Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типовые нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выявляемые Тывинским УФАС России




Тывинским УФАС России за 1 квартал 2018 года рассмотрено 1 дело по нарушениям Закона о рекламе, по которому принято решение о признании нарушившими требования Закона о рекламе.

1. Типовым нарушением Закона о рекламе на подведомственной территории Тывинскому УФАС России за 1 квартал 2018 года явилось распространение рекламы финансовых услуг, в которой отсутствовало наименование лица, предоставляющего финансовую услугу - кредит (части 1 статьи 28 Закона о рекламе).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк.

Исходя из понятий "реклама", "объект рекламирования" и содержания рекламы следует, что объектом рекламирования в данном случае являются, в том числе: возможность оформления кредита на месте.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Так в эфире телеканала «Россия 1» 04.12.2017 распространялась реклама салона «Унты» следующего содержания: «Если унты, то «АЙХАЛ»! Кредит, рассрочка на месте в Салоне УНТЫ на Красноармейской 168. Тел.: 8(39422)2-32-46; Доска объявлений г. Кызыл, ул. Ленина 8 (39422)3-03-83», с использованием изображений унтов и звуковым сопровождением по тексту.

В данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса предлагается оформление кредита при приобретении товаров в торговой точке «Унты».

Кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента (Современный экономический словарь).

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Однако, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе данная реклама была распространена в отсутствие информация о лице, предоставляющем финансовую услугу – кредит.

2. Всего из вынесенных Тывинским УФАС России в декабре 2017 года и 1 квартал 2018 года решений о наличии нарушения Закона о рекламе обжаловано в судебном порядке 1 решение, которое находится в стадии рассмотрения.

Кроме того, в Тывинском УФАС России имеется положительная судебная практика по применению положений Закона о рекламе, в частности статьи 8 данного закона.

ООО «Оффлайн» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным решения Тывинского УФАС России по делу № 04-04-02/12-17, согласно которому реклама услуг дистанционной продажи товаров, распространявшаяся в газете «Плюс Информ» признана ненадлежащей, нарушающей требования статьи 8 Закона о рекламе.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции посчитали, что в рассматриваемом деле рекламируются услуги по дистанционной продаже товаров, и пришли к выводу о соответствии решения Тывинского УФАС России нормам действующего законодательства.

При этом, судами отмечено, что в статье 8 Закона о рекламе, указано что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила №612), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (пункт 2 Правил).

Суды оценивали дословное прочтение спорной рекламы.

Исходя из буквального текста рекламы ««Сертифицировано: реклама: SSS-AUTO: ДОСТАВКА ДО КЫЗЫЛА: Запчасти для легковых авто: Нужна запчасть? Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время -Позвони, мы сами подберем и доставим! +7(923) 336-5555; SibSpecServis19@mail.ru; г. Абакан, ул. Итыгина 26 «е», пом. № 4, www.sssavto19.ru», суды пришли к выводу, что рассматриваемый текст содержит рекламу товара с дистанционным способом его продажи, поскольку у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством средств связи (указан номер телефона: +7(923) 336-5555 и интернет-сайт: www.sss-avto19.ru; SibSpecServis19@mail.ru), то есть дистанционным способом.

Апелляционный суд отклонил доводы заявителя о том, что им не осуществлялось рекламирование дистанционного способа продажи, поскольку в рекламе не указано условие, что клиент обязан сначала посетить какой-либо магазин и только после этого он сможет приобрести товар по почте. Напротив, спорный текст содержал прямое указание – «Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время - Позвони, мы сами подберем и доставим!», что исключает возможность его толкования способом, указанным заявителем.

Апелляционным судом так же учитывалось, что реклама распространялась на территории Республики Тыва, в частности в г. Кызыле, в то время как товар и общество находятся в г. Абакане (расстояние около 390 км.).

При этом в данной рекламе отсутствовали сведения о наименовании, месте нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, осуществляющего доставку товаров, что является нарушением статьи 8 Закона о рекламе.

3. Ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тывинским УФАС России за 1 квартал 2018 года административное наказание в виде административного штрафа было назначено 1 должностному лицу в размере 8 тыс. рублей.

В связи с тем, что введена новая статья 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам нарушившим часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, Тывинским УФАС России за 1 квартал 2018 года административное наказание в виде административного штрафа было заменено предупреждением 1 лицу, относящемуся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...