Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 16. Мирохозяйственные связи и внешнеэкономическая политика (2 часа)




Международные аспекты экономического развития. От автаркии к взаи­мозависимости. Формы мировых экономических отношений. Влияние внешнеэкономических связей на равновесие национального рынка. Чистый экспорт. Мультипликатор внешней торговли.

Мировая торговля товарами и услугами. Протекционизм и фритредерство. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ. Инструменты торговых ограничений.

Международная валютная система и валютный курс. Национальная и мировая валютные системы. Этапы формирования мировой валютной системы. Валютные курсы и их влияние на народное хозяйство. Паритет покупательной способности Инструменты регулирования валютного курса. Платежный баланс страны. Модель Манделла-Флеминга.

 

Тема17. Экономический рост и развитие (2 часа)

Понятие, показатели, типы факторы и результаты экономического роста. Понятие и показатели экономического развития. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста. Неоклассические модели равновесного экономического роста. Модель Р. Солоу и «зо­лотое правило накопления». Институциональные модели экономического роста и развития.

 

Тема18. Теория переходной экономики (2 часа)

Переходная экономика и транзитология. Уроки командно-административной системы хозяйствования. Градуализм и шоковая терапия.

Постсоциалистическая трансформация в бывших республиках СССР и странах Восточной Европы.Закономерности переходного периода: разгосударствление, трансформационный спад, финансовая стабилизация. Направления экономических реформ: приватизация собственности, либерализация цен и доходов, структурная перестройка экономики, интеграция в мировое хозяйство, формирование рыночной инфраструктуры.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обусловлены целью, задачами и требованиями к результатам обучения дисциплины. Достижение поставленных целей и реализация поставленных задач обеспечивается путем сочетания аудиторной и самостоятельной работы студентов. Большую роль приобретают методы активизации познавательной деятельности студентов. Лекционный курс кроме лекции в традиционной форме предполагает также такие её формы, как лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-консультация. На семинарских занятиях, кроме тест-опросов и решения задач предполагается использование:

– экономических игр и тренингов;

– анализа экономических ситуаций (кейс-метод);

– дискуссий по текущим экономическим проблемам;

– докладов с презентацией.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания и методические указания по организации и

Проведению практических занятий

Раздел I. Основные экономические понятия

Тема 1. Экономическая теория: предмет, методология и функции 

Практическое занятие 1 (2часа)

Задание. Кейсы на расчет альтернативной стоимости обучения и построение личной КПВ. Закрепление знаний о предмете, методологии и функциях экономической теории. Выработка умений по расчёту альтернативных издержек своего обучения в ВУЗе, построения кривой производственных возможностей. Изучение предложений о подготовке по экономическим профессиям (специальностям).

Практическое занятие 2 (2 часа)

Задание. Заполнить таблицу «Вехи развития экономической мысли», где отразить основные экономические учения, время и место их возникновения, главные представители и идеи. Подготовить презентацию, по итогам которой выполнятся упражнение «Цитаты». По высказываниям экономистов, необходимо определить к какому течению он принадлежит и кратко аргументировать свою позицию.

Практическое занятие 3 (2часа)

Задание. Тест-опрос и решение задач на систематизацию материала темы 1.

Литература для подготовки

Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 6–19.

Тема 2. Хозяйство как объект экономической теории

Практическое занятие 4  (2 часа)

Задание. Игра-имитация кругооборота товаров, денег и ресурсов в закрытой рыночной экономике. Закрепление знаний о том, как работает современное рыночное хозяйство в игры: «Как заработать на жизнь», в которой имитируется экономический кругооборот в чистой рыночной экономике. В начале игры одна группа участников (домохозяйства) обладает частной собственностью на экономические ресурсы (трудовые, природные, капитал), другая – фирмы имеет равный стартовый денежный капитал. Цель фирм получить максимальную прибыль, выгодно приобретая ресурсы для выпуска продуктов, которые необходимо успешно реализовать. Цель домохозяйств подороже продать ресурсы фирмам и подешевле купить у них продукты. При подведение итогов игры ведущий объясняет модель кругооборота вначале в рыночной экономике, а затем в смешанной.

Литература для подготовки

Азимов, Л. Б. Уроки экономики в школе : активные формы преподавания : учеб. пособие / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская. – М.: Аспект-пресс,1995. – 71 с.

Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 20–45.

Тема 3. Современная рыночная экономика

Практическое занятие 5 (2 часа)

Задание. Тест-опрос и решение задач на систематизацию материала тем 3,4.

Литература для подготовки

Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 20–45.

Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Рынок: закон спроса и предложения, эластичность

Практическое занятие 6 (2 часа)

Задание. Игра-имитация рынка совершенной конкуренции

Строится на основе игры «Рынок кофе», другое называние «Market game». Предметом игры является поведение продавцов и покупателей на рынке совершенной конкуренции. Группа делится на равное количество продавцов и покупателей. Первым в процессе игры задаются бюджетные ограничения, вторым – издержки производства. Стремление участников к максимизации потребительского излишка и излишка производителей приводит к формированию рыночного равновесия.

Практическое занятие 7 (2 часа)

Задание. Расчет параметров локального рыночное равновесие, разбор кейса на связанные рынки.

Практическое занятие 8 (2 часа)

Задание. Решение «сквозных» задач на расчет параметров рыночное равновесия и неравновесия, излишков потребителей и производителей, общественного выигрыша и потерь, эластичности спроса и предложения.

Литература для подготовки

Азимов, Л. Б. Уроки экономики в школе : активные формы преподавания : учеб. пособие / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская. – М.: Аспект-пресс,1995. – С.71 с.

Рябикина, А.А. Основы микроэкономики : что такое спрос и предложение: учеб. пособие / А. А. Рябикина, Т. В. Быкова. – СПб.: Лань,1997.

Шемякин, А. Б. Теория и методика игры в экономическом образовании : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А. Б. Шемякин. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2009. – 88 с.

Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 46–65.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...