Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность рынка. Понятие категории «рынок».




Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения.
Рынок является основой рыночной экономики в которой вопросы: что, как и для кого производить, решаются главным образом посредством взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, т. е. распределение труда по сферам деятельности, когда люди специализируются в тех видах работы, в которых у них есть сравнительное преимущество.
Рынок как взаимодействие покупателей и продавцов имеет свой механизм функционирования. Механизм функционирования рынка – совокупность взаимодействующих элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. В результате взаимодействия этих элементов, под влиянием соотношения спроса и предложения, в ходе конкуренции, формируется уровень цен на рынке.
Возникновение равенства между спросом и предложением приводит к образованию равновесной (конкурентной) цены. Таким образом, ценообразование, внутренне присущий рынку элемент его механизма, является уникальным способом распространения информации, необходимой человеку в мире экономики.






Причины возникновения рыночной экономики.

  Первой причиной появления рынка является экономическая обособленность товаропроизводителеи, возникшая одновременно с частной собственности, позволившей собственнику самому решать вопрос о том, что, как и в каком объеме производить.

Второй причиной появления рынка явилась экономическая и правовая свобода хозяйствующего субъекта. Экономическая свобода проявлялась в том, что собственник имеет в своем распоряжении материальные и денежные средства, на которые он может приобрести ресурсы и наладить производственный процесс. Правовая свобода выражается в том, что собственник получает возможность заниматься тем видом деятельности, который его интересует и приносит доход.
К третьей причине возникновения рынка следует отнести ограниченность ресурсов, причем касается она всех видов ресурсов. Так, труд, затраченный в одной сфере деятельности, ограничивает возможность его применения в другой; капитал, используемый в одном производстве, «утрачен» для другого. Ограниченность ресурсов предопределяет ограниченность создаваемых благ и услуг, следствием чего является то, что удовлетворение потребностей людей осуществляется посредством обмена результатами туда через рынок.
Четвертая причина появления и развития рынка — конкуренция, т.е. соперничество между производителями, поставщиками товаров и услуг, а также владельцами ресурсов за наиболее выгодные условия их использования. В стремлении максимизировать прибыль предприниматели расширяют производство, внедряют новую технику и технологию, совершенствуют транспортные средства, развивают социальную сферу, что способствует развитию производительных сил. Конкуренция постепенно приводит к монополии - исключительному праву диктовать свои условия на рынке или в какой либо сфере деятельности. В результате конкуренции производители, с одной стороны, соперничают друг с другом, а с другой — взаимосвязаны, в результате чего возникает противоречивое единство, что является неотъемлемой чертой рыночных отношений.
К пятой причине развития рынка на современном этапе следует отнести международное разделение труда и международную специализацию производства, лежащие в основе развития международной торговли. Разные страны имеют различные природные ресурсы, полезные ископаемые, природно-климатические условия, транспортные средства, информационную базу, в результате чего издержки производства и уровень доходности предприятии у них также различен. Это положение предопределяет развитие международного рынка.




Основные принципы рыночной экономики.

Основными принципами эффективного функционирования рыночной экономики являются:

· Свобода предпринимательской деятельности. Это главный принцип рыночной экономики. Он декларирует право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Запрещены только те виды деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, противоречат нормам морали.

· Свободное ценообразование. Цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в результате взаимодействия спроса и предложения.

· Конкуренция – соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения большей прибыли.

· Самообеспечение. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность и независимость, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана. И обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами. Принцип приучает жить на собственные средства, порождает экономическую ответственность, обучает умению добывать деньги, вести учет и контроль финансов.

· Государственное регулирование рыночных отношений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...