Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.Стр 1 из 13Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Данные рекомендации посвящены модифицированной методике рисуночных тестов, приспособленные для целей прогностического анализа бессознательного пациента. Методика отличается от традиционных рисуночных тестов тем, что она предполагает наличие того или иного бессознательного переживания пациента с вероятностной точки зрения, прагматической интерпретацией результатов, которая дополняет общепринятый клинический анализ состояний пациента. В основу изучения бессознательного компонента переживаний пациента положена концепция "ядра ущемленного аффекта" русской школы психоаналитикор и современные взгляды на формирование "комплекса неполноценности", отражающие эмпирический опыт как западных, так и отечественных психотерапевтов и психологов. Прогностические рисуночные методики являются основой эффективной невербальной и косвенной оценки особенностей работы бессознательного пациента, а также являются прямым психотерапевтическим методом для управления "ущемленными ассоциациями", как дальнейшее развитие метода свободных ассоциаций З.Фрейда. При изучении бессознательного компонента проявлений у пациента появляется возможность раскрыть более глубокий уровень переживаний, который лежит в основе клинических проявлений. Понимание этого определяет успех проводимого лечения, поскольку не ограничивается поверхностным анализом клинических симптомов, а связывает эти проявления с процессами, проходящими в бессознательном пациента. Бессознательные переживания могут быть как полностью неосознаваемыми, так и вытесненными, частично вытесненными, понимаемыми, но неосознаваемыми, а также осознаваемыми процессами, которые и влияют на формирование эмоционального отношения пациента к себе и окружающему миру. Поскольку в разработке рисуночных методик многое держится на эмпирическом материале, мы приводим только ту интерпретацию, которая во-первых, не противоречит уже существующим, во-вторых, основана на нашем эмпирическом материале и перекрестной проверке с помощью традиционных психодиагностических тестов (MMPI, 16-факторный Кеттелл) и в-третьих, к анализу бессознательного добавлен клинико-анамнестический анализ сое гояния пациента, что связывает всю картину в единое целое. Из этих составляющих строится тактика и стратегия психотерапевтического воздействия, основанная на аналитической психотерапии. И самое главное - прогностические рисуночные методики рассматриваются нами, как вероятностные модели переживаний, существующих в бессознательном пациента. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Для понимания сути прогностических рисуночных методик необходимо осмыслить теоретическую концепцию. Одними из первых, кто занимался изучением рисуночных методик были русские ученые - Воронов В.К. (1910), Чада Ф. (1911), Кучаенко A.M. (1912). В основном их интерес останавливался на детских рисунках, что было понятно. Ребенок еще не достаточно социализирован, поэтому необходимо было искать методы, способные рассказать о тем,что делается в глубине психики ребенка. Рисунки ребенка являлись тег методом, с помощью которого врач, психолог или педагог получала колоссальный материал для изучения и измерения внутреннего детского мира. В 20-ые годы этой теме были посвящены многьч работы - И.Д.Ермаков (1922), П.И.Карпов (1922), Я.М.Коган (1926) Н.А.Рыбников (1926) и др. Одновременно начинается изучение рисуночных методов западной психологии В 1926 году F.Goodenough предлагает для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков тест "Нарисуй человека" (Draw-A-Man,test DAT). Ф.Гудинаф разработал шкалу, по которой можно оценить 51 элемент Были разработаны нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могли быть сопоставлены с умственные возрастом. В дальнейшем в связи с исчезновением из лексикона советских врачей и психологов слова "психоанализ" в России н СССР на долгий период о рисуночных методиках не упоминается. На Западе продолжались исследования в этой области. В 1945 году Дж.Бук (J Buck) предлагает проективную методику исследования личнос-и "ДОМ - ДЕРЕВО - ЧЕЛОВЕК"^ ТЕСТ (HOUSE -TREE - PERSON Test,H-T-P). Выбор предметов для "рисования автор гбсснтйывает тем, что они знакомы кзждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты при проведении разработанного опроса. По мнению Дж.Бука, каждый рису'юк - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере, личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития, уровне интеллектуального развития н т.д. Дальнейшая разработка теста "Нарисуй человека" Ф.Гудинафа осуществлена К.Маховер ( K.Machover) в 1948 году. После выполнения рисунка человека, дается задание нарисовать лицо противоположного пола. Заключительный этап обследования – опрос. При интерпретации полученных данных автор исходит из идеи, что рисунок является выражением "Я" обследуемого, Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка и прежде всего особенностям изображения основных частей тела. В 1963 году Д Харрисом был пересмотрен тест Ф.Гудинафа. Тест был расширен и опубликован под названием "Гудинаф-Харрис тест рисования" - (Goodenough - Harris - Drawing Test). В варианте, предложенном Д.Харрисом, после завершения рисунка мужчины предлагается изобразить женщину. Автором была предложена значительно более простая обработка результатов тестирования • качественная оценка рисунка как целого, путем с тоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени с/.одства с эталоном. Рисунок самого себя разрабатывался Д Хзррисом как проективная методика исследования личности. Среди исследователей, замечаются использованием рисунков в.диагностике, можно назвать Л.Кох <A Koch, 1949, использовавшего идею E.Hucher, Е.Хаммер (Е.Hammer, 1965) и др. Имея в своей основе развитие психоаналитических концептуальных разработок, идея анализа рисунка дегок и взрослых получила достаточное обоснование. В российской психиатрии к психологии советского периода не было достаточного основания для интерпретации рисунков, поэтому отмечаются лишь единичные работы.посвященные -тому вопросу, -Ю.С.Савенко, 1970, (Нарисуй человека); Хоместаускас Г.Т., 1955, (Диагностическое исследование рисунка "семья") и т.д. Только при выходе идеи психоанализа из подполья в России стала отмечаться активизация изучения не только диагностических возможностей рисунка, но и терапевтических воздействий на пациетов через рисунок (М.Е.Бурно, 1993). Особенностью исследования рисуночных методик является разница культуральных представлений, существующих Б западной и российской цивилизаций. Многие слова несут своеобразие культурального восприятия ь различных странах. Поэтому прямое перенесение значения элементов рисунка на нашу культуральную среду, мягко говоря, не корректно. Возьмем к примеру задание "Человек". Попытаемся подобрать аналог на английском языке и попадаем в своеобразное положение. Person - прямой перевод "личность". Это несет несколько иную смысловую нагрузку термину. "Человек" - это уже задание с чисто русским оттенком. Поэтому многие закономерности отражения задания в бессознательном человека разнятся в зависимости от языковых и культуральных особенностей конкретных стран. Естественно, что основная идея использования рисунков в диагностической практике сохраняется, но значение и отражение символов в бессознатечьном человека, должно быть отработано в каждой конкретной культуре самостоятельно. Отсюда и невозможность прямого автоматического перенесения разработанных интерпретаций из одной страны с особые языком и культурой в другую. Исходя из этого положения, отработка принципов интерпретации и задания должна происходить в России самостоятельно, конечно используя достижения наших коллег за рубежом. Разрабатываемый вариант рисуночных методик во многом опирается на достижения наших коллег, но предназначен не для диагностики, а для вероятностного определения ключевых, позиций деят личности бессознательного к прогнозирования сложного процесса психотерапевтического воздействия на пациента. В этом основное отличие нашей модификации рисуночных методик от общепринятых. С большей или меньшей долей вероятности мы можем говорить о наличии того или иного переживания в бессознательном человека. Кроме этого необходимо проводить постоянную связку с анамнезом пациента и клинической картиной его состояния. Только при выполнении этих условии получается полная и доступная картина состояния пациента,в которой немаловажную роль играют прогностические рисуночные методики Все до сих пор существующие интерпретации рисуночных методик направлены на диагностику и психологическую оценку состояния пациента. Наша методика направлена на прямое психотерапевтическое воздействие на область бессознательного пациента с целью его активного изменения. Сравнение начал интерпретации проводилось с *же существующими оригинальными версиями рисуночных тестов -"Дом-дерево-человек", "Автопортрет", "Рисунок семьи" (Е.С.Романова, О Ф Потемкина); "Рисунок человека" (Ю.С.Савенко); "Рисунок семьи" (Г.Т.Хоместаускас). Врачу-психотерапевту в практике необходимы методы, сочетающие в себе два принципа - это экономичность (время определения) и информативность (количество). Этим двум принципам полностью отвечают прогностические рисуночные методики. При интерпретации полученных результатов необходимо соблюдать следующее правило: С большей или меньшей долей вероятности мы можем говорить о наличии тех или иных проблем в бессознательном пациента. Основная задача врача - определение основных декомпенсирующих проблем в бессознательном пациента и на основе этого - проведение квалифицированной психотерапевтической помощи. Благодаря рисункам мы получаем материальное отражение деятельности бессознательного поля мышления пациента. Вместе с произносимыми пациентом словами мы получаем огромный и важный материал для проведения психотерапии Классическая система выяснения бессознательных проблем пациента в психоанализе связана с длительным ожиданием, пока пациент преодолеет свое сопротивление и сообщит врачу основную мысль неосознаваемого переживания и комплекса. В наших рисуночных методиках мы активно выясняем основные бессознательные переживания пациента, декомпенсирующие его состояние, используя методы, способные обойди это сопротивление пациента. Сложный акт перевода мысли или эмоционального переживания в изображение на бумаге проходит стадию выбора, где побеждает символ, наиболее известный и постоянно присутствующий в активном состоянии в бессознательном поле мышления человека. Этот символ несет самый больший заряд эмоциональной энергии. При передаче из мозга на руку побеждает символ, у которого в основе лежат более мощные эмоциональные переживания и совпадения с напоминающими явлениями окружающей среды. После этого человек изображает то, что на сегодняшний день является доминирующим в его неосознаваемых переживаниях. На каком основании мы можем анализировать символы изображения? Здесь нам помогает уже существующая теоретическая база интерпретации, а конкретные символы, отработаны в нашем языке и культуре. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |