![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 16. Мирохозяйственные связи и внешнеэкономическая политика (2 часа)
Международные аспекты экономического развития. От автаркии к взаимозависимости. Формы мировых экономических отношений. Влияние внешнеэкономических связей на равновесие национального рынка. Чистый экспорт. Мультипликатор внешней торговли. Мировая торговля товарами и услугами. Протекционизм и фритредерство. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ. Инструменты торговых ограничений. Международная валютная система и валютный курс. Национальная и мировая валютные системы. Этапы формирования мировой валютной системы. Валютные курсы и их влияние на народное хозяйство. Паритет покупательной способности Инструменты регулирования валютного курса. Платежный баланс страны. Модель Манделла-Флеминга.
Тема17. Экономический рост и развитие (2 часа) Понятие, показатели, типы факторы и результаты экономического роста. Понятие и показатели экономического развития. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста. Неоклассические модели равновесного экономического роста. Модель Р. Солоу и «золотое правило накопления». Институциональные модели экономического роста и развития.
Тема18. Теория переходной экономики (2 часа) Переходная экономика и транзитология. Уроки командно-административной системы хозяйствования. Градуализм и шоковая терапия. Постсоциалистическая трансформация в бывших республиках СССР и странах Восточной Европы.Закономерности переходного периода: разгосударствление, трансформационный спад, финансовая стабилизация. Направления экономических реформ: приватизация собственности, либерализация цен и доходов, структурная перестройка экономики, интеграция в мировое хозяйство, формирование рыночной инфраструктуры. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Обусловлены целью, задачами и требованиями к результатам обучения дисциплины. Достижение поставленных целей и реализация поставленных задач обеспечивается путем сочетания аудиторной и самостоятельной работы студентов. Большую роль приобретают методы активизации познавательной деятельности студентов. Лекционный курс кроме лекции в традиционной форме предполагает также такие её формы, как лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-консультация. На семинарских занятиях, кроме тест-опросов и решения задач предполагается использование: – экономических игр и тренингов; – анализа экономических ситуаций (кейс-метод); – дискуссий по текущим экономическим проблемам; – докладов с презентацией.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Задания и методические указания по организации и Проведению практических занятий Раздел I. Основные экономические понятия Тема 1. Экономическая теория: предмет, методология и функции Практическое занятие 1 (2часа) Задание. Кейсы на расчет альтернативной стоимости обучения и построение личной КПВ. Закрепление знаний о предмете, методологии и функциях экономической теории. Выработка умений по расчёту альтернативных издержек своего обучения в ВУЗе, построения кривой производственных возможностей. Изучение предложений о подготовке по экономическим профессиям (специальностям). Практическое занятие 2 (2 часа) Задание. Заполнить таблицу «Вехи развития экономической мысли», где отразить основные экономические учения, время и место их возникновения, главные представители и идеи. Подготовить презентацию, по итогам которой выполнятся упражнение «Цитаты». По высказываниям экономистов, необходимо определить к какому течению он принадлежит и кратко аргументировать свою позицию. Практическое занятие 3 (2часа) Задание. Тест-опрос и решение задач на систематизацию материала темы 1. Литература для подготовки Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 6–19. Тема 2. Хозяйство как объект экономической теории Практическое занятие 4 (2 часа) Задание. Игра-имитация кругооборота товаров, денег и ресурсов в закрытой рыночной экономике. Закрепление знаний о том, как работает современное рыночное хозяйство в игры: «Как заработать на жизнь», в которой имитируется экономический кругооборот в чистой рыночной экономике. В начале игры одна группа участников (домохозяйства) обладает частной собственностью на экономические ресурсы (трудовые, природные, капитал), другая – фирмы имеет равный стартовый денежный капитал. Цель фирм получить максимальную прибыль, выгодно приобретая ресурсы для выпуска продуктов, которые необходимо успешно реализовать. Цель домохозяйств подороже продать ресурсы фирмам и подешевле купить у них продукты. При подведение итогов игры ведущий объясняет модель кругооборота вначале в рыночной экономике, а затем в смешанной. Литература для подготовки Азимов, Л. Б. Уроки экономики в школе : активные формы преподавания : учеб. пособие / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская. – М.: Аспект-пресс,1995. – 71 с. Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 20–45. Тема 3. Современная рыночная экономика Практическое занятие 5 (2 часа) Задание. Тест-опрос и решение задач на систематизацию материала тем 3,4. Литература для подготовки Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 20–45. Раздел II. Микроэкономика Тема 4. Рынок: закон спроса и предложения, эластичность Практическое занятие 6 (2 часа) Задание. Игра-имитация рынка совершенной конкуренции Строится на основе игры «Рынок кофе», другое называние «Market game». Предметом игры является поведение продавцов и покупателей на рынке совершенной конкуренции. Группа делится на равное количество продавцов и покупателей. Первым в процессе игры задаются бюджетные ограничения, вторым – издержки производства. Стремление участников к максимизации потребительского излишка и излишка производителей приводит к формированию рыночного равновесия. Практическое занятие 7 (2 часа) Задание. Расчет параметров локального рыночное равновесие, разбор кейса на связанные рынки. Практическое занятие 8 (2 часа) Задание. Решение «сквозных» задач на расчет параметров рыночное равновесия и неравновесия, излишков потребителей и производителей, общественного выигрыша и потерь, эластичности спроса и предложения. Литература для подготовки Азимов, Л. Б. Уроки экономики в школе : активные формы преподавания : учеб. пособие / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская. – М.: Аспект-пресс,1995. – С.71 с. Рябикина, А.А. Основы микроэкономики : что такое спрос и предложение: учеб. пособие / А. А. Рябикина, Т. В. Быкова. – СПб.: Лань,1997. Шемякин, А. Б. Теория и методика игры в экономическом образовании : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А. Б. Шемякин. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2009. – 88 с. Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний : учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015. – С. 46–65. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 605. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |