жизнь особым образом — так, как он прежде не смотрел» [2, с. 4]. Это становится главным связующим звеном всех трех произведений: герои переосмысливают себя и окружающий мир, переживая болевые ощущения различной глубины и сложности.

Сонина Е. В. Особенности композиции художественного сборника Е. Гришковца «Боль» // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1170-1174. — URL https://moluch.ru/archive/112/28373/ (дата обращения: 24.02.2018).

Эстетический и нравственный идеал

«интересно писать о неплохих человеческих отношениях. Наша жизнь состоит из того, что мы спим, едим, читаем газеты… Иногда за всю жизнь мы всего пару раз делаем серьезный выбор, у нас случается в лучшем случае пара серьезных любовей, двое-трое детей за жизнь и несколько трагических событий. И все. Так вот эта «вода», из которой на 90% состоит наша жизнь, мне и интересна.» (с) Гришковец

Эстетический идеал Е.Гришковца -Было бы нелепо утверждать, что Гришковец открыл этот жанр. Монодрама существует давно, известны различные её теории и толкования. На современном этапе выделяется только один существенный признак этого жанра: число исполнителей. Однако ещё в начале двадцатого века монодрама была предметом многочисленных споров, исканий и театральных опытов. Тогда же и была создана первая отечественная теория монодрамы, у истоков которой стоял Н.Н. Евреинов. В драматургии наших дней жанровая форма пьесы-монолога актуализирована не только в творчестве Гришковца. Пьесы-монологи есть у Л. Петрушевской, любит эту жанровую форму и Н. Коляда. Пьеса, родовую природу которой определяют действие, столкновение персонажей, находящие выражение в диалоге, неожиданно воплощается в монологической форме и при этом сохраняет драматургическое начало и театральность.

Определение романа

РОМАН - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Для русского Р. второй половины XIX в. характерно всестороннее изображение героя, внимание к процессу его формирования, сложная композиция (наличие нескольких сюжетных линий, авторских отступлений, вводных эпизодов и т.д.). Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова), сатирический («История одного города» МЕ.Салтыкова-Щедрина), исторический («Петр I» А.Н.Толстого) и др. Своеобразное явление представляет собой Р. в стихах (напр., «Евгений Онегин» А.С.Пушкина), в котором наряду с эпическим ярко выражено лирическое начало.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...