Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел I. Основные экономические понятия




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………...   4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………….    4

3. Результаты освоения дисциплины………………………………………………………   4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………......  5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы……………..   5

4.2. Тематический план дисциплины…………………………………………………....   5

4.3. Содержание дисциплины……………………………………………………………   7

5. Образовательные технологии…………………………………………………………... 12

6. Учебно-методические материалы……………………………………………………..... 12

6.1. Задания и методические указания по организации практических занятий…….... 12

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение………………………………. 17

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………. 18

9. Текущий контроль качества усвоения знаний…………………………………………  18

10. Промежуточная аттестация……………………………………………………………… 19

 



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является формирование экономического мышления и развитие способности использовать знания, умения, навыки экономического анализа в профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Освоение базовой системы знаний об экономической деятельности субъектов рынка в контексте реалий современной России для формирования интегральных представлений о социально-производственных отношениях, необходимых для дальнейшего изучения общепрофессиональных специальных дисциплин в системе высшего профессионального образования и самообразования;

2. Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в источниках средств массовых коммуникаций и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по теоретическим эконо­мическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

3. Развитие способности крити­чески осмысливать информацию о хозяйственной деятельности, государ­ственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументирован­ное мнение; способности применять полученные знания для определения эконо­мически рационального поведения в конкретных ситуациях;

4. Воспитание ответственности за принимаемые экономические решения, формирование готовности использовать полученные знания о функционировании рынка труда, специфики его проявления в сфере малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Экономическая теория» является частью учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «История и обществознание». Дисциплина реализуется на социально-гуманитарном факультете кафедрой гуманитарных и социально-экономических наук.

Данная дисциплина относится к блоку 1 вариативной части образовательной программы и является обязательной дисциплиной модуля 6. «Предметное обучение по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам». Её изучение логически связано с освоением дисциплины «Экономика». Знания, умение и владения, полученные при освоении дисциплины «Экономическая теория» будут полезными для изучения дисциплин «Экономика образования» или «Основы социального предпринимательства».

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

ОК-1 –способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

ОК-3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;

ПК-1 – готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные микро- и макроэкономические концепции и модели, мето­ды экономического анализа проблем, в т.ч. в сфере образования;

- механизм функционирования рынков товаров, труда, капитала и влияния государственного ре­гулирования на ценообразование, затраты фирм, формирования рыночных структур;

- основные категории микроэкономического анализа и поведения фир­мы, работников в различных конкурентных условиях;

- фундаментальные основы и показатели макроэкономики, форми­рующие целостное представление о макроэкономической теории и политики;

- проблемы современного этапа развития экономики России, место и роль России в мировом хозяйстве.

Уметь:

- анализировать и оценивать экономическую информацию о рынке труда, обосновывать стратегии повышения конкурентоспособности работников с учетом результатов этого анализа и оце­нок;

- комплексно оценивать экономические явления и процессы для развития конкретной организации и экономики страны в целом;

- используя инструменты микро- и макроанализа, характеризовать спе­цифику экономики России на разных этапах ее развития.

Владеть практическими навыками:

- письменного аргументированного изложения собственной точки зре­ния по проблемам современной экономики и экономики образования;

- ведения дискуссии и полемики по вопросам функционирования ры­ночной системы, эффективного производства и функционирования фирмы в конкретных экономических условиях, макроэкономической политики;

- самостоятельного решения конкретных экономических задач, связанных с экономикой образования и социального предпринимательства.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Срок изучения – 2 семестр

Трудоемкость – 7 з.е. – 252 часа

Число часов в неделю (17 недель) – 5 часов

Аудиторные занятия – 86 часов

Лекции – 28 часов

Практические занятия – 58 часов

Самостоятельная работа – 121 час

Форма отчетности – экзамен (45 часов)

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем

дисциплины

Всего часов

Контактная работа

Самост. работа

Формы

текущего

контроля

успеваемости

Лекции Практич. занятия из них в интеракт. форме
Разделы I. Основные экономические понятия 1.Экономическая теория: предмет, методология и функции 16 2 6 4 8 Кейсы, презентация, тест-опрос, задачи
2.Хозяйство как объект эконо­мической теории 9 1 2 2 6 Экономическая игра, тест-опрос, задачи  
3.Современная рыночная экономика 9 1 2   6 Тест-опрос, задачи
Раздел II. Микроэкономика 4.Рынок: закон спроса и предложения, эластичность 16 2 6 2 8 Экономическая игра, тест-опрос, задачи
5.Потребительский выбор и теория спроса 10 2 2   6 Тест-опрос, задачи.
6.Фирма: структура бизнеса, производство и издержки 14 2 4 2 8 Презентация, тест-опрос, задачи.
7.Фирма на рынке совершен­ной конкуренции 9 1 2 2 6 Экономическая игра, тест-опрос, задачи.
8.Фирма на рынках несовер­шенной конкуренции 11 1 4 2 6 Экономическая игра, тест-опрос, задачи.
9.Рынки факторов производ­ства:  труда, капитала и земли 16 2 6 2 8 Тест-опрос, задачи, учебная дискуссия
Раздел III. Макроэкономика 10.Цели, инструментарий и показатели макроэкономики 10 2 2   6 Тест-опрос, задачи.
11.Национальный рынок и его равновесие 10 2 2   6 Тест-опрос, задачи.
12.Макроэкономические проблемы: цикл, безработица и инфляция 14   6 6 8 Презентация, тест-опрос, задачи.
13.Бюджетное устройство и фискальная политика 10 2 2   6 Тест-опрос, задачи.
14.Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика 12 2 4 2 6 Экономическая игра, тест-опрос, задачи
15.Распределение доходов в обществе и социальная политика 8   2 2 6 Учебная дискуссия.
16.Мирохозяйственные связи и внешнеэкономическая поли­тика 10 2 2   6 Тест-опрос, задачи.
17.Экономический рост и развитие 12 2 2   8 Тест-опрос, задачи.
18.Теория переходной экономики 11 2 2 2 7 Учебная дискуссия
Подготовка к экзамену 45 45  
Всего 252 28 58 28 166  

Практические занятия

№ темы Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1 Кейсы на определение альтернативной стоимости обучения и  построение «личной» КПВ 2
1 Презентация таблицы по вехам развития экономической мысли, упражнение на цитаты 2
1 Тест-опрос и решение задач по теме 1 2
2 Игра-имитация кругооборота товаров, денег и ресурсов в закрытой рыночной экономике 2
3 Тест-опрос и решение задач по темам 2, 3 2
4 Игра-имитация рынка совершенной конкуренции 2
4 Задание на локальное рыночное равновесие и связанность рынков. 2
4 Сквозные задачи на рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения 2
5 Тест-опрос и решение задач по теме 5 2
6 Презентация таблицы и схемы по организационно-правовым формам предприятий 2
6 Тест-опрос и решение задач по теме 6 2
7 Игра-имитация поведения фирм на рынке автомобилей 2
8 Игра-имитация поведения фирм на рынке монополистической конкуренции 2
8 Тест-опрос и решение задач по темам 7, 8 2
9 Тест-опрос и решение задач по теме 9 (рынок труда) 2
9 Учебная дискуссия по проблемам и перспективам российского рынка труда. 2
9 Тест-опрос и решение задач по теме 9 (рынок капитала и природных ресурсов) 2
10 Тест-опрос и решение задач по теме 10 2
11 Тест-опрос и решение задач по теме 11 2
12 Практическая работа по проблемам макроэкономики: экономический цикл и безработица 2
12 Практическая работа по проблемам макроэкономики: инфляция 2
12 Тест-опрос и решение задач по теме 12 2
13 Тест-опрос и решение задач по теме 13 2
14 Игра-имитация банковской деятельности 2
14 Тест-опрос и решение задач по теме 14 2
15 Учебная дискуссия по целям, инструментам и проблемам социальной политики 2
16 Тест-опрос и решение задач по теме 16 2
17 Тест-опрос и решение задач по теме 17 2
18 Учебная дискуссия по проблемам и перспективам развития российской экономики 2

Итого

58

Содержание тем дисциплины

Лекционный курс (28 часов)

Раздел I. Основные экономические понятия










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...