Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Калининградская область как экономический район




Экономико-географическое положение:Калининградская областьрасположена в Центральной Европе. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке – с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Вислинским. Площадь – 15125 км2 (13,3 тыс. км2 за вычетом площади заливов). После распада СССР является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и является отдельным экономическим районом.

Природные условия и природные ресурсы.Рельеф области – всхолмленная равнина, отдельные участки которой находятся ниже уровня моря. Климат Калининградской области обусловлен ее географическим положением и является переходным от морского к умеренно-континентальному. Область омывается водами Балтийского моря. На севере области расположен уникальный гидрографический объект – Куршская коса. Область богата реками. Всего по территории области протекает 148 рек длиной более десяти километров, однако больше всего в области совсем коротких рек и ручьёв (длиной менее 10 км). Крупнейшие реки области – Неман и Преголя, к бассейну этих двух рек относится большая часть территории области.

Главным природным богатством области является янтарь, т.к. на ее территории расположено более 90% разведанных мировых запасов этого удивительного минерала. Площадь распространения янтароносной породы охватывает значительную часть Калининградского полуострова и прилегающие участки морского шельфа, а также западную часть побережья Калининградского залива. Вместе с янтарём встречаются куски фосфорита.

Область располагает несколькими малыми нефтяными месторождениями на суше и на шельфе, в том числе действующим в режиме падающей добычи Красноборским (полные запасы до 11 млн тонн, промышленная добыча началась в 1975 году) и крупнейшим на Балтике месторождением Кравцовское, расположенным на шельфе Балтийского моря с геологическими запасами около 21,5 млн тонн, и извлекаемыми около 9,1 млн тонн.

На территории Калининградской области имеются значительные запасы высококачественной каменной соли (впервые обнаружена в 1954 году) и торфа (общие запасы около 3 млрд тонн, крупнейшие месторождения – Агильское, Нестеровское, Тарасовское, общая площадь распространения занимает более тысячи квадратных километров), запасы бурого угля (крупнейшие месторождения – Грачевское и Мамоновское). Торф используется преимущественно для нужд сельского хозяйства в качестве органического удобрения.

Область обеспечивает себя такими строительными материалами как песок, глина, гравийно-песчаные смеси, у побережья области выявлены тяжёлые пески, содержащие титан, цирконий и железомарганцевые конкреции. Расположенные на больших глубинах минеральные воды с высокой степенью минерализации широко используются в пищевой промышленности и здравоохранении региона. На курортах области используются местные лечебные грязи.

Население.Численность населения области России на 2016 год составляет 976439 человек. Плотность – 64 чел. на км2. Доля городского населения – 78%. Демографическая характеристика области имеет долгую и сложную историю (в том числе и после вхождения области в состав РСФСР в 1945 году) на которой отразились интенсивные миграционные процессы. Население Калининградской области сформировалось в результате послевоенной миграции, в основном из европейских регионов СССР. После распада СССР миграция, в первую очередь из стран СНГ, стала практически единственным источником роста населения области. Основное население Калининградской области – русские (86,4 %).

Хозяйство.Ведущие отрасли: пищевая промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, топливно-энергетический комплекс. Пищевая промышленность в основном представлена рыбопереработкой на рыболовных судах, приемных базах, рыбоконсервных предприятиях, ориентируемых на рыбные ресурсы Северной, Экваториальной и Южной Атлантики, Антарктической зоны Мирового океана.

Машиностроение выпускает трудоемкую и наукоемкую продукцию: электродвигатели, вычислительную технику, лазеры, роботы и манипуляторы, саморазгружающиеся вагоны-думпкары, электропогрузчики (Калининград), светотехническую аппаратуру (Гусев), траулеры (Советск). Производится ремонт морских гражданских судов (Светлый). Формируется система использования и развития конверсионных производств – на судостроительных заводах «Балтика» и «Янтарь» создается полнокомплектное автомобильное производство на базе корейской KIA.

На древесине Северного района функционирует целлюлозно-бумажная промышленность (Советск), выпускающая офсетную бумагу, обои, вискозу, кормовые дрожжи, спирт.

В поселке Янтарном работает единственный в России янтарный комбинат, перерабатывающий в год до 650 т янтаря и выпускающий разнообразные ювелирные изделия. Значительная часть янтаря используется для изготовления изоляторов, лаков, красок, растворителей, в фармацевтической и медицинской промышленности.

Рост доли отраслей топливно-энергетического комплекса в структуре промышленного производства связан со снижением объемов промышленного производства области в целом и сильной зависимостью ее энергетики от поставок топливных ресурсов, прежде всего нефтепродуктов, газа и угля. Собственная добыча нефти и газа значительно сокращена. На территории Калининградской области действует 8 электростанций, в том числе 2 – гидравлические. В 2002 г. на севере области начала работать самая крупная в России ветроэлектростанция, включающая 21 ветро-электроустановку.

На территории области выделены существующие и потенциальные внутрирегиональные туристические кластеры: развивающиеся, стабилизирующие общее социально-экономическое развитие территории (Светлогорский городской округ); зарождающиеся (Янтарный, Курсшская коса, Черняховский); прекластеры (Пионерский и Балтийский).

Транспорт. В Калининградской области 90 % населения имеют загранпаспорта, 30 % – шенгенские визы, а каждый четвёртый житель получил карточку малого приграничного передвижения, позволяющую без визы посещать приграничные регионы Польши. Загранпаспорт калининградцам выдается бесплатно, за него не взимается госпошлина. Его наличие – вынужденная необходимость: без загранпаспорта не получить визы, без визы не проехать железной дорогой в Россию через территорию Литвы.

По территории области проходит газопровод Россия – Белоруссия – Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.

Важнейший вид внутрирегионального транспорта – автомобильный. Калининградская область является одной из самых обеспеченных автомобилями на душу населения в России, занимая пятое место. Развита сеть автомобильных дорог с твердым покрытием.

Железнодорожный транспорт используется, прежде всего, для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные незамерзающие морские порты. Балтийск связан с Санкт-Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством). В г. Светлый действует нефтетерминал мощностью 6 млн т нефти и нефтепродуктов.

В Калининграде и Черняховске есть речные порты. Судоходные реки – Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путем, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутререгиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.

В 24 км от Калининграда, рядом с поселком Храброво, расположен аэропорт международного класса [4].

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие территориальные единицы образуют региональную структуру России?

2. Что представляет собой экономический район?

3. Какие задачи должна решать региональная политика в настоящее время?

4. Какими природными условиями и ресурсами обладает Центрально-Черноземный экономический район?

5. В чем проявляется роль Центрального экономического района как основной экономической опоры страны в производственной, научно-технической и образовательной сферах?

6. Какие отрасли специализации характерны для Северо-Западного экономического района?

7. Как отразился экономический кризис на хозяйственной и социальной обстановке в Северном экономическом районе?

9. Какова сложившаяся промышленная специализация Волго-Вятского и Поволжского экономических районов?

10. Какие изменения в специализации Северо-Кавказского экономического района произошли за последнее время?

11. На использование каких ресурсов – собственных или привозных – опирается промышленность Уральского экономического района?

12. В чем выражаются характерные отличия Восточно-Сибирского экономического района от Западно-Сибирского?

13. Какая ориентация – на внутренний или внешний рынок – и почему характерна для Дальневосточного экономического района?

14. В каком направлении и почему осуществляется массовый вывоз товаров из Калининградской области?

 

 



Список использованной литературы

 

1. Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Дашков и К°, 2012. – 376 с.

2. Богучарсков В.Т. История географии. – СПб.: Академический Проект, 2006. – 560 с.

3. Бунеева М.В. Оценка инфраструктурных условий жизнеобеспечения населения и тенденций их изменения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 4 (56). – С. 433–439.

4. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2015. – 255 с.

5. Воскресенский А.Д., Колдунова Е.В., Киреева А.А. Мировое комплексное регионоведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 416 с.

6. Галынская Ю.С. Роль Транссибирской магистрали в социально-экономическом развитии России // Вестник Белгородского университета кооперации,  экономики  и права. – 2016. – № 1 (57). – С. 207–219.

7. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 354 с.

8. Дикинов А.Х., Мамбетов С.С. Некоторые аспекты управления отраслями АПК на региональном уровне // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 3(55). – С. 143–148.

9. Ермолаева В.А. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 416 с.

10. Ермошина Г.П., Поздняков В.Я. Региональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 576 с.

11. Исаенко Е.И., Колесов А.И., Черных Г.А. Экономическая география и регионалистика России: Учеб. пособие. –Белгород: Изд-во БУПК, 2010. – 314 с.

12. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 319 с.

13. Кусков А.С., Понукалина О.В. Социально-экономи-ческая и политическая география мира и России: Учебно-справочное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 168 с.

14. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: Учебник. – М.: Владос, 2009. – 378 с.

15. Максаковский В.П. Физическая и экономическая география мира: Учебник. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 368 с.

16. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга 1. Общая  характеристика мира: Пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2012. – 1010 c.

17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга 2.  Региональная  характеристика мира:  Пособие для вузов.  – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2012. – 495 с.

18. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 188 с.

19. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учебное пособие. – 2-e изд. – М.: Инфра-М, 2013. – 344 с.

20. Паикидзе А.А., Цветков А.М., Шмайдюк Т.С. География мирового хозяйства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.

21. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 245 с.

22. Розанов Л.Л. Общая география: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 245 с.

23. Рыжкова С.М. Современный рынок плодов и овощей в России: состояние и направления развития // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2016. – № 1 (57). – С. 219–222.

24. Тузиков А.Р. Основы геополитики: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 345 с.

25. Фатнева Е.А. Социально-экономическая значимость туристско-рекреационного потенциала в развитии Белгородской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – № 1 (49). – С. 267–271.

26. Фатнева Е.А. Модель регионального туристского кластера и комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала Белгородской области // Вестник  Белгородского университета  кооперации,  экономики и права.  –  2014.  – № 3 (51). – С. 321–328.

27. Шалаева Н.И. Проблемы создания биржевой торговли рыбной продукцией в Дальневосточном регионе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 4 (56). – С. 360–364.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...