Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН-




центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное дей­ствие, характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или адаптирование слабого элемента социальной системы.


155 Лекция 4

2) Социальные конфликты — механизмы изменения принятия решений, т.е. политические. Это — со­циальная борьба.

3) Конфликтные действия, направленные на изме­нение системы социального детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся глав­нейших ресурсов общества (знаний, производ­ства, этических норм). Это — социальное движе­ние.

Во всяком конфликте имеет место не только борь­ба за господство, но и за ценности, за доминирова­ние определенной культурной модели.

Турен А. особо рассматривает социальное дви­жение как тип конфликта. Он отмечает, что соци­альное движение — не только конфликт, но также привнесение в общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут констру­ировать себя из любой социальной «смеси». Стало быть, они носят не только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений — они «чисто социальные» и «диффузные», тогда как ра­бочее движение в прошлом было концентрирован­ным. Автор подчеркивает различие социальных и политических движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность первых по­литическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и политического движения как революционного процесса было порождено иде­ей социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время занимает центральное место в общественном процессе и яв­ляется базовым условием демократичности полити­ческой ЖИЗНИ.16


Основы конфликтологии 156

Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно которой конф­ликтные отношения, обусловленные классовым «расколом», вытесняются более ограниченными и более специфическими отношениями групп по ин­тересам. Высокая социальная мобильность в раз­витых странах (вертикальная и горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Обще­ство не поляризируется по линии одного противо­речия и одного основополагающего конфликта. Та­кое общество социально плюралистично; ему при­сущи многие противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым.

Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует совокупность взаимопере­секающихся интересов. Противоречия здесь разме­жевывают общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в жизнедея­тельности этих групп при идентичности их сущнос­ти. Общественные силы в демократических систе­мах находятся в разнокачественных, разноплановых связях между собой. Одни из этих связей выступа­ют как противоречия, а другие — нет. Словом, противоположности в одном отношении перекрыва­ются единством в другом. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в по­стоянно взаимоисключающие полярности. Описан­ные противоречия и возникающие на их базе конф­ликты, как правило, не являются насильственными,.

Стратификация общества, противоречия, укоре­нившиеся в ней — источник конфликтов, характер­ных для экономически развитых, устойчивых госу­дарств. Здесь, как утверждает Липсет С., в обычай вошла «политика коллективного торга» — борьба вокруг дележа всего экономического пирога, вокруг


157_____________Лекция 4

установления объема социального обеспечения и планирования и т.д.17

В развивающихся странах в дополнение к конф­ликтам, связанным с классовыми различиями, су­щественную роль, по мнению Липсета С., играют культурные или глубокие ценностные конфликты. Конфликтогенным фактором в этих странах высту­пает модернизация. Ее высокие темпы, в частности, в мусульманских странах, способствуют экономичес­кой, политической и социальной поляризации об­щества, обострению отношений между сторонника­ми традиционных норм (консерваторами, фунда­менталистами) и приверженцами модернизации, которые приветствуют и отстаивают происходящие изменения. Кроме того, модернизация несет с собой и другие конфликты, детерминируемые ее неодноз­начными последствиями.

С одной стороны, она вызывает процесс субъек-тивизации социальной деятельности человека, а вместе с этим и новые формы отчуждения; с другой стороны она обусловливает формирование новых социальных групп и слоев, вовлечение их в актив­ную общественную жизнь. Проблема индивидуали­зации и обобществления конфликта проявляется и здесь. Национально-этнические конфликты — одно из главных противоречивых последствии модерни­зации.

Наличие насильственных локальных конфликтов во многих странах показывает, что время социаль­ного антагонизма еще не миновало. Поэтому не со­шел со страниц научной литературы и термин «со­циальный антагонизм», обозначающий определен­ный тип социального конфликта.

«Антагонизм» как понятие общественной науки разработан марксизмом. В марксистской традиции


Основы конфликтологии 158

Данное понятие обозначает непримиримее классо­вое противоречие, проявляющиеся в классовой борь­бе. Признаками социального антагонизма являют­ся: субъекты — классы или иные большие общности и образования (нации, государство) с взаимоисклю­чающими коренными интересами; непримиримость интересов, позиций и ценностей, взглядов, целей и ориентации; насильственные методы борьбы; по­давление или уничтожение одной стороны другой вместе с ликвидацией социальной основы ее суще­ствования, а стало быть и того социального един­ства, в рамках которого возникли и существовали антагонистические противоположности; качествен­ное изменение социальной системы как результат разрешения антагонизма крупных социальных групп.

Вне марксистской литературе понятие «антаго­низм» используется в более ограниченном смысле: как обозначающее любой враждебный, требующий применения насильственных средств, конфликт. Это могут быть межличностный или групповой, меж­групповой, этнический и прочие конфликты. Отдель­ные конфликтологи и социологи применяют поня­тие «антагонизм», близкое по смыслу к марксистс­кому, для характеристики общественных систем с однимпротиворечием. Имеется в виду одно основ­ноепротиворечие, раскалывающее общество на противоположные лагери.

Скажем, в настоящее время в мире существуют самые разнообразные социумы. Это — моноконф­ликтные (с одним социальным противоречием и конфликтом) и поликонфликтные (со многими, пе­ресекающимися или накладывающимися друг на друга конфликтами), с социальноклассовыми анта­гонизмами как доминирующими типами конфлик-


159                     Лекция 4

та и смешанными типами конфликта, где соци­альный антагонизм — лишь один из видов конф­ликта, не оказывающий судьбоносного влияния на процесс общественной жизни. В таких обществах постоянно происходит взаимопереход антагонизма в неантагонизм — конфликт, порождаемый разно­образными частными или групповыми интересами в рамках общих интересов и одобряемого всеми со­циального единства. Переход антагонизма в неан­тагонистический конфликт означает качественное изменение конфликта и переоценку его места и роли противоборствующими субъектами и обществом. Речь идет о переходе к конфликту со слабой интен­сивностью, с ограниченной масштабностью дей­ствия и локальными последствиями, о борьбе нена­сильственными средствами с преобладанием кон­структивного влияния на конфликтующих субъектов и окружающую среду, наконец, о переходе к управ­ляемому конфликту и возможности его институцио-нализации, рационализации и разрешения на ос­нове принципа демократии при сохранении данной социальной системы.

Перевод социального антагонизма в русло неан­тагонистического конфликта возможен при такой системе, где существуют условия для достаточно массовой социальной мобильности, где реален со­циальный плюрализм и налицо значительные сред­ние слои населения. И, конечно же, в демократи­ческих системах, обеспечивающих институционали-зацию конфликтов, а также конструктивное их разрешение.

При наличии кризисной ситуации или близкой к ней происходит перерастание неантагонистических конфликтов в антагонистические.


Основы конфликтологии 16О

Самое существенное в этом процессе — углубле­ние конфликта, качественное изменение его основы. Конфликтная линия, разделяющая противоборству­ющих субъектов, в этом случае определяется обра­зовавшейся противоположностью основных соци­альных интересов. В свою очередь такая противо­положность детерминируется сложившейся ситуацией: экономической, социально-политической и пр. Антагонизм всегда предполагает тенденцию распространения противоборства на многие слои населения, вызывает поляризацию социальных субъектов, дезинтеграцию общества и стимулирует аномию как форму воплощения конфликта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...