Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постпанк и готика: сравнительный анализ




В самом начале этой работы я заявил, что постпанк и готику частенько путают; особенно это касаетсясовременных групп. Путаница вполне объяснима, ибо готическая музыка выросла из постпанка. ЭтовиднонапримерегруппSiouxsieandtheBanshees, JoyDivisionиTheCure, истории которых мы рассматривали в одной из предыдущих глав. Стили довольно схожи, их легко спутать. К тому же некоторые молодые коллективы умудряются смешивать готику и постпанк, использовать определённые готические элементы в постпанке. Примером подобного может служить группа Fearing.

Для лучшего понимания сути постпанка и готики необходимо провести черту, отделяющую одно от другого. Сначала в качестве этой черты я составил таблицу, но она вышла столь громоздкой, неуклюжей; и я без малейшего сожаления её уничтожил, хоть и довольно долго её составлял. Затем я разбил всё на пункты по критериям сравнения, но результат мне не понравился.

Так что это моя третья попытка провести некое подобие сравнительного анализа. И теперь я, кажется, знаю, как это сделать.

Итак, поскольку мы уже разобрали философию и эстетику этих жанров, оставим в стороне эти вопросы. К ним мы вернёмся в конце данного параграфа.

А сейчас я бы хотел рассмотреть исключительно музыкальную форму постпанка и готики. С моей дилетантской точки зрения есть две характерные особенности постпанка и готики, о которых все постоянно твердят. Это ведущая роль ритм-секции (бас-гитара, барабаны) и низкий вокальный тембр.

Для постпанка особое значение имеет бас-гитара. Повелось это ещё со времён JoyDivision. А затем превратилось в характерную особенность постпанка в целом.

Но многие музыканты почему-то считают, что подобный принцип справедлив и для готики. И они, конечно, ошибаются. «Размытые» гитары на фоне и бас на полную катушку — это не готика. Для готики гораздо важнее звучание барабанов. К примеру, бешеная долбёжка по напольному барабану — это сразу плюс десять к «готишности», не говоря уже об иных тонкостях. В подтверждение этому послушайте совершенно не готические песни Garnetи Scarsгрупп D’espairsRayи X-Japanсоответственно. У SiouxsieandtheBanshees, барабаны, к слову, тоже звучат как надо. Вспомнить те же Spellbound, SininmyHeart, Scarecrowи другие обалденные композиции.

Но повторюсь: если ты хочешь понять, как должна звучать готика, то просто послушай песню Coldгруппы TheCure. Это готика в идеальном своём воплощении.

А если ты хочешь понять и прочувствовать разницу между постпанком и готикой, то послушай подряд два альбома JoyDivision в хронологическом порядке — сначала UnknownPleasures, а затем сразу Closer. Первый — это постпанк, второй — готика.

А теперь о вокальном тембре.

С той поры как Йен Кёртис и Питер Мёрфи, я полагаю, совершенно не сговариваясь и без оглядки друг на друга стали весьма проникновенно завывать своими глубокими баритонами, люди никак не могут успокоиться и при малейшем упоминании готической музыки ожидают услышать низкий и, как его принято описывать, «погребальный» голос.

— Но так ли это важно? — спросишь ты меня (а даже если и не спросишь, то я сам у себя спрошу), и затем отвечу: «Абсолютно неважно!» (восклицательный знак даже стоит; понимаешь степень накала?!). Музыкальное готическое произведение вполне может обойтись без баритона, который несомненно создаёт особую атмосферу, но это не значит, что он жизненно необходим. Примеров готических песен с достаточно высоким вокалом — великое множество. Coldгруппы TheCure — песня, о которой я уже сто раз писал. Вообще впишите её уже бога ради во все учебники по готике. Если такого учебника нет, то напишите его для того, чтобы вписать туда эту песню. Примером также может послужить песня SecretLettersяпонского музыканта известного как Hyde. В этой песне он и вовсе фальцет использует, однако это никак не вредит общей атмосфере, и композиция имеет лёгкий, изящный привкус готики.

То же самое и с постпанком. Баритон вовсе необязателен. Можно обойтись опять-таки довольно высоким голосом, как, к примеру, Сергей Хавро — вокалист группы Parks, SquaresandAlleysв песне Youth, которую я всё же окрестил бы как поп-постпанк, но тем не менее...

И песен, выполненных в подобном стиле достаточно много.

И раз уж речь зашла о вокале, то вот что хотелось бы ещё отметить. Как постпанк, так и готика отличаются некоторой монотонностью вокала. Подобным часто грешат современные молодые коллективы. Причём делается это, как правило, намеренно, из желания «сохранить (ну или создать) нужную атмосферу». И если в постпанке подобная практика вполне уместна, при условии умелой её реализации, то готике это зачастую вредит. Она становится скучной, лишённой драматизма, и не способна вызвать тех чувств, о которых говорил Саймон Гэллап.

Яркие вокальные штрихи, более-мене живые вокальные мелодии ничуть не вредят готике. В этом можно убедиться, прослушав некоторые композициигруппы MaliceMizer, которая создала ряд прекрасных готических произведений. Я даже ничего больше пояснять не стану. Вот прям сейчас сворачивай этот текст (нет-нет, сперва предложение дочитай), найди песню «Kagaminobutougenwakunoyoru» и слушай. Только не забудь сюда вернуться. Иможешьещёпослушать«BeastofBlood», «Saikainochitobara», «Gardenia», «Syunikiss», нуи«Transylvania» тоже можно. Хотя последняя не кажется мне готической как раз-таки потому, что намеренно хочет быть готической.

Ну а теперь подытожим.

Забавный выходит парадокс: постпанк — это достаточно молодой жанр, начало которому положено лишь в конце 70-х годов двадцатого века, тогда как готика — это целый культурный пласт, история которого насчитывает несколько веков, но музыка, называемая теперь готической, происходит именно из постпанка. Только эта преемственность делает их столь похожими друг на друга. Но при сколько-нибудь тщательном рассмотрении их различия становятся явными и очевидными.

Если ввести такое драматургическое понятие как «место действия», то в постпанке это всегда будет постиндустриальный город. Это огромное бездушное пространство, состоящее из механизмов, заводов, зданий, где нет места красоте, нет места чувствам, а человек должен либо умереть, либо стать одним из механизмов.

Готика, напротив, уносит нас подальше от жестокой и беспощадной действительности. Мир готики безусловно мрачен и тёмен, но именно в этом мы находим своеобразную красоту и наслаждаемся ею. Местом действия готики может бытьсредневековый замок, как это часто бывало в литературных произведениях, кладбище; а можно и вовсе сузить пространство до гроба. Этот метод в кинематографе довольно активно используется вплоть до последних лет. Подойдёт и обычный город в тёмное время суток, когда всё уродство егоскрыто чернотой ночи.

В общем, если постпанк — это довольно грубый реализм, то готика — это всегда нечто мистическое и фантастическое, отстранённое от нашей реальности. Справедливость данного утверждения подтверждается литературной основой этих жанров, а таковая есть и у постпанка, для которого в качестве этой основы выступают битники, в особенности, Уильям Берроуз. Своё влияние оказали и экзистенциалисты — Камю, Сартр, Достоевский и прочие.

Литературная основа готики более обширна. ХорасУолпол, Энн Рэдклифф, Эдгар По, Брэм Стокер, Мэри Шелли, Роберт Стивенсон, ГовардЛавкрафт и многие-многие другие.

Постпанк гораздо более мрачный и тёмный жанр, совершенно беспросветный. Тогда как готика несмотря на всю свою любовь к чёрному цвету и тёмной стороне мира и человеческой сущности является невероятно светлым жанром, во многом даже оптимистичным, ибо даже если произведение заканчивается печально, например, смертью главного героя, отчаянного боровшегося с ужасными монстрами, в этом есть некоторая светлая сторона, поскольку для него все мучения закончены.

Постпанк же — это всегда замкнутый круг мучений, которым нет конца. Лирический герой борется с монстром, которого ему ни за что не одолеть. И последние минуты своей жизни он болтается в петле, пока весь дух из него не выйдет.

Да, готика мрачна, и темна, она призвана вызывать ужас; а некоторые её произведения — это аллегории на реальные беды рода человеческого, например, «Король Чума» Эдгара По. Готика в принципе аллегорична. Но тьма и ужас её никогда не сравнятся с отчаянием и безысходностью постпанка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...