Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИЗАЦИЯ.




       Связь между соматическим заболеванием и психической дея­тельностью несомненна. За исключением отдельных инфекций, че­ловек хорошо защищен от физического воздействия (возбудителя). Психический возбудитель всегда индивидуален для восприятия личности, и здесь заложена основная сложность проблемы. Любой психический сдвиг вызывает изменения в вегетативной системе. Вегетативные расстройства вызывают функциональные сдвиги в работе соматических органов. Длительные вегетативные рас­стройства при хронических стрессах вызывают уже органические изменены во внутренних органах. Ключ к подобным органическим процессам лежит в бессознательных эмоциональных переживаниях, а определение этого ключа и работа с этими переживаниями как бы выключает заводящий процесс, и вместе с воздействием на органы и ткани ведет к излечению или компенсации в работе организма.

С нашей точки зрения эмоциональные феномены имеют свои символические отображения в соматике человека в зависимости от индивидуальных психологических и физиологических особенностей данной конкретной личности.

       СИМВОЛ - от греч. - условный знак - предмет, действие, образ -служащий условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи.

       В нашей психотерапевтической работе остается решить глав­ный вопрос - на каком языке наш мозг разговаривает с нашим те­лом. Как только мы поймем этот язык, нам сразу станут понятны многие проблемы и в соматике, и в психике человека.

       То, что чаш мозг опосредует и рассказывает о её их пережива­ниях через материальные субстраты своего тела, это очевидно, поскольку мозг связан с телом миллионами нитей, а тело обеспечи­вает ему нормальное функционирование. Сложность понимания этого языка связана с тем, что сигнал контроля из .головного мезга проходит эмоциональную обработку в бессознательном человека и выдается нам в виде психических или соматических феноменов. Черным ящиком здесь является эмоциональная бессознательная переработка. У истериков эта связь прямая, и мы в клинике наблю­даем, как мысль напрямую связывает я с телом и отражается на нем. В других случаях мысль исчезает в "подушке" бессознатель­ных переживаний и вдруг неожиданно выскакивает совершенно с неожиданной стороны.

       Интерпретацию символов невозможно проводить без признания некоторых априорных принципов, лежащих в основе передачи мыс­ли через бессознательную эмоциональную переработку в матери­альные субстраты, будь-то органы и ткани, будь-то рисуночные изображения или какие-то действия.

1. Бессознательное поле мышления является основный по­ставщиком наших переживаний.

2. Вся продукция нашего бессознательного поля мышления опосредуется через определенную систему символов. В неко­торых позициях символика является общей для данной культуральной среды, а в некоторых позициях символика является общей для всего человечества и в некоторых пози­циях она является строго индивидуальной для конкретной

личности.

3. Вся продукция душевной жизни обладает принципом ассо­циации по различным признакам.

4. Под единичным символом у человека понимается только одно логическое     построение      определенного     жела­ния, побуждения, стремления или мотива.

       Личность в каждый конкретный момент беспокоит какая-то проблема, которая дестабилизирует его характерологически, а на поверхности, это проявляется в виде симптомов и синдромов, кото­рые мы наблюдаем в клинике и их описываем

       Состояние анализа синдромов и симптомов в клинике психиат­рии разработано достаточно подробно, что для целей психотерапев­тического воздействия дает нам только поверхностную информа­цию.

       Казалось бы, что значит для взрослого человека рисунки, тем более, что подавляющее большинство не умеет рисовать. Когда просишь что-нибудь нарисовать - многие пациенты прячутся за высказываниями TI па: "Я не умею рисовать" или "Я рисую отвра­тительно" и т.д. (что можно расшифровать как "Я не умею жить или я живу отвратительно").

       Самая главная проблема исследования души и бессознательно­го человека - это в момент исследования максимально освободить пациента от критического осмысления происходящего. Отсюда и инструкция: нарисовать абсолютно простые и индифферентные

рисунки. У взрослого человека сразу возникает предположения -это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротив­ления.

       Чтение и наблюдение за интерпретацией одного рисунка, во многом может быть достаточно субъективным, как со стороны ин­терпретатора, так и со стороны исследуемого. Один рисунок яв­ляется в высшей степени, субъективным, и ошибочность интерпре­тации в данном случае достаточно ярко выражена. Поэтому объеди­нение в комплекс многих рисунков поможет сгладить ситуацию субъективности интерпретации. Присутствие же одинаковых сим­волов и деталей в разных рисунках, позволяет нам говорить о доминировании определенной идеи в бессознательном пациента.

При предъявлении задания выполняются следующие требова­ния:

1. Исследуемый не подозревает, что эта методика является ин­струментом исследования его бессознательного.

2. Предъявляются максимально неопределенные инструкции.

3. Инструкция ставит человека, его бессознательное в стиму­лирующее положение выбора, когда на поверхности оказы­ваются проблемы наиболее эмоционально заряженные и беспокоящие его на протяжении длительного времени.

       По нашим наблюдениям, критически настроенный человек, на­чиная рисовать, пытается вначале интерпретировать, или хотя бы задается вопросом - зачем это происходит? Однако поскольку у него основы интерпретации нет, он пытается уйти от этого иссле­дования, говоря - "Я не умею рисовать" или "Я плохо рисую" и т.д.

       Если человек наотрез отказывается от рисования, это значит, что он испытывает огромное опасение перед раскрытием своих собственных проблем, мыслей и желаний. Вывод можно сделать однозначный - он не желает разрешать собственные проблемы. В данном случае не имеет смысла с ним заниматься длительной пси­хотерапией, он не готов для этого. Поэтому занятия с подобным пациентом будут напрасной тратой времени и эмоциональной энер­гии врача. Таких пациентов немного.но все же они изредка появля­ются.

       Объединение 8 рисунков в 2 блока по 4 рисунка каждый, дает нам следующие преимущества:

1. Интерпретация одного рисунка дает нам слишком много субъективных суждений как со стороны исследователя, так и со стороны исследуемого.

2. Объединение в целый комплекс рисунков дает нам макси­мально возможный уровень объективизации многих проблем пациента. Постоянно повторяющиеся символы на несколь­ких рисунках говорят о доминировании этих мотивов в бес­сознательном пациента.

3. Объединение рисунков в два блока по 4 рисунка дает на многоуровневую информацию за 20 - 30 минут.

4. В момент индивидуального исследования мы на каждый ри­сунок имеем возможность задавать неограниченное количе­ство проективных вопросов,касающихся выявленных про­блем пациента, для уточнения возникающих гипотез его бессознательных переживаний. Перепроверка возникающих предположений происходит на протяжении всего исследова­ния.

       Необходимо осветить некоторые теоретические аспекты анали­за символов в рисуночных тестах.

       В детстве для сохранения целостности детской психики су­ществуют ряд защитных механизмов, которые позволяют за корот­кий период времени вместить в мозг ребенка огромное количество информации, без ее критической обработки. Это три природных механизма, присущие каждому ребенку от рождения.

1. Абсолютная внушаемость.

2. Образное или эйдетическое мышление.

3. Эмоциональное включение в процесс переживания предмета или явления.

Эти механизмы позволяют ребенку за первые 7 лет жизни вместить в свой мозг огромное количество информации, которое равно по объему информации, поступающей в мозг человека от 7 лет до конца его жизни.

       Внедрение информации происходит через определенную мифологи­зацию различных предметов и явлений, которые окружают ребенка.

       Концепция 4-х уровней символизации делает попытку объяс­нить, каким образом у ребенка формируются символы бессозна­тельной жизни. Разделение первых трех уровней символизации достаточно условно, т.к. иногда три первых уровня проходят парал­лельно друг другу.

Первый уровень символизации.

       Через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов ребенку объясняется сложность окружающего мира: Очень важный этап воспитания - чем богаче в социально-воспитательном плане этот этап, тем уверенней он будет впо­следствии приспосабливаться к окружающей среде. Изначально мозг ребенка не отравлен ядом критицизма, поэтому поиск ассо­циаций и аналогий идет автоматически из первого уровня символи­зации. Этот уровень обеспечивает базисную систему сравнений. В народе существует пословица, отражающая как раз первый уровень символизации, - устами младенца глаголит истина. Через законы формальной логики, которые являются естественно-биологическими законами мышления (Д.В.Панков), происходит поиск правильности суждения в бессознательном, как бы логико-интуитивно, и аналогия подсказывается ребенку через усвоенный ряд символов первого уровня символизации.

Второй уровень символизации.

       Ребенок начинает знакомится со строением своего тела. По­скольку примерно до 7 лет ребенок не понимает всей сложности строения человеческого тела, он останавливается в своем объясне­нии на поверхностном отражении. В его маленькой жизни в обяза­тельном порядке будет действовать сильный раздражитель типа -"ожога", когда он в ответ - отдергивает руку от раздражителя -пламени. Он начинает понимать, что сверхсильный раздражитель действует на его кожу и там появляются болевые ощущения. Если учесть, что сверхсильный раздражитель может быть в эмоциональ­ной жизни, то по принципу аналогии отражаться он будет на коже. Отсюда и возникновение различных аллергий, дерматитов, нейро­дермитов и других кожных проявлений у детей.

Третий уровень символизации.

       Ребенок начинает знакомиться с окружающим его обществен­ным распорядком жизни. Вначале дома, затем в социальной среде, где существуют различные запреты, разрешения, ритуалы и т.д. Происходит воздействие на ребенка со стороны взрослых и навязы­вание ему стереотипов поведения. Сначала взрослые пытаются объяснить ребенку, как им кажется норму поведения, а если это не помогает, то привлекают для воздействия на него более послушных детей для создания эмоционально-приемлемой или неприемлемой атмосферы. В данном случае также необходимо учитывать симпатии и антипатии воспитателя, которые являются ключевыми в воз­действии на ребенка.

Четвертый уровень символизация.

       Протекает в течении всей жизни и является отражением тех процессов, к которым человек пытается приспособиться. Уровень связан с конкретней жизнью в семье и производственной деятель­ностью. Происходит попытка приспособиться отработать поведен­ческие стереотипы.                                                              

       Разделение на 4 уровня символизации весьма условно. Все 4 уровня замкнуты на определенные прошлые воспоминания, которые и являются как бы эталонами сравнения для данного человека. Поиск ассоциаций происходит логико-интуитивно, при чем сами_ яркие эмоциональные положительные или отрицательные символы находятся как правило на первых 3-х уровня., символизации. Лич­ность имеет в своем распоряжении сильно заряженные эмоцио­нальные символы, находящиеся в бессознательном.

       Когда человек берет карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного поля мышления выплывает именно та аналогия, которая заряжена более сильной эмоциональной энергией. В ответ на нейтральный стимул бессознательное выдает нам в виде опреде­ленных символов самую беспокоящую проблему, которая давно созрела и требует своего разрешения. Для целей психотерапии нам необходимо нащупать в психике пациента те узлы пережива­ний, которые в своем существовании дестабилизируют его состоя­ние. Таким образом, определение этих беспокоящих человека точек отсчета в :го бессознательной сфере переживаний, дает нам воз­можность не запутаться в его тайнах, а четко работать только с теми проблемами, которые уже требуют своего разрешения.

       Анализ бессознательной жизни человека во многом гипотети­чен. Происходит многократное перекрещивание деталей и символов однако, среди этого хаоса, всегда найдется ряд позиций и постоян­но повторяющихся символов, которые отражают процессы, деста­билизирующие человека в среде. Анализ и привязка символов к определенным переживаниям происходит у человека как бы автома­тически. Существует ряд вероятностных или изменчивых символов и ряд жестких или строго детерминированных символов, которые постоянны в своих проявлениях у человека.

Во многом интерпретация зависит от самого исследующего, ко­торый должен сам обладать раскрепощенными ассоциативными возможностями. Во многом интерпретация должна опираться на жизненные явления, т.е. в ассоциациях должна отражаться сама жизнь. Это Либо существующие, либо существовавшие предметы и явления, обладающие определенным набором свойств, которые субъ­ект интуитивно-бессознательно переносит на себя или окружаю­щих.

       Чтобы избежать ошибочных действий, необходимо помнить абсолютные принципы работы в психотерапии и тем более интерпре­тации различных психологических тестов. С кем нельзя проводить психотерапию:

1.  С родственниками.

2. С кем пьете спиртное.

3. С кем имеете сексуальные отношения.

       Эти три принципа основополагающие. Требование ;-, их испол­нению абсолютное.

Интерпретация прогностических рисуночных методик нами проводилась в сравнении с интерпретацией других авторов. Пли совпадении значения символов в различных интерпретационных версиях, эти значения использовались в качестве основопола­гающих. Если возникали сомнения или противоречия, мы просто отбрасывали предполагаемый символ, для того чтобы не запутывать и без того сложную интерпретацию рисуночных методик. Сравне­ние значения символов проводилось с интерпретационными версия­ми - Т.Хоместаускаса, Ю.Савнко, А.И.Захарова, Р.Бернса, Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной, Дж.Буком, Р.Стором, К.Кохом, К.Маховер, Е.Хаммер, Д.Харрис, Ф.Гуденаф и др.

       На этой базе родился комплекс, включающий многие су­ществующие рисуночные методики, однако, в своей концентрации наш комплекс дает возможность за короткое время получить боль­ший объем информации.

ИНСТРУКЦИЙ к заданию.

       Для обследования необходимо иметь простой карандаш типа М, два листа нелинованной бумаги стандартного машинописного раз­мера. Лист бумаги складываем поголам и получаем четыре поля рисогания. Всего получается 2 блока по 4 рисунка каждый. Эти инструкции связаны с тем, чтобы максимально уменьшить влияние со стороны врача и со стороны окружающих предметов.

       Первый блок - 4 рисунка - посвящены отражению бессознатель­ных эмоциональных человеческих отношений.

1. Нарисуйте пожалуйста ЧЕЛОВЕКА - инструкция достаточно простая и индифферентная, без детализации и индукции со стороны окружающих и врача. При различных вопросах со стороны исследуемого, врач отвечает без наводки,рисуйте то, что поняли из задания. Моя задача - поставить задачу, а как Вы поняли, то и рисуйте.

2. Нарисуйте позхалуйса ЧЕЛОвИКА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА

3. Нарисуйте пожалуйста ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ.

4. Нарисуйте пожалуйста СЕМЬЮ.

Второй блок • 4 рисунка.

5. Нарисуйте  пожалуйста  ДОМ

6. Нарисуйте пожалуйста ДЕРЕВО.

7. Нарисуйте пожалуйста НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ (Чебурашек и динозавров не рисовать).

8. Последнее поле рисование делим горизонтально примерно на четыре равных части и последовательно просим нарисовать, начиная сверху.

а. КАКОЕ-НИБУДЬ РАСТЕНИЕ б КАКОЕ-НИБУДЬ ЖИВОТНОЕ.

в. НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ.

г. ЧЕЛОЕКА.

       К некоторым рисункам мы задаем ряд проективных вопросов, которые разберем в момент описания интерпретации конкретного рисунка.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

       Чтение рисунков проводится в зеркальном отражении.

       Первый блок рисунков: 4 поля рисования -

1. ЧЕЛОВЕК.

2 ЧЕЛОВЕК ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА.

3. ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ.

4 СЕМЬЯ.

       Этими 4-мя рисунками мы исследуем - отношение человека к самом у себе - первый рисунок; отношение к противоположному полу - второй рисунок; оценка межличностных межполовых отно­шений - третий рисунок; оценка семейных отношений на уровне личностных эмоциональных отношений - четвертый рисунок.

       Сопоставление деталей и символов, их совпадение и различие говорит о превалировании определенного мотива в бессознательном человека.

       Ключевые позиции человеческой фигуры при интерпретации.

1. Расположение рисунка на листе.

2. Верхняя и нижняя половины тела.

3. Правая и левая половины тела.

4. Голова, лицо и наличие на лице волос, бороды, усов, глаз, ушей, рта, шляпы и т.д.

5. Руки, их наличие, в каком положении и как нарисованы.

6. Ноги, их наличие, в каком положении и как нарисованы.

7. Как соотносятся друг к другу фигуры.

8. Оценка дополнительных деталей, не относящихся непосред­ственно к фигурам

       Начало интерпретации - оценка первого рисунка - Человека.

Место расположения рисунка на листе. В норме рисунок рас­положен по средней линии стандартного поля рисования.

       Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем боль­ше, тем выражение) трактуется как достаточно высокая самооцен­ка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточ­ностью признания со стороны окружающих, тенденция к само­утверждению.

       Положение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем больше, тем выраженнее!) трактуется как наличие депрессивных компонен­тов в настроении, что особенно показательно у детей; наличие хотя бы двух повторений в рисунках говорит о резком снижении само­оценки и наличии депрессии, требующей срочной коррекции. Пес­симистическая оценка себя и окружающих.

       Особенность расположения рисунка в верхнем левом углу. Эти люди отличаются в жизни небольшой пунктуальностью, обязатель­ностью, некоторой стереотипностью поведения. Фигуры, как прави­ло, достаточно мелкие и небольшие. Из физиологических проявле­ний у этих людей можно выделить, проглатывание окончаний при письме, или исчезновение слогов из написанных слов. Это отраже­ние специфики их физиологических процессов. Скорость мозговых процессов опережает скорость передачи на руку. Несоответствие между скоростью интеллектуальных процессов и возможностями руки отразить их в письме. Сознательно у человека осталось зада­ние полного слова, но следующее задание при передаче на pуку как бы опережает предыдущее и стирает окончание слова. Поэтому сразу при проверке написанного человек как бы не замечает отсут­ствие окончания. Мы назвали это явление "органоидаостью", что связан скорее со спецификой его сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.

При наличии подобных символов изображения мы можем гово­рить о некоторых особенностях, психотерапии, связанных с тем, что если удается добиться доверия пациента, то выполнение любых рекомендаций будет абсолютным.

       При анализе рисуночных прогностических методик особое вни­мание уделяется вопросу - каким образом он осуществляет рисова­ние. Какие детали тела рисует первыми, откуда начинается рисова­ние. С ног или с головы. Иногда в зависимости от значимости пе­реживаний пациент рисует все задания, но наотрез отказывается от одного рисунка, например, СЕМЬЯ - значение этого явления при анализе бессознательного - абсолютное, именно в этой области у пациента расположены его основные отрицательные сознательные и бессознательные переживания.

       Очень важно в проведении психотерапии оценка общего пове­дения пациента при рисовании - немотивированный смех, жалобы, резкое покраснение или побледнение лица, слезы на глазах и т.д. -все это говорит о попадании задания в "ядро ущемленного аффекта" или комплекс неполноценности, что в анализе бессознательного может иметь первостепенное значение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...