Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модели рынков по формам конкуренции.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции предполагает следующие условия: · Множество покупателей и продавцов на рынке. Мелких фирм так много, что ни одна из них не может повлиять на цену товара. · Однородная (стандартная) продукция. Однородные товары не могут конкурировать между собой по внешним признакам или качеству, так как они практически одинаковы, поэтому покупателю безразлично, у какой фирмы покупать данный товар. · Отсутствие барьеров для вступления новых фирм в отрасль, что предполагает абсолютно свободный вход на рынок и свободный выход с рынка данного товара · Симметричность информации. Нет ограничений для всех участников на доступ к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. полнота информации для всех участников рынка ставит конкурентов в равные условия, делает невозможным получение прибыли за счет неосведомленности других агентов рынка. · Свободное перемещение ресурсов из отрасли в отрасль. Предполагается, что ресурсы могут легко приобретаться. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами: · Множество покупателей и продавцов на рынке. Относительно большое число мелких и средних независимых друг от друга фирм (но меньшее, чем в условиях совершенной конкуренции), доля каждой фирмы на рынке невелика; Дифференцированная (разнообразная) продукция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми · Барьеры для вступления новых фирм в отрасль существуют, но легко преодолимы, что приводит к невозможности сговора между фирмами и предполагает ограниченный контроль над ценами. · Симметричность информации. Практически нет серьезных ограничений для всех участников на доступ к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров. Неценовая конкуренция – главное оружие в монополистической конкуренции. Особое значение приобретает продвижение товара Олигополией называют тип рыночной структуры, на котором несколько фирм регулируют его основную часть. Доминирующие фирмы могут вступать в соглашение: · Картель – соглашение о ценах на товар, квоте (доле) в производстве, условиях найма рабочей силы, приобретения сырья и материалов, обмене патентами, дележе рынков; · Патентные пулы – о специализации и кооперировании производства; · Консорциумы – о совместном строительстве крупных объектов, требующих значительных инвестиций. Неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются более эффективными и поэтому часто используются Чистая монополия – абсолютная противоположность свободной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В зависимости от характера и причин возникновения выделяют следующие виды монополий: · Естественные монополии – собственники редких и свободно не воспроизводимых элементов производства, особо важные отрасли инфраструктуры · Легальные монополии («защищенные от конкуренции) - обладатели патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков, предоставляющих исключительные права по функционированию на рынке; · Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые с целью получения монопольных выгод. Достоинства и недостатки рыночной системы хозяйства. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Кроме того, несомненными достоинствами рынка являются: · Возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации; · Эффективное распределение ресурсов; · Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям; · Свобода выбора и действий производителей и потребителей; · Максимальное использование достижений науки и техники; · Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг. В чем же проявляются недостатки рыночной системы, или, как их нередко называют, «провалы рынка»? · Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты сокращают производство, что сказывается на удовлетворении потребностей населения. · Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары» - дороги, дамбы, дорожные знаки и т.п.). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства. · Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Расширение производства загрязняет воздушный и водный океан, применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления и т.д. Таким образом, рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. · Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. · Рынок не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных научных исследований, не способствует сохранению невосполнимых ресурсов. Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены создание соответствующих институциональных структур, участие государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами Тема 5. Основные элементы рыночного механизма. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |