Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИЗАЦИЯ.
Связь между соматическим заболеванием и психической деятельностью несомненна. За исключением отдельных инфекций, человек хорошо защищен от физического воздействия (возбудителя). Психический возбудитель всегда индивидуален для восприятия личности, и здесь заложена основная сложность проблемы. Любой психический сдвиг вызывает изменения в вегетативной системе. Вегетативные расстройства вызывают функциональные сдвиги в работе соматических органов. Длительные вегетативные расстройства при хронических стрессах вызывают уже органические изменены во внутренних органах. Ключ к подобным органическим процессам лежит в бессознательных эмоциональных переживаниях, а определение этого ключа и работа с этими переживаниями как бы выключает заводящий процесс, и вместе с воздействием на органы и ткани ведет к излечению или компенсации в работе организма. С нашей точки зрения эмоциональные феномены имеют свои символические отображения в соматике человека в зависимости от индивидуальных психологических и физиологических особенностей данной конкретной личности. СИМВОЛ - от греч. - условный знак - предмет, действие, образ -служащий условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. В нашей психотерапевтической работе остается решить главный вопрос - на каком языке наш мозг разговаривает с нашим телом. Как только мы поймем этот язык, нам сразу станут понятны многие проблемы и в соматике, и в психике человека. То, что чаш мозг опосредует и рассказывает о её их переживаниях через материальные субстраты своего тела, это очевидно, поскольку мозг связан с телом миллионами нитей, а тело обеспечивает ему нормальное функционирование. Сложность понимания этого языка связана с тем, что сигнал контроля из .головного мезга проходит эмоциональную обработку в бессознательном человека и выдается нам в виде психических или соматических феноменов. Черным ящиком здесь является эмоциональная бессознательная переработка. У истериков эта связь прямая, и мы в клинике наблюдаем, как мысль напрямую связывает я с телом и отражается на нем. В других случаях мысль исчезает в "подушке" бессознательных переживаний и вдруг неожиданно выскакивает совершенно с неожиданной стороны. Интерпретацию символов невозможно проводить без признания некоторых априорных принципов, лежащих в основе передачи мысли через бессознательную эмоциональную переработку в материальные субстраты, будь-то органы и ткани, будь-то рисуночные изображения или какие-то действия. 1. Бессознательное поле мышления является основный поставщиком наших переживаний. 2. Вся продукция нашего бессознательного поля мышления опосредуется через определенную систему символов. В некоторых позициях символика является общей для данной культуральной среды, а в некоторых позициях символика является общей для всего человечества и в некоторых позициях она является строго индивидуальной для конкретной личности. 3. Вся продукция душевной жизни обладает принципом ассоциации по различным признакам. 4. Под единичным символом у человека понимается только одно логическое построение определенного желания, побуждения, стремления или мотива. Личность в каждый конкретный момент беспокоит какая-то проблема, которая дестабилизирует его характерологически, а на поверхности, это проявляется в виде симптомов и синдромов, которые мы наблюдаем в клинике и их описываем Состояние анализа синдромов и симптомов в клинике психиатрии разработано достаточно подробно, что для целей психотерапевтического воздействия дает нам только поверхностную информацию. Казалось бы, что значит для взрослого человека рисунки, тем более, что подавляющее большинство не умеет рисовать. Когда просишь что-нибудь нарисовать - многие пациенты прячутся за высказываниями TI па: "Я не умею рисовать" или "Я рисую отвратительно" и т.д. (что можно расшифровать как "Я не умею жить или я живу отвратительно"). Самая главная проблема исследования души и бессознательного человека - это в момент исследования максимально освободить пациента от критического осмысления происходящего. Отсюда и инструкция: нарисовать абсолютно простые и индифферентные рисунки. У взрослого человека сразу возникает предположения -это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротивления. Чтение и наблюдение за интерпретацией одного рисунка, во многом может быть достаточно субъективным, как со стороны интерпретатора, так и со стороны исследуемого. Один рисунок является в высшей степени, субъективным, и ошибочность интерпретации в данном случае достаточно ярко выражена. Поэтому объединение в комплекс многих рисунков поможет сгладить ситуацию субъективности интерпретации. Присутствие же одинаковых символов и деталей в разных рисунках, позволяет нам говорить о доминировании определенной идеи в бессознательном пациента. При предъявлении задания выполняются следующие требования: 1. Исследуемый не подозревает, что эта методика является инструментом исследования его бессознательного. 2. Предъявляются максимально неопределенные инструкции. 3. Инструкция ставит человека, его бессознательное в стимулирующее положение выбора, когда на поверхности оказываются проблемы наиболее эмоционально заряженные и беспокоящие его на протяжении длительного времени. По нашим наблюдениям, критически настроенный человек, начиная рисовать, пытается вначале интерпретировать, или хотя бы задается вопросом - зачем это происходит? Однако поскольку у него основы интерпретации нет, он пытается уйти от этого исследования, говоря - "Я не умею рисовать" или "Я плохо рисую" и т.д. Если человек наотрез отказывается от рисования, это значит, что он испытывает огромное опасение перед раскрытием своих собственных проблем, мыслей и желаний. Вывод можно сделать однозначный - он не желает разрешать собственные проблемы. В данном случае не имеет смысла с ним заниматься длительной психотерапией, он не готов для этого. Поэтому занятия с подобным пациентом будут напрасной тратой времени и эмоциональной энергии врача. Таких пациентов немного.но все же они изредка появляются. Объединение 8 рисунков в 2 блока по 4 рисунка каждый, дает нам следующие преимущества: 1. Интерпретация одного рисунка дает нам слишком много субъективных суждений как со стороны исследователя, так и со стороны исследуемого. 2. Объединение в целый комплекс рисунков дает нам максимально возможный уровень объективизации многих проблем пациента. Постоянно повторяющиеся символы на нескольких рисунках говорят о доминировании этих мотивов в бессознательном пациента. 3. Объединение рисунков в два блока по 4 рисунка дает на многоуровневую информацию за 20 - 30 минут. 4. В момент индивидуального исследования мы на каждый рисунок имеем возможность задавать неограниченное количество проективных вопросов,касающихся выявленных проблем пациента, для уточнения возникающих гипотез его бессознательных переживаний. Перепроверка возникающих предположений происходит на протяжении всего исследования. Необходимо осветить некоторые теоретические аспекты анализа символов в рисуночных тестах. В детстве для сохранения целостности детской психики существуют ряд защитных механизмов, которые позволяют за короткий период времени вместить в мозг ребенка огромное количество информации, без ее критической обработки. Это три природных механизма, присущие каждому ребенку от рождения. 1. Абсолютная внушаемость. 2. Образное или эйдетическое мышление. 3. Эмоциональное включение в процесс переживания предмета или явления. Эти механизмы позволяют ребенку за первые 7 лет жизни вместить в свой мозг огромное количество информации, которое равно по объему информации, поступающей в мозг человека от 7 лет до конца его жизни. Внедрение информации происходит через определенную мифологизацию различных предметов и явлений, которые окружают ребенка. Концепция 4-х уровней символизации делает попытку объяснить, каким образом у ребенка формируются символы бессознательной жизни. Разделение первых трех уровней символизации достаточно условно, т.к. иногда три первых уровня проходят параллельно друг другу. Первый уровень символизации. Через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов ребенку объясняется сложность окружающего мира: Очень важный этап воспитания - чем богаче в социально-воспитательном плане этот этап, тем уверенней он будет впоследствии приспосабливаться к окружающей среде. Изначально мозг ребенка не отравлен ядом критицизма, поэтому поиск ассоциаций и аналогий идет автоматически из первого уровня символизации. Этот уровень обеспечивает базисную систему сравнений. В народе существует пословица, отражающая как раз первый уровень символизации, - устами младенца глаголит истина. Через законы формальной логики, которые являются естественно-биологическими законами мышления (Д.В.Панков), происходит поиск правильности суждения в бессознательном, как бы логико-интуитивно, и аналогия подсказывается ребенку через усвоенный ряд символов первого уровня символизации. Второй уровень символизации. Ребенок начинает знакомится со строением своего тела. Поскольку примерно до 7 лет ребенок не понимает всей сложности строения человеческого тела, он останавливается в своем объяснении на поверхностном отражении. В его маленькой жизни в обязательном порядке будет действовать сильный раздражитель типа -"ожога", когда он в ответ - отдергивает руку от раздражителя -пламени. Он начинает понимать, что сверхсильный раздражитель действует на его кожу и там появляются болевые ощущения. Если учесть, что сверхсильный раздражитель может быть в эмоциональной жизни, то по принципу аналогии отражаться он будет на коже. Отсюда и возникновение различных аллергий, дерматитов, нейродермитов и других кожных проявлений у детей. Третий уровень символизации. Ребенок начинает знакомиться с окружающим его общественным распорядком жизни. Вначале дома, затем в социальной среде, где существуют различные запреты, разрешения, ритуалы и т.д. Происходит воздействие на ребенка со стороны взрослых и навязывание ему стереотипов поведения. Сначала взрослые пытаются объяснить ребенку, как им кажется норму поведения, а если это не помогает, то привлекают для воздействия на него более послушных детей для создания эмоционально-приемлемой или неприемлемой атмосферы. В данном случае также необходимо учитывать симпатии и антипатии воспитателя, которые являются ключевыми в воздействии на ребенка. Четвертый уровень символизация. Протекает в течении всей жизни и является отражением тех процессов, к которым человек пытается приспособиться. Уровень связан с конкретней жизнью в семье и производственной деятельностью. Происходит попытка приспособиться отработать поведенческие стереотипы. Разделение на 4 уровня символизации весьма условно. Все 4 уровня замкнуты на определенные прошлые воспоминания, которые и являются как бы эталонами сравнения для данного человека. Поиск ассоциаций происходит логико-интуитивно, при чем сами_ яркие эмоциональные положительные или отрицательные символы находятся как правило на первых 3-х уровня., символизации. Личность имеет в своем распоряжении сильно заряженные эмоциональные символы, находящиеся в бессознательном. Когда человек берет карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного поля мышления выплывает именно та аналогия, которая заряжена более сильной эмоциональной энергией. В ответ на нейтральный стимул бессознательное выдает нам в виде определенных символов самую беспокоящую проблему, которая давно созрела и требует своего разрешения. Для целей психотерапии нам необходимо нащупать в психике пациента те узлы переживаний, которые в своем существовании дестабилизируют его состояние. Таким образом, определение этих беспокоящих человека точек отсчета в :го бессознательной сфере переживаний, дает нам возможность не запутаться в его тайнах, а четко работать только с теми проблемами, которые уже требуют своего разрешения. Анализ бессознательной жизни человека во многом гипотетичен. Происходит многократное перекрещивание деталей и символов однако, среди этого хаоса, всегда найдется ряд позиций и постоянно повторяющихся символов, которые отражают процессы, дестабилизирующие человека в среде. Анализ и привязка символов к определенным переживаниям происходит у человека как бы автоматически. Существует ряд вероятностных или изменчивых символов и ряд жестких или строго детерминированных символов, которые постоянны в своих проявлениях у человека. Во многом интерпретация зависит от самого исследующего, который должен сам обладать раскрепощенными ассоциативными возможностями. Во многом интерпретация должна опираться на жизненные явления, т.е. в ассоциациях должна отражаться сама жизнь. Это Либо существующие, либо существовавшие предметы и явления, обладающие определенным набором свойств, которые субъект интуитивно-бессознательно переносит на себя или окружающих. Чтобы избежать ошибочных действий, необходимо помнить абсолютные принципы работы в психотерапии и тем более интерпретации различных психологических тестов. С кем нельзя проводить психотерапию: 1. С родственниками. 2. С кем пьете спиртное. 3. С кем имеете сексуальные отношения. Эти три принципа основополагающие. Требование ;-, их исполнению абсолютное. Интерпретация прогностических рисуночных методик нами проводилась в сравнении с интерпретацией других авторов. Пли совпадении значения символов в различных интерпретационных версиях, эти значения использовались в качестве основополагающих. Если возникали сомнения или противоречия, мы просто отбрасывали предполагаемый символ, для того чтобы не запутывать и без того сложную интерпретацию рисуночных методик. Сравнение значения символов проводилось с интерпретационными версиями - Т.Хоместаускаса, Ю.Савнко, А.И.Захарова, Р.Бернса, Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной, Дж.Буком, Р.Стором, К.Кохом, К.Маховер, Е.Хаммер, Д.Харрис, Ф.Гуденаф и др. На этой базе родился комплекс, включающий многие существующие рисуночные методики, однако, в своей концентрации наш комплекс дает возможность за короткое время получить больший объем информации. ИНСТРУКЦИЙ к заданию. Для обследования необходимо иметь простой карандаш типа М, два листа нелинованной бумаги стандартного машинописного размера. Лист бумаги складываем поголам и получаем четыре поля рисогания. Всего получается 2 блока по 4 рисунка каждый. Эти инструкции связаны с тем, чтобы максимально уменьшить влияние со стороны врача и со стороны окружающих предметов. Первый блок - 4 рисунка - посвящены отражению бессознательных эмоциональных человеческих отношений. 1. Нарисуйте пожалуйста ЧЕЛОВЕКА - инструкция достаточно простая и индифферентная, без детализации и индукции со стороны окружающих и врача. При различных вопросах со стороны исследуемого, врач отвечает без наводки,рисуйте то, что поняли из задания. Моя задача - поставить задачу, а как Вы поняли, то и рисуйте. 2. Нарисуйте позхалуйса ЧЕЛОвИКА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА 3. Нарисуйте пожалуйста ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ. 4. Нарисуйте пожалуйста СЕМЬЮ. Второй блок • 4 рисунка. 5. Нарисуйте пожалуйста ДОМ 6. Нарисуйте пожалуйста ДЕРЕВО. 7. Нарисуйте пожалуйста НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ (Чебурашек и динозавров не рисовать). 8. Последнее поле рисование делим горизонтально примерно на четыре равных части и последовательно просим нарисовать, начиная сверху. а. КАКОЕ-НИБУДЬ РАСТЕНИЕ б КАКОЕ-НИБУДЬ ЖИВОТНОЕ. в. НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ. г. ЧЕЛОЕКА. К некоторым рисункам мы задаем ряд проективных вопросов, которые разберем в момент описания интерпретации конкретного рисунка. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Чтение рисунков проводится в зеркальном отражении. Первый блок рисунков: 4 поля рисования - 1. ЧЕЛОВЕК. 2 ЧЕЛОВЕК ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 3. ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ. 4 СЕМЬЯ. Этими 4-мя рисунками мы исследуем - отношение человека к самом у себе - первый рисунок; отношение к противоположному полу - второй рисунок; оценка межличностных межполовых отношений - третий рисунок; оценка семейных отношений на уровне личностных эмоциональных отношений - четвертый рисунок. Сопоставление деталей и символов, их совпадение и различие говорит о превалировании определенного мотива в бессознательном человека. Ключевые позиции человеческой фигуры при интерпретации. 1. Расположение рисунка на листе. 2. Верхняя и нижняя половины тела. 3. Правая и левая половины тела. 4. Голова, лицо и наличие на лице волос, бороды, усов, глаз, ушей, рта, шляпы и т.д. 5. Руки, их наличие, в каком положении и как нарисованы. 6. Ноги, их наличие, в каком положении и как нарисованы. 7. Как соотносятся друг к другу фигуры. 8. Оценка дополнительных деталей, не относящихся непосредственно к фигурам Начало интерпретации - оценка первого рисунка - Человека. Место расположения рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выражение) трактуется как достаточно высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем больше, тем выраженнее!) трактуется как наличие депрессивных компонентов в настроении, что особенно показательно у детей; наличие хотя бы двух повторений в рисунках говорит о резком снижении самооценки и наличии депрессии, требующей срочной коррекции. Пессимистическая оценка себя и окружающих. Особенность расположения рисунка в верхнем левом углу. Эти люди отличаются в жизни небольшой пунктуальностью, обязательностью, некоторой стереотипностью поведения. Фигуры, как правило, достаточно мелкие и небольшие. Из физиологических проявлений у этих людей можно выделить, проглатывание окончаний при письме, или исчезновение слогов из написанных слов. Это отражение специфики их физиологических процессов. Скорость мозговых процессов опережает скорость передачи на руку. Несоответствие между скоростью интеллектуальных процессов и возможностями руки отразить их в письме. Сознательно у человека осталось задание полного слова, но следующее задание при передаче на pуку как бы опережает предыдущее и стирает окончание слова. Поэтому сразу при проверке написанного человек как бы не замечает отсутствие окончания. Мы назвали это явление "органоидаостью", что связан скорее со спецификой его сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией. При наличии подобных символов изображения мы можем говорить о некоторых особенностях, психотерапии, связанных с тем, что если удается добиться доверия пациента, то выполнение любых рекомендаций будет абсолютным. При анализе рисуночных прогностических методик особое внимание уделяется вопросу - каким образом он осуществляет рисование. Какие детали тела рисует первыми, откуда начинается рисование. С ног или с головы. Иногда в зависимости от значимости переживаний пациент рисует все задания, но наотрез отказывается от одного рисунка, например, СЕМЬЯ - значение этого явления при анализе бессознательного - абсолютное, именно в этой области у пациента расположены его основные отрицательные сознательные и бессознательные переживания. Очень важно в проведении психотерапии оценка общего поведения пациента при рисовании - немотивированный смех, жалобы, резкое покраснение или побледнение лица, слезы на глазах и т.д. -все это говорит о попадании задания в "ядро ущемленного аффекта" или комплекс неполноценности, что в анализе бессознательного может иметь первостепенное значение. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |