Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Экономическая теория: предмет, методология и функции (2 часа)




Эволюция экономических знаний: экономические взгляда философов Древнего мира и средневековья. Меркантилизм. Экономисты-физиократы. Классическая школа. Марксизм. Историческая школа и институционализм. Маржинализм. Кейнсианская революция. Неоклассический синтез. Монетаризм и неоклассическая макроэкономика. История отечественной экономической мысли.

Предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Ограниченность и альтернативные издержки (издержки отвергнутых возмож­ностей). Граница производственных возможностей. Методология и методы экономической теории. Принципы экономического мышления. Экономические законы. Позитивная и нор­мативная экономическая теория. Экономическая стратегия и экономическая по­литика

Функции и классификация экономических наук. Общие экономические науки: прикладные, методологические, дескриптивные. Частные экономические науки: отраслевые и функциональные науки.

Тема 2. Хозяйство как объект экономической теории (1 час)

Историко-генетический анализ хозяйства. Формационный подход. Цивилизационный подход. Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства.

Системно-функциональный анализ хозяйства. Экономическая система и главные экономические проблемы: что, как и для кого производить. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная экономика.

Экономические блага и их классификация. Экономические ресурсы и факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательство. Экономическая эффективность. Экономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство. Кругооборот благ и денег в смешанной экономике.

Тема 3. Современная рыночная экономика (1 час)

Атрибуты рыночной экономики: Общественное разделение труда. Товарное производство. Собственность и её формы. Экономическая свобода. Гибкая система цен. Механизм прибыли и убытков. Классификация рынков.

Экономическая роль государства. Либерализм, дирижизм, и этатизм. Административно-правовые и экономические функции государства. Антимонопольные мероприятия. Общественные блага. Внешние эффекты (экстерналии). Ассиметричная информация. Социальная политика. Антициклическая политика.

Средства и уровни государственного регулирования.

 

Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Рынок: закон спроса и предложения, эластичность (2 часа)

Спрос. Шкала (кривая) спроса. Убывающая предельная полезность. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы изменения спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Субституты и комплементы. Товары низшей и высшей категории. Изменение спроса и изменение объема спроса.

Предложение. Шкала (кривая) предложения. Закон предложения. Факторы изменения предложения. Изменение предложения и изменение объема предложения.

Координация спроса и предложения при формировании равновесной цены. Равновесная цена и равновесное количество (продукта). Излишек и дефицит. Изменение ры­ночных условий. Функции рыночной цены. Излишки производителя и потребителя, общественный выигрыш.

Ценовая эластичность спроса. Валовой доход. Спрос: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью, совершенно эластичный, совершенно неэластичный. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Кратчайший, краткосрочный и долгосрочный периоды. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения.

 

Тема 5. Потребительский выбор и теория спроса (2 часа)

Спрос и теория потребительского поведения: кардиналисткий подход. По­лезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности и равновесия потребителя. Эффект замещения и эффект дохода. Товар Гиффена.

Ординалисткая теория потребительского поведения. Аксиомы о рацио­нальном потребителе. Набор и кривая безразличия. Предельная норма замещения. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности. Реакция потребителя на изменение дохода. Закон Энгеля. Реакция потребителя на изменение цены.

 

Тема 6. Фирма: структура бизнеса, производство и издержки (2 часа)

Фирма, предприятие и отрасль. Предпринимательство (бизнес). Неоклассическая и институциональная теории фирмы. Трансформационные и трансакционные издержки. Классификация фирм. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.

Экономические (вмененные) издержки. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль как элемент издержек. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Предпринимательство и экономическая прибыль. Неопределённость и риск. Неопределённость и инновации. Монопольная прибыль (рента).

Производство при одном виде переменных затрат. Закон убывающей отдачи. Общая, предельная, средняя производительность (продукт). Производство при двух видах переменных затрат. Производственная функция. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Карта изоквант. Изокоста. Выбор метода производства с наименьшими издержками. Получение кривой издержек на основе карты изоквант.

Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительная, постоянная, отрицательная отдача от изменения масштаба производства. Минимальный эффективный размер предприятия.

Тема 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции (1 час)

Основные модели рынка: совершенная (чистая) конкуренция; несовер­шенная конкуренция: чистая монополия, монополистическая конкуренция, оли­гополия.

Характеристика совершенной конкуренции. Два подхода к максимизации при­были в краткосрочном периоде: принцип сопоставления валового дохода с общими издержками, принцип равенства предельного дохода (цены) и предельных издержек. Кривая предложения в краткосрочном периоде.

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде на конкурентном рынке. Кривая предложения в долгосрочном периоде. Отрасли с постоянными и возрастающими издержками. Достоинства и недостатки чистой конкуренции.

Тема 8. Фирма на рынках несовершенной конкуренции (1 час)

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Чистая монополия. Барьеры вступления в отрасль. Открытая, закрытая и естественная монополия. Особенности максимизации прибыли. Экономические последствия монополии: X-эффективность, ценовая дискриминация, динамическая эффективность. Социальная цена монополии. Дилемма регулирования.

Максимизация прибыли при монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Аргументы и контраргументы использования рекламы.

Определение цены и объема производства: олигополия. Однородная и дифференцированная олигополия. Степень концентрации. «Ломанная» кривая спроса. Война цен. Тайный сговор. Картель. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Доводы против и оправдания предпринимательской монополии. Антимонопольная политика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...