Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Области разумного и синдром умственной отсталости
В своей последней книге "Evolution's End" я посвятил длинную вступительную главу феномену, который длительное время называли синдромом "idiot savant" ("ученый идиот") или синдром умственной отсталости. Сделал я это, чтобы описать природу и предназначение полей разума или знания, которые дают объяснение феномену умственной отсталости. Этот феномен, в свою очередь, проливает некоторый свет на назначение полей. Сегодня термин "идиот савант" был переименован в куда менее оскорбительное и более всеохватывающее определение — "savant syndrom" — "синдром человека, разбирающегося лишь в узкой области знаний", частично из-за того, что он был обнаружен у самых различных людей. Мой личный интерес к умственно отсталым появился, как только им в первый раз дали определение: люди с коэффициентом интеллекта (IQ) около 25, которые не способны читать и писать, а в отдельных случаях даже не могут самостоятельно есть или одеваться, причем в основном с раннего детства. Умственно отсталый человек отличается от обычного "образованного идиота". Последний способен выдать множество томов информации по одной или нескольким предметным областям знания и/или может совершить невероятные духовные или физические подвиги в какой-либо отдельной области. Из результатов тщательно проведенных исследований нам известно, что умственно отсталый человек по-настоящему не обучаем и на самом деле недееспособен, и потому его нельзя обучить предмету, который он смог бы исчерпывающе цитировать, или мастерству, которое он смог бы продемонстрировать как специалист. От немногих из них, чьи истории известны, мы узнали, что в раннем детстве какое-то определенное событие активизировало в них особое нервное поле, ставшее впоследствии чувствительным и способным возбуждать соответствующее поле для передачи знаний, связанных с тем самым событием. Таким образом, интеллект умственно отсталого активизируется только при возникновении вопроса, который затрагивает доступную ему область знаний, или провоцируется ситуацией, созвучной с особыми способностями умственно отсталого. В случае, если нервное поле стимулируется ощутимым сенсорным подключением к полю той же природы другого человека или соответствующей ситуацией, умственно отсталый реагирует рефлективно. Обычно же он не может активизировать свою способность самостоятельно или ответить на ситуацию. В сущности, его способности проявляются без его сознательного участия. В дальнейшем доступное умственно отсталому поле может стать вполне актуальным. Например, "автомобильный умственно отсталый", не способный самостоятельно одеться и поесть, может с одного взгляда на парковке, заполненной машинами, вычислить марку, модель и год выпуска каждой машины, в том числе определить последние, только что спущенные с конвейера, образцы самых разных марок мира. Любое самое тщательное расследование показало бы, что у него не было доступа к подобной информации и что он не смог бы осознать упомянутые факты, даже если бы знал о них. Нейробиолог Ричард Рестак говорил о стимуле, "исходящем от высших эволюционных каналов". У умственно отсталого информация поступает не через основную сенсорно-моторную систему, а через неокортекс, нервную сеть лишь с несколькими развитыми областями (от чего и происходит его идиотизм), и никакое ассоциативное мышление не может вмешаться в поток информации или активность, а также вызвать сомнение. Поэтому ему доступны лишь немногие каналы передачи информации — прямые и не загроможденные. В качестве примера можно привести "математического саванта", который не в состоянии прибавить два к двум на бумаге или понять идею числа и при этом может без колебания дать ответы на сложнейшие арифметические задачи, поставленные перед ним. Некоторые из этих ответов могут состоять из дюжины цифр и быть настолько запутаны, что доходят до саванта через несколько часов после того, как исследователь поставил перед ним свой вопрос, а проверить результат можно лишь с применением компьютеров высоких мощностей. Еще один пример: юноше с математическими способностями была показана шахматная доска с 64-мя квадратами и задан вопрос, как много зернышек риса окажется на последнем квадрате, если мы начнем класть на квадраты, начиная с верхнего левого угла, по одному зернышку риса, затем удваивая число зернышек на каждом следующем квадрате. Ответом было: два в шестой степени или 18 квинтиллионов и множество квадриллионов, триллионов и т. д., что недоступно даже моему компьютеру. Число выглядит так: 18 000 000 000 000 000 000 — размером в двадцать цифр. У исследуемого на произнесение этого числа ушло 45 секунд, так как он проговаривал результат цифра за цифрой. Подобные саванты не осознают процесса вычисления, которое сами производят, так как здесь поле выступает как разумное действие, отвечающее на стимулятор, а савант в этом процессе является просто невинным наблюдателем. Ответ приходит в полной, цифровой, линейной форме, и, давая его, подопытный произносит каждую цифру, не используя при этом математический язык, например, показательные сокращения. Поскольку подобные люди решают только арифметические задачи, а не алгебраические или другие абстрактно символические проблемы (насколько мне известно), то задействованные ими нервные области реагируют только на целые числа — от 1 до 10-ти. Поэтому их ответы всегда представлены в той же форме, вне зависимости от величины. Саванты, обладающие навыками в других областях знания, демонстрируют хотя и ограниченные, но довольно обширные способности. Так, был обнаружен савант-географ, который мог отбарабанить названия сотен горных цепей, спускающихся с них рек, их точные долготы и широты и их местонахождение относительно других цепей и т. п., но только если его попросить и обозначить область, страну или континент. При этом он не умеет ни читать, ни писать и прожил всю свою жизнь в окружении серых стен унылого здания. Он не обладал никакими другими способностями, и его рабочий словарный запас ограничивался пятьюдесятью девятью словами. Знаменитые полностью идентичные близнецы, прозванные "календарными савантами" Джордж и Чарльз, могли назвать любой календарный день или дату любого события, которое выбирал опрашивающий. Или, например: день недели спустя несколько столетий, на который придётся день рождения; точные даты сезонных равноденствий следующего года; дату Пасхи в прошлом или будущем году (что требует сложного вычисления и, помимо всего прочего, знания фаз луны). Если требовалось, они могли предоставить всю сопутствующую информацию, которая может содержаться в календаре относительно каждой отдельной даты — время восхода и заката солнца, фазу луны или сведения о приливах и отливах. Вычисления этих юношей охватывали период около 40 000 лет в прошлом или будущем, и они могли быть изменены в соответствии с изменениями календарных систем Европы. Однако близнецы не могли понять значение самого определения "календарная система" и не отдавали отчета в перенесении вычислений из одной системы в другую. Также они не могли сделать ничего из вышеперечисленного без указания исходной даты. Стимулы были внешними, сенсорно-моторными. Ответ носил характер нервно-голосовой, исходил словно изнутри, вырываясь наружу. Их сенсорная система перенимала частоты вопроса, заданного другим человеком; их нервные поля, связанные с внешним стимулом, отвечали, настраиваясь на резонирующую частоту соответствующего внешнего поля или частотной сферы. Воспринимая информацию сквозь резонанс собственной реакции, саванты являются, возможно, наиболее добросовестными её проводниками[19]. Однако каким образом определяется область познаний "умственно отсталых"? В случае с близнецами история имеет продолжение. В раннем детстве Джордж и Чарльз играли с бесхитростным изобретением девятнадцатого века — небольшим медным приспособлением из зубчатых колес, которое запускается в действие ручкой. У каждого колеса есть набор цифр, расположенных по окружности. Когда поворачивается ручка, колеса и нарисованные на них знаки выстраиваются в ряд и позволяют определить любую дату в пределах двухсот лет. Близнецы, конечно же, не умели различать числа и ничего не знали о предназначении устройства. Но серыми буднями бедной жизни, в отсутствие других игрушек, они развлекались с маленькой машинкой с ручкой. Это был вечный календарь — весьма распространенная новинка во времена их бабушки. В их нервных системах, редко получавших стимулы извне и знавших лишь несколько образцов поведения, выстроилось соответственно скудное число нервных областей и структур познания. Повторяющееся действие с маленькой медной игрушкой настроило их нервную систему на календарь. В результате образовалась не нервная область знаний о календарях, которая бы наполнялась содержимым, а создалось нервное поле, чувствительное к календарному сигналу из окружающей среды, такому, как чей-то вопрос, связанный с этой областью. Единожды настроенное, поле отвечает через подготовленную динамику. Поскольку близнецы обладали лишь несколькими функционирующими структурами, помимо названной, и у них не действовали высшие аналитические центры, обеспечивающие оценочное или ассоциативное мышление, которое вызывает сомнение и вносит беспокойство по поводу возможности ошибки, то воздействие соответствующего поля было совершенно не защищено. Такая радикальная открытость привела познания близнецов в области календарей к безоговорочному характеру, своего рода неконфликтному поведению нервной системы. Ни одно из этих предположений, однако, не объясняет происхождения или местонахождения полей; они только заявляют о существовании самой функции. Поле существует только как функция, а функция начинает действовать, только когда задается вопрос, резонирующий с полем. Вопрос приводит поле к поиску ответа. Ответ — это действие поля, способ его существования. Это схоже с моим ожиданием появления Бога, которое приводит Его в мою жизнь. Если умственно отсталому не задать вопрос, или он не получит другого стимула от окружающей среды, то поле не возникнет. Это возвращает нас к вопросу, затронутому в начале этой главы, — к нашей непрекращающейся и тщетной попытке открыть и окончательно определить полные параметры себя и Бога; осуществить страстное наше желание завершить свой бесконечный поиск. Сатпрем, воспитанник Ауробиндо и Матери, так говорил о духовном поиске: "Если вы испытываете жажду, река сама придет к вам. Когда вы не хотите пить, реки нет". И потому псалмопевец вопиет о том, что его сердце жаждет Господа, подобно тому, как загнанный олень жаждет воды, и потому Кьеркегор считает желание Божьим даром. Близнецов заметили, когда им было около пяти лет. Позже их странная способность была изучена и описана, и их проверяли снова и снова. Они получили внимание, которое им нравилось, и охотно отвечали на вопросы, каждый из которых увеличивал воздействие поля и активизировал их умственную деятельность, которую сами они не могли включить самостоятельно. Даррел Трефферт, врач, работающий с умственно отсталыми людьми уже тридцать лет, обнаружил многих олигофренов, обладавших самыми различными способностями. В его книге "Необычные люди" приведено детальное описание десятков подобных индивидов, однако ни он, ни кто-либо ещё не дал удовлетворительного объяснения самому явлению. Поэтому оно до сих пор остается загадкой, которой никто не занимается всерьез и которую наука в целом избегает, возможно, из-за того, что результаты исследований поставят под сомнение или даже под угрозу предпосылки, на которых основаны некоторые области науки.
Поле как универсалия
Поле является своего рода вселенной, поскольку представляет собой особый феномен. Ответы, или реакция, полученные из поля, являются характерной чертой, отличием, этой вселенной. Поле как универсалия (вселенная) не существует, — оно не может отделяться от себя самого. Его существование проявляется в различных формах самовыражения. Проблема, которую ставит феномен умственно отсталого, заключается в том, что особое поле, включенное в информационную сферу такого индивида, решает проблемы, причем даже предельно сложные, для решения которых требуется значительное время. Это означает, что поля информации или области знаний не просто инертные хранилища фактов, но, скорее, активные участники движения. В случае с умственно отсталым поле выдает вычисления, которые может повторить только компьютер высокой мощности, и может даже выдать информацию, доступную лишь в непосредственный момент ответа индивида, причем такую, с какой у него не было физической связи. В эзотерической философской литературе рассказывается о "Хрониках Акашик", в которых будто бы содержится полная запись истории человеческого рода. Мы могли бы включить в область функции памяти подобную летопись, но память — это сфера событий прошлого. А действия рассматриваемых умственно отсталых людей демонстрируют работу памяти и ума, охватывающую одновременно события настоящего и будущего времени. Так что замечание о "Хрониках Акаши" четко выявляет действие полевого эффекта, но не может объяснить его. Все здесь упирается в идею высшего разума, столь часто встречающуюся в многовековой истории философии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |