Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика и ее альтернативы
Окружающий нас мир, так же как и мы сами в каждое мгновение находимся в состоянии непрерывных изменений. Поэтому во все периоды истории люди всегда стремились осмыслить бесконечный процесс возникновения нового и отмирания старого понять и описать его. С древних времен люди, наблюдая за окружающей их действительностью, заметили, что: - в мире происходят изменения в определенном порядке; - окружающий мир находится в спокойном, более менее неизменном состоянии. Это определило два подхода к анализу окружающей действительности - диалектический и метафизический. è Диалектика. Уже в древние времена не было недостатка в разнообразии взглядов на природу и мир. Противоположные взгляды сопоставлялись в спорах, именно в споре преодолевалась односторонность суждения, разрешались возникающие противоречия. В это же время выяснялось, что найденные в спорах способы разрешения проблем применимы и к анализу самой действительности, которая была причиной споров. Так постепенно возникло стихийное учение об изменениях и развитии противоречий на путях их разрешения – диалектика. Диалектика (греч.) – умение вести беседу, рассуждать, спорить. В настоящее время – это развитая теория, имеющая строгую систему категорий, законов и принципов занимающая одно из центральных мест в системе философского знания. Диалектика - это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно – метод его познания, преобразования. История диалектики подразделяется на три основных этапа, которым соответствуют и три ее исторические формы: · диалектика древних философов · диалектика немецкой классической школы · материалистическая диалектика. Диалектика древних философов. Философские взгляды античности разнообразны, но для их воззрений характерна общая черта – диалектичность. Диалектику древних философов характеризуют стихийность, мифологизированность ввиду того, что диалектика как и в целом научные знания только начали отделяться от мифических представлений. Как правило данный процесс быстро развивался в процветающих рабовладельческих государствах (Древний Египет, Греция, Древний Рим). Экономическое процветание этих стран являлось движителем как философской мысли в целом, так и размышлений о развитии. Гибель рабовладельческой формации прервала развитие диалектической традиции. Развитие философской мысли периода средневековья определяло преобладание схоластики, теологии вплоть до эпохи нового времени XVII века, когда успехи механики обусловили господство в познании диалектического метода. Именно тогда и сформировалось противоположное диалектике учение о развитии, получившее название метафизика. Метафизика (греч) – «то, что идет вслед за физикой» (Аристотель). Этим термином была озаглавлена та часть трудов Аристотеля, где рассматривались собственно философские проблемы. На протяжении длительного времени метафизика была синонимом слову «философия». С XIX века под метафизикой стали понимать концепцию развития, противоположную диалектике. Метафизический метод мышления характеризуется абсолютизацией устойчивости, повторяемости в развитии. Процесс познания рассматривается как простая, непротиворечивая последовательность количественных изменений (увеличение или уменьшение) и изучение объекта вне богатства его взаимоотношений с окружающим миром. Диалектика немецкой классической философии нашла свое отражение в трудах И. Канта, Г. Гегеля. Диалектический характер самого мышления был подробно исследован И. Кантом. Основываясь на его идеях, представители немецкой философии пришли к выводу о необходимости разработки специальной логики, которая в отличие от формальной описывала бы противоречивый процесс развития. Заслуга разработки такой логики принадлежит Г.Гегелю. Однако в рамках идеалистических принципов оказалось невозможным реализовать богатства заложенных в ней методологических возможностей. Это удалось сделать на материалистической основе. Материалистическая диалектика, основной вклад в которую внесли К. Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин непосредственно реализовали ее возможности в осмыслении, духовно-практическом преобразовании природной и социальной действительности. В современный период развития общества и вооруженных сил происходят значительные изменения, охватывающие различные типы связей между явлениями и предметами. Изменения в области межгосударственных отношений приводят к ликвидации отдельных классов оружия и созданию новых, к трансформации военных структур, облика армии. Все это неизбежно обусловливает возрастание необходимости понимания диалектики, превращения ее в интеллектуальную ценность и важный элемент духовной культуры. è Альтернативы диалектики. Мы определились с вами, что диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Она требует всестороннего рассмотрения вещей и явлений в их взаимной связи и развитии. Однако, мы уже знаем, что есть и альтернативный метод познания – метафизика. Метафизика - противоположный метод познания, когда явления рассматриваются как неизменные и независимые друг от друга. Кроме метафизики мы с вами можем встретить и другие альтернативы диалектике. Догматизм. В процессах сложной взаимосвязи и изменчивости он абсолютизирует устойчивость. Для догматизма характерны жесткое противопоставление взаимосвязанных сторон процесса, отсутствие оттенков в оценках отрицание компромиссов и переходных состояний. Жесткое следование определенным подходам и принципам без учета вновь возникших и возникающих внешних и внутренних факторов их реализации неминуемо приводит к печальным последствиям (многоукладность). Релятивизм. В противоположность догматизму абсолютизирует момент изменчивости в процессах и явлениях. Повышенная подвижность мысли, обусловленная стремлением соответствовать каждому, в том числе и случайному, фактору и обстоятельству приводят к потере стабильных оснований и ориентиров, и, следовательно, облегчают впадение в заблуждение. Возможностями, максимального учета взаимосвязанных противоречивых процессов – устойчивости и изменчивости – обладает диалектический метод. Он позволяет увидеть ту грань, за которой сохранение стабильности объективных процессов перестает быть оправданным, а в происходящих изменениях выявить необходимые компоненты устойчивости. Преодоление односторонности догматизма и релятивизма и реализация диалектического подхода особенно важны в период глубоких социальных изменений, когда необходимо с одной стороны, сохранить жизнеспособные структуры, с другой – создать новые взамен недееспособных. Это возможно лишь в результате учета всего многообразия связей, выявления противоположных сторон процесса, направленности развития. è |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |