Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Норматив товарных запасов — это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.




Тема 4. Анализ товарных ресурсов торговых предприятий

1.Понятие товарных ресурсов.

2.Анализ состояния товарных запасов.

3.Анализ эффективности использования товарных ресурсов.

4.Факторный анализ товарных запасов.

 

Понятие товарных ресурсов

Под товарными ресурсами торгового предприятия понимается вся масса поступивших из различных источников товаров, предназначенных для продажи потребителям для конечного использования.

Товарные ресурсы являются материальной основной для развития товарооборота торгового предприятия. Они состоят из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом товарооборота в балансовой взаимосвязи:

Зн + П =Р + Зк,                                              (1)

где Зн,Зк — товарные запасы на начало и конец периода, руб.;

П — поступление товаров, руб.;

Р — объем реализации товаров, руб.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы должны превышать объем товарооборота на величину нормального товарного запаса. При этом подразумевается, что товарные запасы характеризуют объем предложения товаров.Объем товарооборота определяется платежеспособным спросом, а товарный запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли, с другой стороны, не должен привести к затовариванию торгового предприятия.

Товарные запасы — это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату (п. 127 стандарта «Торговля»). Товарные запасы являются частью оборотного капитала, однако в экономическом анализе торговых организаций их рассматривают обособленно. Чтобы комплексно проанализировать товародвижение, анализ товарных запасов принято проводить но взаимоувязке с анализом товарооборота.

В сфере обращения товарный запас представляет собой товар, находящийся в процессе перемещения от производства до потребителя. В торговом предприятии он предназначен для осуществления бесперебойной торговли. Товарный запас должен постоянно возобновляться, т.е. должен находиться в движении (одни товары продаются и на их место поступают новые).

Необходимость существования товарных запасов обусловлена рядом причин:

• несовпадение во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

• асинхронность изменения спроса и предложения товаров;

• дискретность (прерывность) процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывность производства при дискретном характере потребления;

• наличие случайных колебаний спроса и предложения товаров.

Развитие товарооборота торгового предприятия и обеспечение бесперебойной торговли зависит от наличия товарных запасов по всему ассортименту товаров.

Основными задачами анализа товарных запасов и товарооборачиваемости являются:

• проверка соответствия фактических размеров товарных запасов и товарооборачиваемости установленным нормативам (если они имеют место на предприятии);

• изучение суммы товарных запасов и товарооборачиваемости в динамике;

• установление причин отклонения фактических товарных запасов и товарооборачиваемости от установленных нормативов и данных прошлых лет;

• анализ состава товарных запасов, наличие залежалых товаров;

• выявление изменений, которые произошли в общем объеме и структуре товарных запасов, и определение их причин;

• оценка соответствия товарных запасов спросу населения;

• выявление причин образования сверхнормативных товарных запасов и запасов ниже нормы;

• расчет влияния основных факторов на изменение и эффективность использования товарных запасов;

• определение рационального порядка распределения товарных запасов между подразделениями организации;

• разработка рекомендаций по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнению запасов до нормативной величины.

Анализ товарных запасов должен показать, как они в целом и по составу обеспечивают нормальное развитие товарооборота.

 

Анализ товарных запасов проводят с их подразделением по месту нахождения, назначению, товарному составу.

По месту нахождения различают товарные запасы:

• в пути (по акцептованным и оплаченным счетам);

• на базах и складах;

• на предприятиях розничной торговли;

• в овощехранилищах;

• отгруженные (не оплаченные покупателями);

• на ответственном хранении у покупателей.

Поскольку запасы товаров в пути и товаров отгруженных являются промежуточным этапом между хранением и передачей товаров покупателям, их обороты незначительны. Наибольший удельный вес товарных запасов — на базах и складах, на предприятиях розничной торговли.

Увеличение удельного веса товаров отгруженных свидетельствует об отвлечении их из оборота с увеличением задолженности покупателя до момента оплаты. Товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, отрицательно характеризуют процесс товародвижения, поскольку это не заказанные покупателем либо не соответствующие ассортименту, качеству товары. Товары, принятые на ответственное хранение, как правило, возвращаются поставщику. Поэтому их наличие свидетельствует о нарушениях условий и договоров поставки. У покупателей они отражаются на забалансовых счетах.

По назначению товарные запасы подразделяют на текущие, сезонные и досрочного завоза (целевые). Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие, например, должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Их объем определяется количеством продаж и периодичностью поставок.

Сезонные запасы формируются по товарам сезонного производства при регулярном спросе, а также по товарам сезонного спроса, производство которых не зависит от сезона, а спрос определяется временем года. К товарам сезонного производства относят, например, овощи: их выращивают в летний период и накапливают в овощехранилищах для бесперебойной продажи в течение всего года. К товарам сезонного спроса относят зимнюю одежду и обувь, летнюю одежду, велосипеды, лыжи и коньки, из продовольственных товаров — мороженое, прохладительные напитки и др.

Запасы товаров досрочного завоза (целевые)формируют предприятия, находящиеся в труднодоступных регионах, так как завоз в эти регионы ограничен во времени, нерегулярен.

По товарному составу товарные запасы делят по товарным группам, классам, видам, наименованиям.

В анализе запасов по товарному составу изучают: объем, удельный вес, значимость каждой товарной группы, класса, вида, наименования, динамику товарного состава по сумме и значимости в обороте, выявляют наиболее значимые и незначительные группы товаров по их сумме и удельному весу в обороте, определяют обеспеченность товарными запасами по группам, видам, наименованию товаров, проверяют соответствие товарных запасов установленному на предприятии нормативу.

Норматив товарных запасов — это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

Сверхнормативные товарные запасы образуются в результате завоза товаров в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступлений товаров ненадлежащего ассортимента и качества, нарушений условий хранения товаров, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество.

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров торговые предприятия планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В деятельности торговых предприятий текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой — как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться, например в магазинах, при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам, а при планировании финансов и изучении финансовой устойчивости предприятия —по себестоимости (по покупной стоимости).

Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости — только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков. Таким же образом должны определяться и изучаться фактические запасы товаров текущего хранения

Основными источниками информации о товарных запасах являются данные бухгалтерского учета, включая первичные документы, бухгалтерские регистры и бухгалтерскую отчетность, статистическая отчетность.

Важным источником информации о товарных запасах являются данные инвентаризации, в которых уточняются учетные записи о состоянии товарных запасов, определяется, какие товары не пользуются спросом, какие утратили свое качество, каковы товарные потери и кто виноват.

Полезную информацию для анализа можно получить из материалов по уценке товаров. Уценке подвергают товары устаревших моделей, утратившие первоначальный вид, частично потерявшие свое качество, товары сезонного спроса в период окончания сезона их использования (например, уценка зимней одежды весной). В анализе нужно установить причины появления товаров, требующих уценки, чтобы свести к минимуму операции по вынужденной уценке в будущем.

Помимо уценки в торговле применяют системы скидок на реализуемые товары. Для ускорения оборачиваемости товарных запасов в периоды повышенного спроса (например, в предпраздничные дни) торговые фирмы предоставляют скидки покупателям или подарки при условии покупки определенных товаров. Такие операции увеличивают поток покупателей в период повышенного спроса в магазины, поощряющие покупки, что приводит к росту товарооборота и ускорению оборачиваемости товарных запасов.

Современные информационные технологии позволяют учитывать состояние и движение товаров в режиме реального времени.Такие системы способны давать информацию о состоянии товарных запасов и движении товаров по каждому наименованию, отслеживать остатки и уровень обеспечения товародвижения в любой момент времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...