Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Jf. Kittsteiner: «Die Abschaffung des Teufels im 18. Jahrhundert».⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
13 Несложная и познавательная тематизация проблематики соотношения страданий, наполняющих мир и предполагаемой божественной благости и справедливости - Anderberg: Guds moral. 14 Ricoeur: Fallible Man, s. XLVI. 15 Зло в различных культурах см. Parkin (red.): The Anthropology of Evil. Зло в различных религиях мира, см. Cenkner (red.): Evil and the Response of World Religion. Как понимали зло в древнескандинавской культуре см. Johannesen: «Pragmatiske moralister - om forståelse av de onde i præ-kristen norrøn kultur». 16 Blake: «A Divine Image», в The Complete Poetry and Prose of William Blake, s. 32. 17 Mann: Das Problem der Freiheit. 18 Cioran: Søderrevet, s. 108. 19 Delblanco: The Death of Satan, s. 3. 20 Baudrillard: The Transparency of Evil, s. 81. 21 Схожесть между мировоззрением Бодрийяра и «Снежной королевой» Андерсена довольно условна, поскольку тот, кому в глаз попадает осколок дьявольского зеркала, также видит в доброте и красоте лишь уродливое и дурное. У Андерсена, следовательно, все вокруг просто выглядит уродливым и дурным, в то время как, с точки зрения Бодрийяра, зло действительно присутствует во всем. 22 Baudrillard: The Transparency of Evil, s. 81,85. 23 Sontag: Sykdom som metafor, s. 92. 24 Baudrillard: Fatal Strategies, s. 7. 25 Ibid. S. 77. 26 Delblanco: The Death of Satan, s. 9 27 Ricoeur: The Symbolism of Evil 28 Ibid. S. 350 29 Rosenbaum: Explaining Hitler, s. Xxi. 30 Ibid. S. 87. 31 Gauchet: The Disenchantment of the World, s. 168. 32 Подробное обсуждение этого вопроса см. также в Svendsen: Mennesket, moralen og genene.
Wright: The Moral Animal, s. 369. 34 Watson: Dark Nature, s. 86. 35 Jf. Svendsen: Mennesket, moralen og genene.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. III. Наука, 1980. Поли. собр. соч. в 30 т. Т. 21, с. 16. 37 Harris: The Silence of the Lambs, s. 21. 38 Jf. Midgley Wickedness: A Philosophical Essay, s. 49. 39 Weil: Ordenes makt, s. 30. 40 Morris: «The Plot of Suffering: AIDS and Evil». Morris особо выделяет Левинаса в качестве примера, и существуют работы Левинаса, которые подтверждают такое толкование (Левинас: «Uselles Suffering»), однако Левинас также трактует зло как непринятие ответственности перед Другим (Левинас: Den Annens humanisme, с. 87). В общем и целом Моррис прав, однако было бы не совсем правильно характеризовать Левинаса как типичного представителя такого взгляда на зло, поскольку Левинас принимает постулат личной ответственности. 41 Shakespeare: Hamlet, II.ii. 42 Зло мира не просто является суммой несправедливых поступков, которые одни индивиды совершают по отношению к другим, не просто выражается в буйстве природы, но также существует и в социальных институтах. Исходя из этого, мы можем говорить о структурном зле. Серьезным структурным злом является то, что 1,2 миллиарда человек на планете живут в крайней нищете. Наш величайший грех попустительства состоит в том, что мы так мало делаем, чтобы это исправить. Внутри отдельного общества мы можем установить стандарт справедливости Джона Ролза, заключающийся в том, что экономические и социальные различил должны уравновешиваться в пользу тех, кто находится в наихудшем положении. (Rawls: A Theory) of Justice, s. 98.) На мой взгляд, этот принцип может быть применен в глобальном масштабе, однако Ролз не придерживается такой позиции. (Rawls: The Law of Peoples, §16.) Тем не менее он согласился бы с тем, что всякое справедливое общество обязано помогать другим обществам гораздо больше, нежели предполагает сегодняшняя политика Запада. 43 Основные работы мыслителей того времени (Вольтер, Руссо, Кант и др.), посвященные землетрясению в Лиссабоне, собраны в Breidert (red): Die Erschutterung der vollkom-menen Welt. 44 Novalis:Bluthenstaub, в Schriften,Band 2, s. 227. 45 Bernanos: Underet i de tomme bender, s. 96 46 Geita: A Common Humanity, s. 39. 47 Ricoeur: The Conflict of Interpretations, s. 303. 48 Levinas: Of God Who Comes to Mind, s. 128. 49 Augustin: Bekjennelser, s. 43, 58, 125. 50 Jf. Ricoeur: Fallible Man, s. 4. 51 В трудах Хайдеггера нельзя найти единой, систематично оформленной позиции относительно проблематики зла, однако он вновь и вновь возвращается к постановке проблемы. Единственной подробной тематической подборкой суждений Хайдегтера о проблематике зла, насколько мне известно, является Irienborn: Der Ingrimm des Aufruhrs: Heidegger und das Problem des Bosen. Эту работу отличает однобокость, что так характерно для литературы, посвященной Хайдегтеру, и не рекомендуется читателям, не обладающим достаточно весомыми знаниями как ранних, так и поздних философских воззрений Хайдегтера. 52 Jf. Heidegger: Sein und Zeit, s. 286; Holderlins Hymne «Andenken», s. 102; Holderlins Hymne «Derlster», s. 96. 53 Jf. Heidegger: Beiträge zur Philosophi (Vom Ereignis), s. 117f. 54 Размышления, касающиеся проблематики зла, см. Heidegger: Feldweg-Gesprache. 55 В «Философии скуки» я выразил критическое отношение к философии Хайдеггера, а именно к его ошибочной онтологизации онтического; он не замечает конкретное зло за основополагающей величиной, Бытием, правомерность чего он не смог доказать. 56 Репрезентативную подборку статей в рамках этой традиции можно найти в Adams og Adams (red): The Problem of Evil. 57 Jf. Robertson: Crimes Against Humanity, s. 454. 58 Jf. Glover: Humanity, s. 47. 59 Leyhausen: Krieg oder Frieden, s. 61 60 Watson: Dark Nature, s. 160. 61 Hobbes: De Cive, s. 58f. 62 Augustin: City of God, bok XIX. 4. 63 Trevor-Roper: The European Witch-Craze of the 16 and 17 Centuries, s. 38f. 64 Badiou: Etikken, s. 66. 65 Подробное обсуждение всех аргументов за и против тезиса об исключительности см. Brecher: «Understanding the Holocaust. The uniqueness debate». 66 Adorno: Negative Dialektik., s. 358. 67 Adorno: Minima Moralia, s. 65. 68 Jf. Naimark: Fires of Hatred, s. 40f., 57f. 69 Jf. Hochschild: King Leopolds Ghost, s. 233. 70 Ibid. S.224. 71 Это выражение было использовано темнокожим историком Джорджем Вашингтоном Уильямсом, чтобы охарактеризовать события, происходившие в Конго, еще за 60 лет до того, как оно прозвучало на Нюрнбергском процессе. 72 В этом поведение бельгийцев в Конго больше напоминает истребление африканских гереро немцами: когда в 1904 году гереро подняли восстание против немецких колонизаторов, генерал-лейтенант Лотар фон фота отдал приказ, чтобы каждый гереро, который будет находиться на территории немецких владений, был расстрелян, и в течение нескольких лет 75% гереро, в общей сложности 60000, было уничтожено (jf. Pakenham: The Scramble for Africa, s. 611). В обоих случаях можно говорить о зле-средстве. 73 Jf. Gourevitch: We Wish to Inform You That Tomorrow We Will Be Killed With Our Families, s. 3. Книга Gourevitch очень интересна, однако в ней слишком много журналистики. Более серьезный и основанный на документальных материалах труд, посвященный геноциду в Руанде, - des Forges: Leave None to Tell the Story. 74 Todorov: Facing the Extreme, s. 134. 75 Courtois et al.: Das Schwarzhuch des Kommunismus. 76 Jf. Glover: Humanity, s. 297. 77 Цит. no: Anissimov: Primo Levi, s. 1, 181. 78 О различных вариантах прямой аргументации см. Howard-Snyder (red.): The Evidential Argument from Evil. 79 На мой взгляд, наиболее убедительную аргументацию логического довода предложил Джон Мэкки в статъе «Evil and Omnipotence» (статья Мэкки входит во множество антологий, среди прочего в Adams и Adams (red): The Problem of Evil). Более подробные сведения по теме см также Mackie The Miracle of Theism. 80 Письмо Николаю Алексеевичу Любимову от 10 мая 1879 года. Наука, 1988. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 30, книга 1, стр. 63. 81 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.:, Эксмо-пресс 2002, с. 244-245 IV. 82 Там же. С. 245-246IV. 83 Там же. С. 250. 84 Там же. С. 253. 85 Herklit: Fragment, В102. 86 Platon: Staten, 617е. 87 Platon: Timaios, 29-30. 88 Laktans: The Wrath of God. (обратно) 89 Jf. Blumenthal: «Theodicy: Dissonance in Theory and Practice». (обратно) 90 Я не буду заниматься обсуждением так называемого эстетического аргумента, поскольку считаю его весьма неубедительным. Его суть состоит в том, что ценность блага проявляется только на фоне зла. Например, Августин (City of God, bok XI. 18) и Фома Аквинский (Orden og mystcrium s. 55) писали, что мир не был бы так прекрасен, если бы благо не контрастировало со злом. Далее эту же мысль можно найти у Декарта (Meditasjoner's. 56) и Лейбница (Theodicy, § 214), однако они придавали ей меньшую значимость. Эстетический аргумент ошибочен, поскольку эстетическое воздействие не является достаточным с точки зрения морали основанием для того, чтобы допускать страдание, -подобное утверждение есть не что иное, как ошибка категоризации. Эстетический аргумент не выдерживает критики, судим ли мы о поступках Бога или же человека. Если Бог может позволить себе причинять страдания людям, дабы сделать мир прекраснее, то это должно быть позволено и человеку. И наоборот: если человек не вправе из эстетических соображений причинять другим людям страдания, то не вправе и Бог. (обратно) 91 Augustin-Bekjennelser,VII. 12-16, s. 135ff. (обратно) 92 Descartes: Meditasjoner over filosofiens grunnlag og andre tekster, 4. meditasjon, s. 55f. 93 В норвежском переводе этот труд см. в Jansen: Plotin: Innledning og oversatte tekster. 94 Ibid. S. 162ff. 95 Ibid. S. 168f. 96 Пытаясь разобраться в проблематике зла, Августин поначалу обращается к манихейству. Согласно манихейству, добро и зло присутствуют в мире как равные первоначальные силы, находящиеся в вечном противоборстве друг с другом. Утверждение, что в каждом человеке есть две материальные души, характерно для детерминизма и материализма. Светлая душа человека от природы добра, темная душа от природы зла. Поведение человека - это просто-напросто механический результат взаимодействия двух противоборствующих сил души. Однако, приняв христианство, Августин отходит от манихейства. 97 Augustin: Bekjennelser, s. 52. 98 См. Augustin: The Nature of the Good, kap. 17f., в The Essential Augustine, s. 49. 99 Augustin: City of God, книга XI. 22. 100 Augustin: The Nature of the Good, kap. 4. 101 Aquinas: Orden og mystemium, s. 49. 102 Ibid. S. 50. 103 Ibid. S. 49. 104 Псевдо-Дионисий, возможно, дал самую радикальную трактовку теории в On the Divine Names. Он писал, что зло - не бытие, не от бытия и не в бытии - одним словом, зло не суть есть. Зло, согласно Псевдо-Дионисию, можно описать только через отрицание как не-бытие, не-красивое, не-жизнь, не-разум и т.д. Едва ли можно найти более радикальное толкование теории лишенности, чем в трудах Псевдо-Дионисия. 105 РалфУолдо Эмерсон, например, все еще поддерживает теорию лишенности, как это видно из доклада 1838 года («An Address», в The Essential Writings of Ralph Waldo Emerson, s. 65), однако к этому моменту она почти утратила свою значимость. Эмерсон придерживается классической аргументации, ссылаясь на то, что нечестивый сам себя уничтожает, - это и есть наказание за зло. (Эта мысль о справедливом возмездии развивается Эмерсоном в «Compensation», в The Essential Writings of Ralph Waldo Emerson, s. 154-71.) И в более позднем периоде встречаются мыслители, которые обращаются к теории лишенности. Симона Вейль описывает ад как «ничто, притязающее и создающее иллюзию бытия» (Gravity and Grace, s. 73). Мэри Мидгли в книге Wickedness основывает свои рассуждения о зле на стопроцентном постулате лишенности, описывая зло как полное отсутствие, не имеющее собственной позитивности. 106 Platon: Staten, 397 с 107 Ibid. 617с. 108 Ibid. 391с, 619с. 109 Augustln: City of God, bok XII. 6. 110 Августин. Исповедь. M: Ренессанс 1991, пер. М.Е. Ссргсснко. С. 183. 111 Augustin: City of God, bok XII. 6. 112 В своих рассуждениях о первородном грехе Августин опирается на Послание Павла к Римлянам 5:12, однако сегодня все сходятся во мнении, что речь идет об ошибочном переводе, искажении оригинального греческого текста. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». 113 Моисей, книга первая 3:22. 114 Послание святого апостола Павла к Римлянам 5:18. 115 Aquinas: Orden ogmysterium, s. 55.119 Ibid. S. 53. 116 Ibid. S. 53. 117 Swinburne: The Existence of God, s. 200. 118 Евангелие от Марка 10:27, Евангелие от Луки 1:37, Моисей, книга первая 18:14, Книга пророка Иеремии 32:17, 27, Книга Иова 42:2. 119 Jf. Mackic: «Evil and Omnipotence». 120 Существуют и другие варианты решения проблемы физического зла. Согласно Суинборну, аргумент свободной воли предполагает утверждение ответственности не только за существование нравственного зла, но также и физического (Swinburne: « Natural Evil»). Довод, который он приводит, заключается в том, что существование физического зла дает человеку знание, необходимое для того, чтобы совершить нравственное зло. На это можно возразить, с одной стороны, что всемогущий Бог мог бы просто дать людям необходимое знание, чтобы им не пришлось черпать его из физического зла, и, с другой стороны, человек мог бы достаточно почерпнуть из нравственного зла, которое сам совершает (jf. Stump: «Knowledge, Freedom, and the Problem of Evil»). Кроме того, довод Суинборна предполагает, что свободная воля является источником нравственного зла, что само по себе вызывает сомнения. Элвин Плантинга, напротив, считает, что физическое зло не от Бога, скорее в нем повинны падшие ангелы. (Plantinga: The Nature of Necessity, s. 192.) Такого рода аргументация могла бы соответствовать иной исторической эпохе, но не нашей. Как замечает Джон Мэкки, это условное ad hoc-решение, поскольку нам совсем ничего не известно об этих созданиях; они в лучшем случае являются частью обсуждаемого предположения, относящегося к сфере религии, и ссылка на них в данном контексте безосновательна (Mackie: The Miracle of Theism!. 162Г). 121 John Keats: To George og Georglna Keate, February 14 to May 8,1819, s. 249. 122 Формулировка Китса стала девизом современнойиренейской теологии, представителем которой являетсяJohn Hick. См. Hick: Evil and the God of Love. 123 Weil: Gravity and Grace, s. 72. 124 Ibid. S. 131. 125 Ibid. S. 124. 126 Ibid. S. 200. 127 Ibid. S. 126f. 128 Позднее Мэрилин Маккорд Адамc поддерживала близкийидеям Вейль взгляд на страдание как на мистическоеединение с Богом, вне зависимости от того, признавал ли этосам страждущий или нет. (Adams: Horrendous Evils and the Goodness of God, особенно глава 8.) 129 Cioran: On the Heights of Despair, s. 109 130 Amis: London Fields, s. 348f.: «There is no language for pain. Except bad language. Except swearing. There's no language for it. Ouch, ow, oof, gah. Jesus. Pain is its own language». 131 Jf. Scarry: The Body in Pain. 132 Ibid. S. 34. 133 Arendt: Vila activa, s. 63, 115f., 313f. 134 Camus: Peslen, s. 197. 135 Камю А. Избранное. Мн.: Народная авеста, 1989-С. 277, 278. Перевод Н. Жарковой. 136 Там же. С. 279. 137 Убедительная аргументация этого довода см. Rowe: «Tbe Problem of Evil and Some Varieties of Atheism». 138 Hick: Evil and the God of Love, s. 330f. 139 Например, Марк Аврелий пишет: «Что согласно с природой, не может быть дурным». (Til meg selv, bok II xvii, s. 65.) Если все происходит в согласии с природой, значит, в действительности не существует дурного, а если человек перестанет составлять себе убеждение о зле, то все будет хорошо, утверждает он (ibid, bok IV, xxxix, s. 86). 140 Platon: Timaios, 29-30. 141 Augustin: Bekjennelser, s. 89. 142 Ibid. S. 135. См. также Augustin: Enchiridion, глава. 10ff, в TheEssentialAugustine, s. 65 143 Augustin: City of God, bok XII, 8. 144 Ibid bok 1.29. К чему только не прибегает Августин, чтобы доказать, что в конечном счете абсолютно все надо расценивать как благо. Вот один из приводимых им примеров: если девушка подверглась насилию, то положительной стороной этого будет отсутствие в ее характере фактически имеющихся или предполагаемых гордости и высокомерия (ibid, bok 1,28). А если же крещеный младенец, самое невинное создание универсума Августина, подвергнется немыслимым страданиям, то это даст нам, остальным, знание о земной жизни и пробудит в нас стремление к жизни у Бога в небесном царстве (ibid, bok XXII, 22). 145 Aquinas: Orden og mysterium, s. 55. 146 Позиция томистов хорошо изложена в Harris: The Problem of Evil. 147 Boethius: Filosqflens trost, bok IV.6, s. 127. 148 Pope Essay on Man, bok I, linjc 29lf, «AII Discord, Harmony not understood; / All partial Evil, universal Good» 149 Rousseau: «Letter from J.-J. Rousseau to Mr. de Voltaire, August 18,1756», s. 213. 150 Мильтон: Потерянный рай. M.: Худ. литература, 1982, с. 24. Перевод Арк. Штейнберга. 151 Spinoza: The Ethics, 4Р64. 152 Spinoza: «Brev til William Blyenbergh, januar 1665», s.238f. 153 Jf. Russell:Mephistoplleles, s. 37ff. 154 И.-В. Гете. Фауст. M.: Московский рабочий, 1982, с. 64. Перевод: Б. Пастернак. 155 В соответствии с этой позицией Новалис расценивает страдания и болезни как средство к «высшему синтезу» (Novalis: Das Allgemeine ВгоиШоп, п. 628). 156 Понятие субстанции является основополагающим в метафизике Лейбница, как и в рационализме вообще. Немалую часть работ своей метафизики Лейбниц посвятил опровержению идей Локка; он написал целый труд «Новые опыты о человеческом разуме», который стал попыткой, пункт за пунктом, опровергнуть «Опыт о человеческом разумении» Локка. Для Локка субстанция является носителем свойств, т.е. субстанция есть некая основа, содержащая в себе все свойства предмета, собранные в единое целое (An Essay Concerning Human Understanding с. 131-150). Без субстанции вещь не была бы вещью, поскольку все, что существовало, было бы просто отдельными свойствами (акциденциями), не имеющими между собой никаких связей. Субстанция «удерживает» свойства вещи. Для Лейбница, напротив, субстанция - полностью определенное понятие, т.е. понятие об индивидуальности. Если в качестве примера взять меня, то можно говорить об индивиде по имени Ларе Фредрик Хендлер Свендсен, обладающем такими-то свойствами. Проблема в том, что подобное перечисление не поможет отделить меня от любого другого индивида. Мы легко можем себе представить другого индивида, имеющего точно такие же характеристики. Если необходимо отделить меня от любого другого мыслимого индивида, то надо использовать полностью определенное понятие, понятие об индивидуальности, т.е. понятие, которое включает в себя все свойства и качества, которые могут быть отнесены ко мне. Это понятие составляет сущность индивида. Кроме того, не существует двух идентичных субстанций, поскольку субстанция является полностью определенным понятием об индивидуальности. Следующий принцип -это так называемый principium rationis sufficientis: должно быть достаточное основание для того, чтобы что-то существовало, происходило или принималось за истину. Все должно иметь достаточную причину. Создал ли Бог мир, Он должен был иметь достаточное основание, чтобы его создать и чтобы создать его именно таковым, каков он есть, а не другим. Следующий принцип называется principium identitatis indiscernibilium: в мире нет двух совершенно одинаковых вещей. Если две вещи А и В совершенно одинаковы, т.е. ни одна из них не имеет качества, отличающего ее от другой, то эти вещи идентичны, т.е. речь идет не о двух вещах, а только об одной. Простая численная разница невозможна. Здесь прослеживается четкая связь с понятием субстанция. Всякая субстанция определяется через понятие об индивидуальности и должна иметь в нем свойство, отличающее ееот всякой другой субстанции. Следовательно, А должно иметь то или другое свойство, отличающее ее от В. (Этот принцип вытекает также из принципа достаточного основания. Если А и В совершенно идентичны, то у Бога не было причины создавать В, а не А, когда он создавал В.) 157 Leibniz: Theodicy, § 21. 158 Ibid. §20, 153. 159 Ibid. §8,9. 160 Ibid. §9, 23, 24. 161 Ibid. § 121. 162 Ibid. § 130. 163 В трудах Лейбница присутствуют и другие слабые аргументы. Среди таковых заявления, что в мире не так много зла, как утверждают люди (Ibid. § 220), что Бог не мог бы создать человека разумным, если бы не допустил физического и нравственного зла (Ibid. § 52, 119). Внешний источник всех зол - это метафизическое зло, но свободная воля человека - ближайшая причина нравственного зла, и человек виновен в этом (Ibid. § 273, 288, 319). При этом мир абсолютно справедлив, т.е. должно верить, что всякое несправедливое зло, причиненное другими людьми, будет оборачиваться, по меньшей мере, равнозначным благом (Ibid. §241). 164 Mackie: Evil and Omnipotence. 165 См. Marilyn McCord Adams о «страшном зле» (horrendous evils), когда страдания таковы, что в общем не стоит жить (Adams: Horrendous Evils and the Goodness of God, н. 26). 166 Rapp: Fortschritt, s. 3. 167 Цит. no: Rapp: Fortschritt, s. 159. 168 Hegel: Vorlesungen uberdie Geschichte der Philosophic,s.20. 169 Jf . Pauen: Pessimismus, s. 11. 170 Jf Rapp: Fortschritt, s. 144. 171 Smith: The Wealth of Nations, s. 485. 172 Апостол Павел. Первое послание к Тимофею, 6:10. 173 Цит. по: Schrader: Ethik und Anthropologic in der englischen Aufklarung s. 66. 174 Кандид, или Оптимизм. Перевод Ф. Сологуба. Вольтер. М., Издательский дом «Звонница», 2000, Библиотека мировой новеллы. Вольтер. С. 107. 175 Там же. С. 144. 176 Может показаться странным, что я выделяю Канта как автора теодицеи, в то время как он в известной статье утверждал, что всякая философская теодицея неудачна (Kant: «Uber das Mislingcn aller philosophischen Versuche in der Thedicee), однако это касается только теоретических теодицей, - Кант развивал теодицею как в философии нравственности, связывая ее с постулатами практического разума (Kant: Kritik der praktischen Vernunft, s. 122-34), так и в философии истории. Я ограничусь рассмотрением философии истории, при этом надо отметить, что она тесно связана с философией нравственности, поскольку теодицея Канта меняется от «физикотеологии» к «этикотеологии» (jf. Kant: Kritik der Urteilskraft, s. 436-47). 177 Kant: «Muthmaslicher Anfang der Menschenges-chichte»,s. 122. 178 Kant: «Uber den Gemeinspruch: Das Mag in der Theorie Richtig sein, taugt aber nicht fur die Praxis», s. 310. 179 Кант И. Соч. в 6 томах. М.: Мысль, 1966. Т. 6. 1966.С. 11. 180 Кат. Kritik der Urteilskraft, s. 433 181 Kant: «Idee zu einer allemeinen Geschichte in welt-burgerlicher Absicht», s. 21. 182 Kant: Anthropologic in pragmatischer Hinsicht, s. 235. 183 Kant: «Muthmaslicher Anfang der Menschengeschichte»,s. 116. 184 Kant: Zum ewigen Frieden, s. 379. 185 Проблема в том, что в рассуждениях Канта прослеживается настоящая тенденция, которая подводит к идее о том, что просвещение и автономия человека должны способствовать воплощению счастливой жизни, и в то же время он не признает решающего значения устремлений человека, считая, что именно целесообразность природы поможет когда-нибудь достигнуть лучшего будущего. Можно обозначить три возможных соотношения между направленными действиями человека и историческим прогрессом: 1) они независимы друг от друга, 2) история движется вперед сама по себе, и просвещение человека есть продукт истории, или 3) просвещение человека движет историю вперед к воплощению идеальной жизни. Целое направление философии Канта говорит в пользу пункта 3, однако Кант поддерживает и возможность 2. Человек помещен в ситуацию, когда результат предопределен, вне зависимости от того, как бы ни решили поступить ты и я. В Kritik der Urteilskraft (§ 83) мы видим несколько иную позицию. Исторический прогресс рассматривается здесь не как результат, обусловленный более или менее механическим действием закона природы, а как продукт деятельности человека. Разумеется, природе по-прежнему отводится немаловажная роль, но история перестает быть просто естественной, а становится величиной, находящей место между природой и свободой. Природа как бы подстегивает человека, дает стимул к развитию более культурного и цивилизованного (не обязательно с точки зрения морали) мирового порядка, но таким образом, что при этом человек облагораживается, и во все большей степени становится хозяином своей судьбы. Можно выразить это так: природа ведет человека к просвещению и затем принимает собственные силы человека. У природы есть замысел, но просвещенный человек раскрывает этот замысел и сам стремится его воплотить. 186 Kant: Recencionen von I.G. Herders Ideen zur Philosophic der Geschichte der Menschheit», s. 65; jf. Kant: «Muthmaslicher Anfang der Menschengeschichte», s. 123; Kant: Zum ewigen Frieden, s. 368. 187 Jf. Kant: «Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbiirgerlicher Absicht», s. 17. 188 Hegel: Voriesungen uber die Geschichte der Philosophies 49. 189 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993, 2000.480 с. С. 57-480. Публикуется по изданию: Гегель. Сочинения. Т. VIII. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935, с. 69. 190 Herder: Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit, s. 125. 191 Hegel: Vorlesungen uber die Geschicbte derPhtiosopbie, s. 35. 192 Ibid. S. 54. 193 Ibid. S. 90. 194 Цитируется no Hollander: «Revisiting the Banality of Evil: Political Violence in Communist Systems», s. 56. 195 Jf. Getty og Naumov: The Road to Terror. 196 Jf. Pauen: Pessimismus, s. 31. 197 Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung I, s. 537,Parerga und Paralipomena II s. 354, 358. 198 Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung I, s.447. 199 Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung II, s. 825. 200 Ibid. S. 747. 201 Jf. Lacroix: Das Bose, s. 77. 202 Эта обращенная теодицея ясно проявляется у Джакомо Леопарда, утверждавшего, что всякое счастье обманчиво и иллюзорно (Leopardi: Zibaldone, s. 174). В действительности вокруг одно лишь зло, пусть даже временами кажется, что это не так. Все сущее - одно лишь зло, и нет иного счастья, кроме как не существовать вообще (ibid., s. 192). 203 Nietzsche: Zur Genealogie der Moral s. 251. 204 Nietzsche: NachgelasseneFragmente 1884-1885, s.625f. 205 Nietzsche: Zur Genealogie der Morals. 411. 206 Nietzsche Nacbgelassene Fragmente 1885-1887, s. 466. 207 Ibid S.467. 208 Nietzsche: Jenseits vonGut und Bose,§ 225. 209 Nietzsche:Also sprach Zarathustra, s. 274. 210 Nietzsche: Jenseits vonGut und Bose,§ 270. 211 Airaksinen: The Philosopbry of the Marquis de Sade, s. 5. 212 Sade:Justine, s. 24. 213 Маркиз де Сад. Жюстина, или Несчастна судьба добродетели, с. 86. М.: Интербук, 1991. 214 Там же. С. 87. Это принятие злого Провидения является чисто риторическим, поскольку в мировоззрении Сада нет места для метафизической величины, такой, как Провидение. Его универсум - это холодный мир машин, с механическими телами, соответствующими «Человеку-машине» Ламетри, - это картезианство без всякой res cogitans. Все можно представить в количественном отношении. Это четко высказано в Жюстине маркизом де Брессаком. «Ах, какое же дело природе, посвятившей себя вечному порождению, если мясо, находящееся сегодня в виде тела двуногого существа, завтра окажется воспроизведенным в формах тысячи разнообразных насекомых?.. Я поверю в то, что убийство, поистине, является преступлением в том единственном случае, когда мне смогут доказать, что человеческий род возвышается над прочими созданиями, когда мне покажут ценность людей для сохранения законов природы, жестоко якобы страдающих при изменении человеческой формы материи в любую другую. Но если настойчивые и постоянные исследования выявят то, что все произрастающее на земном шаре, включая сюда даже несовершеннейшие создания, в глазах природы имеет одинаковую цену, как тогда можно полагать, будто преобразование одного существа в тысячу других существ даже в весьма незначительной мере нарушает цели, преследуемые природой?» Если нет качественных различий, значит, исчезают и нравственные. То, что человек обладает качествами, которых лишено насекомое, не играет никакой роли - масса есть масса. Важнейшими составляющими самих актов является величина органов, количество половых актов, партнеры и полости тела, количество спермы и крови и число жертв. Количество равнозначно силе, а значит, и качеству. Для Сада нет другого качества, кроме выраженного в количестве. Человеческое тело, как свое собственное, так и чужое, является материалом, который надо потреблять, а удовольствие пропорционально потреблению. 215 Kant: Metaphysih der Sitten, s. 332. 216 Книга Иова 40:3. 217 Хотя Пэббс говорит о праве Господа, поскольку Бог так могущественен (Hobbes: Leviathan, глава. 31, s. 246). 218 Jf.Jung: Svar pa Job, s. 33. 219 Книга Экклезиаста 9:16. 220 Книга Иова 28:12. 221 Ibid. 28:28. 222 Ibid. 42:7. 223 Деяния святых апостолов 10:34, Послание к Римлянам 2:11, Послание к Галатам 2:6. 224 Книга Экклезиаста 7:15. 225 Евангелие от Марка 10:18, Евангелие от Матфея 19:77, Евангелие от Луки 18:19. 226 Calvin: The Institutes of the Christian Religion, s. 141. 227 Mill: «An Examination of Sir William Hamilton's Philosophy», s.273f. 228 Jaspers: Von der Wahrheit, s. 533. 229 Platon: Staten, 392b. 230 Jf. Lerner: The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion. 231 Jf. Ferry: Mennesket som gud. 232 Jf.Gauchet: The Disenchantment Of the World, s. 199. 233 Lyotard: The Postmodern Condition. 234 Delblanco: The Death of Satan, s. 143. 235 Ricoeur: The Conflict of Interpretations, s. 301. 236 1 книга Моисея 6:5; Книга Экклезиаста 9:3. 237 1 книга Моисея 8:21. 238 См. об этом Quiller og Thommessen: «Machiavelli som politisk realist» иQuiller: «Hobbes, Augustin og den augustinske tradisjon». 239 Machiavelli: Discourses, книга 1, глава. 3. 240 См. Quiller: «Hobbes, Augustin og den augustinske tradisjon»,s.81. 241 Hobbes: Leviathan, глава 13. 242 Макиавелли предлагает изживать зло при помощи зла - с этой позиции он, вместо того чтобы подвергаться злу, сам решается совершить зло. Хуже всего быть и добрым и злым, необходимо определиться и стать полностью либо тем, либо другим, пишет Макиавелли (Discourses книга 1, глава 26). Поскольку человек в общем, зол доброта приведет к самоуничтожению. Единственная оставшаяся альтернатива - это решиться на максимальное зло, ведь, как это ни парадоксально, это ограничит зло. Все вышеизложенное не относится к абсолютно всем сторонам жизни, однако правитель должен быть готов прибегнуть к максимальной жестокости, если того потребует ситуация. Вся политическая философия Макиавелли может быть резюмирована клише - нападение - лучшая защита. Примечательно, что политическая философия Макиавелли построена на его антропологии 243 Montaigne: «От grusomhet», s. 125.» 244 Lautreamont: Maldorors sanger, s. 8f. 245 См. также следующее описание Клэггерта: «Уничтожить в себе природное зло, хотя он и умел хорошо его скрывать, постигая добро, но не имея сил прийти к нему, в чем мог Клэггерт обрести выход? Его натура, заряженная энергией, как все ей подобные, была способна лишь... сыграть до конца назначенную ей роль». Г. Мелвилл. Повести. М.: Худ. литература, 1977. С. 231. 246 Rousseau: Emile, s. 39f. 247 Rousseau: От ulikheten mellom menneskene, s. 74. 248 Ibid. S. 66ff. 249 Rousseau: Emile, s. 67. 250 Ibid. S. 282. 251 Ж-Ж. Руссо. Избранные сочинения т. III. Государственное издательство художественной литературы, 1961. Прогулки одинокого мечтателя, с. 621. 252 Там же. С. 644. 253 Jf Grant: Hypocrisy and Integrity og Bloom: «Introduction», s.12f. 254 Следующие сведения о дикаре из Авейрона по Masters: The Evil That Men Do, s. 4ff, 31f., 67,203. 255 Впрочем, Руссо было известно о множестве случаев, когда дети росли вне человеческого общества, вместе с волками и т.п., однако именно об этом он не упоминал, излагая свой взгляд на естественного человека. (Jf. Rousseau: Om ulikheten mellom menneskene, s. 102n.) 256 Например, не существует некоего примитивного сообщества, в котором человек явился бы в своем первобытном состоянии (Svendsen:Mennesket, moralen og genene, глава 7). 257 Jf. Gelven: The Risk of Being s. l62f. 258 Никто не поступает только хорошо или только дурно. Деннис Нильсен, один из самых страшных серийных убийц в Великобритании, заботился о некоторых молодых людях, кормил их и помогал, при этом убивая других, а Тед Банди в 1970 году спас трехлетнего ребенка, не дав ему утонуть (jf. Masters: The Evil That Men Do, s. 1 Of). Стоит назвать также Квислинга, помогавшего в двадцатых годах спастись от голодной смерти многим тысячам украинских евреев и ответственного за то, что треть норвежских евреев была депортирована в 1942 и 1943 годах. 259 Schelling: Uber das Wesen der Freiheit, s. 352. 260 Jf. Nancy: The Experience of Freedom, s. 135. 261 Alford: What Evil Means to Us, s. 32. 262 Ibid. S. 142. 263 Leibniz: Theodicy, § 21. 264 Ж.-Ж. Руссо. Избр. сочинения. Т. III. Гос. изд-во худ. лит-ры. 1961. Прогулки одинокого мечтателя. С. 644. 265 Hick: Evil and the God of Love, s. 12. 266 Сведения об освобождении от ответственности, касающиеся в основном юридического, а не нравственного аспекта, см. Lawrie Reznek: Evil or Ill? 267 Griffin: God, Power and Evil, s. 27f. 268 Thomas Aquinas: Summa theologiae, 1-11, вопрос 92. 269 Kraus: Nattetid, s. 83. 270 См. документы, собранные в Getty og Naumov: The Road to Terror. 271 На мой взгляд, Гитлер воплощает крайний вариант такого зла, поскольку он был убежден, что идеология и поступки, которые она узаконивает, совершенно справедливы. В Глазах Гитлера национал-социалистское движение было олицетворением блага. 272 Jf. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, глава 6. 273 Kant: Reflexion 6900. 274 Jf. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, глава 1 и 2. 275 Об этом см. Baumeister: Evil: Inside Human Violence and Cruelty, s. 18f. 276 Conroy: Unspeakable Acts, Ordinary People, s. 88. 277 Jf. Katz: Seductions of Crime, s. 5ff. См. также Sofoky: Traktat uber die Gewalt, глава 5 и 10. 278 Тем не менее стоит отметить, что большинство солдат не стреляют по врагу. Максимум 25%, а возможно, и не более 15% солдат вооруженных сил США стреляли по позициям врага и личному составу во Вторую мировую, хотя 80% из них имели для этого все основания (Bourke: An Intimate History of Killing, s. 75). Существует большая вероятность того, что соответствующие числа применимы и к вооруженным силам других стран, а во время Первой мировой войны, они, по всей видимости, были еще ниже. Столь низкая эффективность была неприемлема, и вооруженные силы США провели реорганизацию подготовки бойцов для создания наиболее эффективных машин-убийц. Особенно жестко велась подготовка служащих в военно-морском флоте. Цель подготовки была однозначна и определенна. Методы, которыми достигалась эта цель, заключались среди прочего в обезличивании, отсутствии личной жизни, однозначном упоре на принадлежность к группе за счет индивидуальности, тяжелейших физических нагрузках, суровых наказаниях, хроническом недосыпании и вдалбливании того, что нет ничего выше долга выполнять всякий приказ, каким бы абсурдным он ни казался и т.д. Неудивительно, что люди, получившие такое «образование», устроили резню в Май-Лай. Рукопашный бой практикуется в подготовке солдат не потому, что штык - широко распространенное оружие - он был орудием только в одном проценте убийств во время мировых войн, а на сегодняшний день речь может идти максимум об одной тысячной процента, - но потому, что его использование ожесточает солдат. (Ibid. S. 89-93, 153.) Тому, кто готов убить человека штыком, возможно, будет значительно легче убивать с большего расстояния. 279 Bourke: An Intimate History of Killing, особенно глава 1. 280 Цит. no: Ibid. S. 31. 281 Цит. no: Glover: Humanity, s. 54f. 282 Bourke: An Intimate History of Killing s. 356f. 283 Jf. Norris: Serial Killers, s. 32. 284 Ницше. Так говорил Заратустра. М.: ACT, с. 32.2006, 285 Джек Кац приводит множество таких примеров в Seductions of Crime, глава 8. 286 Монтень. Опыты. В 3 книгах. Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1981. Перевод: ФА. Коган-Бернштейна. О жестокости. С. 376-377. 287 Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung 1, s. 496. 288 Lang: Act and Idea in the Nazi Genocide, s. 29,56. 289 Alford: What Evil Means to Us,s. 21. 290 Batille: Literature and Evil, s. 17f. 291 Kekes. Facing Evil, s. 126,131. 292 McGinn: Ethics, Evil and Fiction, s. 62ff., 82. 293 Ibid. S. 65ff 294 Rawls: A Theory of Justice, s. 439. 295 Августин. Исповедь M: Ренессанс, 1991, с. 79, 81. 296 Там же. С. 78-79. 297 Кража, совершенная в магазине, вандализм и тому подобное должны быть в общем отнесены в эту же категорию. Важно само нарушение и наказание, которое оно может за собой повлечь, а не конкретная выгода; это подтверждается тем, что украденное довольно быстро теряет субъективную ценность. Мелкое воровство в основном мотивировано не материальной выгодой, а погоней за острыми ощущениями, доказательством тому служит тот факт, что попадаются на нем представители разных социальных слоев и люди с самым различным уровнем дохода. (Jf. Katz: Seductions of Crime, s. 78f.) 298 Jf. Airaksinen: The Philosophy of the Marquis de Sade, s. 103. 299 Цит.по: Ibid. S. 150. 300 Milton: Paradise Lost, книга 4, строка 111. 301 Это подтверждается также пророк Исая 14:12ff. 302 Мильтон. Потерянный рай. «То do aught good never will be our task, But ever to do ill our sole delight, As being contrary to his high will, Whom we resist.» M.: Худ. литература, 1982, с. 28. 303 По Э.А. Маска Красной смерти и другие новеллы. М.: Азбука, 1996. С. 309. 304 Рое: «The Imp of the Perverse», i The Complete Illustrated Stories and Poems, s. 441. 305 Ibid. S. 440. 306 307 Freud: Ubehaget i kulturen, s. 74. 308 McGinn: Ethics, Evil and Fiction, s. 101 309 Например, Марк Аврелий пишет: «Я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а в природе зла, что оно постыдно». (Размышления, книга И.) 310 Вопреки своему учителю Гегелю (jf. Hegel: Vorlesungen uber die Asthetik, s.288f) Карл Розенкранц отмечал, что зло обладает свойством пробуждать эстетический интерес. (Roscnkranz: Asthetik des Haslichen, s. 260-309), и эта позиция стала вмодернизме определяющей. 311 Kant: Kritikk av dommekaften, § 23, s. 118. 312 Ibid,§28,s. 137f. 313 Цит. no: Oppenheimer: Evil and tbe Demonic, s. 79. 314 Цит. по: В. Беньямин. Произведение искусства вэпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1996. С. 66-91. 315 Восприятие солдатами войны формируется в том числе и фильмами, которые они видели. Многие испытывают разочарование от того, что реальная война не соответствует образу, созданному фильмом, - другие же утверждают, что война для них была точно фильм (Bourke: An Intimate History of Killing s. 26ff.). 316 Bjornvig: Den æstetiske idiosynkrasi, s. 41. 317 Рое: «The Tell-Tale Heart», i Tbe Complete Illustrated Stories and Poems, s. 244. 318 Кнут Гамсун. В сказочном царстве. Путевые заметки. Статьи. Письма. О бессознательной духовной жизни М.: Радуга, 1993- С. 300. Перевод: Э. Панкратовой. 319 Melville: Billy Budd, особенно s. 136f. 320 Lang: Act and Idea in the Nazi Genocide, s. 29,56. 321 См. Замечание Walter Benjamin: фашизм эстетизирует политику, а коммунизм политизирует искусство (Kunstverket i reproduksjonstidsalderen, s. 64). 322 Nietzshe: Nachgelassene Fragmente 1885-1887, s.466. 323 Genet: Tyvens dagbok, s. 7. 324 Ibid. S. 194. 325 Ibid. S. 183. 326 Ibid. S. 106,162f.f 227ff. 327 Ibid. S. 18f. 328 Это видно, к примеру, из следующего: «Вдумайтесь и вглядитесь во все естественное, в поступки и страсти, свойственные естеству человека, и Вам откроются ужасающие вещи. Все прекрасное и благородное есть результат работы разума и расчета. Преступление, вкус к которому человеческое животное обретает еще в утробе матери, является, по своей сути, естественным. Напротив, творить добро - это нечто искусственное, нечеловеческое, поскольку во все времена, всякому народу нужны были боги и пророки, чтобы усмирить животное человечество, и поскольку самостоятельно человек не постиг бы блага. Мы совершаем зло легко, естественно, неминуемо; добро всегда требует умения». Baudelaire: Kunsten og det moderne liv s. 118f. 329 Цит. no: Hagerup: «Etterord», i Charles Baudelaire: Spleen og Ideal, s. 142. 330 Baudelaire: «Hymne til veniciken», i Spleen og Ideal s.41f. 331 Baudelaire: «Til lesaren», i Spleen og Ideal, s. 11. 332 См. также примечания в: Baudelaire: Daghokur, н, 26,33. 333 Jf. Alford: What Evil Means to Us, s.32, 126. 334 Я провел довольно подробный анализ American Psycho в связи с иной проблематикой и не стану повторяться, ограничусь лишь констатацией того факта, что в этом романе налицо мотив признания. (Svendsen: Kjedsomhetens filosofi, s. 70-80.) 335 Morgenthau: «Love and Power». 336 Kojeve: Introduksjon til lesningen av Hegel, s. 19 337 Ibid. S.21. 338 Sartre: Erfaringer av de Andre, s. 206. 339 Kojeve: Introduksjon til lesningen av Hegel, s. 91 f. 340 McGinn: Ethics, Evil and Fiction, s. 80. 341 О символических выражениях зла см. Alford: What Evil Means to Us, s. 12f., 44f., 113ff., 146f. 342 Platon: Filebos, 48b7. 343 McGinn: Ethics, Evil and Fiction, s. 66. 344 Schopenhauer: Die Welt als Wille und Vorstellung II, s. 820; Parerga und Paralipomena II, s. 25 5; Uber die Grundlage der Moral. s. 731, 759. 345 Kant: Die Metaphysik der Sitten, s. 460. 346 Kant: Eine VoriesunguberEthik, s. 239. 347 Философское толкование злорадства см. Portmann: When Bad Things Happen to Other People. 348 Jf. Sofsky: Traktat uber die Gewalt, s. 119f. 349 Platon: Protagoras, 352a; jf. Platon: Menon, 88d, Gor-gias 460bff., 509e, Xenofon: Erindringer от Sokrates, книга 3:9 350 Послание Павла к Римлянам 7:19. 351 Генри Эллисон делает попытку помочь Канту в обосновании универсальности зла. Он утверждает, что все люди лишь вынужденно следуют нормам морали, и это говорит о том, что нам, людям, свойственно обходить законы нравственности в угоду чувственным наклонностям, и это не просто проявление материальной природы человека, а выражение выбранной человеком позиции по отношению к законам нравственности. (Allison: Kant's Theory of Freedom, s. 157) Несмотря на то что эта аргументация сильнее, чем аргументация самого Канта, она все же малоубедительна. Во-первых, вопросы сразу же вызывает первая предпосылка, а именно утверждение, что человек лишь вынужденно следует нормам морали - это вовсе не очевидно и требует дополнительного обоснования. Далее, остается неясным, является ли тезис об универсальности эмпирическим обобщением или же просто понятийным представлением о созданиях, которые не следуют законам нравственности с постоянством, но подчиненных категорическому императиву. (В противоположность святым созданиям, человек не всегда поступает в соответствии с законами нравственности. В этом виновата материальная природа человека и поэтому закон нравственности открывается человеку в форме категорического императива, Kant: Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, s. 414) Первая возможность ошибочна, поскольку эмпирического обобщения недостаточно для утверждения безоговорочной универсальности. Вторая возможность ошибочна, поскольку из самого понятия о категорическом императиве не следует, что законы нравственности соблюдаются вынужденно. Требуется нечто большее, чтобы провозгласить универсальность нежелания следовать законам нравственности. Кроме того, утверждать, что это нежелание не просто результат материальной природы человека, а скорее выражение позиции, которую мы выбираем, - то же самое, что говорить о том, что радикальное зло заложено в человеческой природе, но именно это еще не доказано. 352 Послание Павла к Римлянам 4:15,5:13. 353 Евангелие от Матфея 25:31-46. 354 Эти депортации являются военным преступлением, идет ли речь о войне между государствами или о внутреннем конфликте, поскольку принудительная депортация во время войны запрещена в соответствии с 49статьей Женевской конвенции 1949 года, запрет, который, согласно дополнительному протоколу II 1977 года, распространяется также и на внутренние конфликты. 355 Линия защиты Геринга частично основывалась на том, что выигравшие войну, - те, кто сейчас призвал его к ответу, несли ответственность за подобные преступления, совершавшиеся как во время войны с Германией, так и ранее, в процессе формирования нации. Геринг был во многом прав: создание Соединенных Штатов зиждется на уничтожении целой народности, благополучие, богатство Англии нажито путем бесчеловечного колониализма, СССР был, по меньшей мере, такой же тоталитарной системой, бомбардировки мирного немецкого населения во время Второй мировой войны имели такой размах, что могли бы быть расценены как серьезнейшее военное преступление, так же как и использование атомной бомбы против мирного населения Японии. В январе 1943 года в Касабланке Великобритания и США выработали стратегию масштабных бомбардировок мирного населения Германии, имевших целью «подорвать моральный дух», чего они и добились. Так же как и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, это должно расцениваться как серьезнейшее нарушение международно-правового правила, обязывающего не причинять вред мирному населению. А как расценивать блокаду Германии, начатую союзниками после окончания войны, блокаду, которая привела к гибели сотен тысяч людей? Здесь мы обнаруживаем неприятное сходство с блокадой Ирака после войны в Персидском заливе, блокадой, которая явилась причиной огромных страданий и потерь мирного населения. Провоцировать гуманитарную катастрофу путем блокады, с точки зрения нравственности ничем не лучше того, чтобы убить то же количество людей при помощи бомб. Геринг был прав, однако сделал неверный вывод о том, что его аргументы делают его собственную вину меньше. Вина Геринга не стала меньше, однако многие из «победителей» также должны были быть призваны к ответу. 356 4-я книга Моисея 31:1-19. 357 1-я книга Царств (Первая книга Самуила) 15:3. 358 См. например, Первую книгу Иисуса Навина 8:22ff, 10:28-40, 11:10-14. 359 Canetti: Masse og makty s. 18. 360 Эрвин Штауб (The Roots of Evil, s.58) рассказывает об английском эксперименте, в котором 32 юношам из Бристоля показывали множество точек, двигавшихся по экрану, юноши должны были угадать, сколько было точек Половине юношей сказали, что они относятся к той группе испытуемых, которые были склонны переоценивать количество точек, второй половине сообщили, что они относятся к противоположной группе. Затем каждому юноше было дано задание поделить некоторую сумму денег между двумя другими юношами, и единственное, что им сообщили об этих двоих, это то, что один попал в группу переоценивших, а второй в группу недооценивших. На этом основании юноши систематично дискриминировали получающих деньги и последовательно давали больше денег тому, кто был отнесен к той же категории, что и они сами. Принадлежность к группе не являлась рациональным основанием для различий в распределении денег, однако ее оказалось достаточно для того, чтобы это различие появилось. 361 В общем, можно говорить о трех толкованиях насилия: 1) широком, 2) узком, 3) с точки зрения закона. В широком понимании насилие включает в себя множество различных явлений, таких, например, как социальная несправедливость. Одним из самых распространенных широких значений насилия является понятие о «структурном насилии», введенное Юханом Галтунгом: «Если человек подвергается такому влиянию, при котором его соматический и ментальный потенциал больше, чем его фактическая реализация, то имеет место насилие». (Galtung: «Violence, Peace and Peace Research», s. 168.) Проблема в том, что при таком определении насилия едва ли можно найти такую сторону человеческой жизни, которая не была бы насквозь пропитана насилием, поэтому само понятие «насилие» теряет всякий смысл. 2. Узкое значение насилия больше соответствует принятому словоупотреблению и выражает умышленные действия человека, причиняющие физический или, возможно, психологический вред. Понятие о «личном насилии» Галтунга относится к этой категории. 3. Третий тип насилия, где критерием для его определения служит законность-незаконность действия, по сути, является частным случаем второго, т.е. когда умышленные действия приносят вред и, кроме того, противоречат законам государства. На мой взгляд, эта дефиниция является контринтуитивной, и некоторые действия - скажем, избиение демонстрантов полицией - являются насильственными, даже если они законны. Второе понимание насилия кажется мне наиболее подходящим, и за отсутствием чего-либо другого я буду употреблять термин «насилие» в узком значении. 362 Паскаль. Мысли. М., 1994. С. 83,84. 363 Камю Альбер. Избранное. Мн.: Народная авеста, 1989. С 294 364 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |