Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве.




Транснациональная компания – это компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Они состоят из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Все элементы их многонациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Они рассматривают мир как единый рынок и принимают решение о выходе на него с новой продукцией или услугами вне зависимости от государственных границ.

На рубеже XX – XXI вв. наблюдается необычайный рост внешнеэкономической деятельности, в которой ТНК являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий, стимулируют международную трудовую миграцию. ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.

Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знания).

Основной формой экспансии ТНК является вывоз капитала. Международная миграция долгосрочного капитала ускорила процесс взаимопроникновения и переплетения финансового капитала, усилила мощь ТНК. Благодаря системе международного производства, основанной на вывозе капитала, ТНК обеспечивают себе значительные доходы даже в условиях обострения кризисных явлений в мировой экономике.

Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.

Основными источниками эффективной деятельности ТНК являются:

· использование преимуществ владения природными ресурсами, капиталами и результатами НИОКР;

· возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом объема их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цен и квалификации рабочей силы, стоимости и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры и др.;

· возможность аккумулирования капитала в рамках всей сети ТНК;

· использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;

· постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах.

ПримерыТНК:ExxonMobil, Siemens, Nokia, IBM, RoyalDutchShell, Toyota.

 

Постиндустриализация как основная тенденция современных процессов в мировой экономике.

Постиндустриализация - период в экономическом развитии, следующий за периодом индустриализации и характеризующийся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики.

Характерные черты:

Ø изменение структуры производства и потребления (за счет возрастания роли услуг);

Ø высокий уровень образования;

Ø новое отношение к труду (творческое отношение и высокие требования к человеческим отношениям на работе);

Ø повышенное внимание к окружающей среде;

Ø гуманизация экономики (основной объект инвестиций-социально-культурные отрасли);

Ø информатизация общества (информация приобретают все большую силу);

Ø глобализация.

Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям в мировом хозяйстве. Так, изменяется структура производства и потребления мирового ВВП за счет увеличения доли услуг. Все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на наукоемкие технологии замедляют спрос на природные ресурсы, особенно в развитых странах. Также быстро растет международная торговля знаниями. Обилие и доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала (ТНК).

Понятие «Новой экономики», ее основные черты и последствия.

«Новая экономика» - это производство товаров и услуг с применением информационных технологий, а также в целях развития отраслей, применяющих эти технологии. «Новая экономика» нередко трактуется в еще более узком смысле, тогда под нею понимается производство товаров и услуг с помощью и для Сети Internet и ее производных. Ее отличительная черта воздействие на экономику не прямо, посредством механизма спроса и предложения, а опосредованно, через финансовый рынок. Факт появления «новой экономики» находит отражение во многих официальных документах. В частности, в «Экономическом докладе Президента США за 2001 год».

 

Показатели участия страны в мировом производстве товаров и услуг, мировой торговли

Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление участия страны в мировом хозяйстве.

Показатели участия в мировой торговле (подсчитывание экспортной квоты, т.е. отношения экспорта к ВВП страны (России в 1997 г. 9%), импортная квота, внешнеторговая квота -складывают вместе экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции — 45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размерами внутреннего рынка страны. У России внешнеторговая квота составляет около 15—16%.

1) доля импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40%.

2) соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2%:3%), у США — также 0,7(14%:21%), у Японии-0,9 (8%:9%).

Абсолютные показатели интернационализации:

1) стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150 долл.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...