Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура рынка. Основные функции рынка и их характеристика.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его структурных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка. Рынок выполняет несколько функций в экономике: Способы классификации рынков. Рынок имеет сложную структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений рынок подразделяется на четыре вида: 1. Рынок товаров и услуг: § рынок продовольственных товаров; § рынок непродовольственных товаров и жилья; § рынок услуг 2. Рынок факторов производства: § рынок труда (рабочий силы); § рынок средств производства; § рынок земли. 3. Финансовый рынок: § денежный рынок; § рынок капиталов. Информационный рынок интеллектуального продукта. По уровню насыщения рынка можно разделить: § равновесный (спрос равен предложению); § дефицитный (спрос превышает предложение); § избыточный (предложение превышает спрос). По пространственному признаку рынки делятся на местный, региональный, национальный, международный и мировой. По степени развития хозяйственной свобод: § Свободный рынок – обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. § Нелегальный рынок – близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Этот рынок включает в себя теневую экономику, которая ведется с нарушением законов и правил производства и купли-продажи Свободному и нелегальному рынкам присущи общие черты: стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. § Регулируемый рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. По степени развития конкуренции выделяют: § рынок совершенной конкуренции; § рынок монополистической продукции; § олигополистический рынок; § рынок чистой монополии. Конкуренция. Виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкуренция — это соперничество между участниками рынка Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся, поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Конкурентная борьба ведется, как правило, двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция – борьба за долю рынка посредством манипуляции цен. Неценовая конкуренция – борьба за долю рынка посредством дифференциации продукции, преимуществ в качестве и дизайне товаров, рекламы, стимулирования сбыта и других «неценовых» способов. Конкуренция, как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных сторон отмечаются: · Высокий уровень мотивации участников бизнеса – товаропроизводителей на изготовление полезной и качественной продукции для потребителей; · Противодействие монополизму на ту или иную продукцию на данном рынке и, как следствие снижение цен. Таким образом, конкуренция является основой непрерывного прогресса общества, условием, противодействующим застою в экономике. К отрицательным сторонам конкуренции относятся: · Конфликтность; · Нестабильность; · Банкротство предприятий в т.ч. несвязанные с неумелым хозяйствованием, и как следствие, массовые увольнения работников. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция — это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п. По степени развития конкуренции (форме рыночной структуры) экономическая теория выделяет следующие основные типы рынков: 1. Рынок совершенной конкуренции 2. Рынок несовершенной конкуренции: монополистический, олигополистический, чистая монополия |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |