Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Конкуренция и типы рыночных структур.




Методические указания

 

       Содержание темы :

Понятие о рынке

Спрос и предложение/ Равновесие на рынке

Конкуренция и типы рыночных структур.

Основы теории фирмы

Рынок труда.

Роль государства в экономике

Основные понятия и термины

 

Понятие рынка, виды рынков, функции рынка Спрос, предложение, равновесие на рынке, дефицит, излишек, причины изменения спроса и предложения. Виды конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, естественная монополия.

 Виды затрат фирмы.: постоянные и переменные, бухгалтерские и экономические. Трудовые ресурсы, предложение и спрос на рынке труда, заработная плата, регулирование рынка труда. Налоги, субсидии, фиксированные цены.

Вспомогательные материалы

                            Тема 1. Понятие о рынке

Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

К основным элементам рынка относятся:

- спрос;

- предложение;

- цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия:

 наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Условия возникновения рынка:

-общественное разделение труда и специализация;

-экономическое обособление субъектов хозяйствования;

-свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;

-наличие предмета сделки.

Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие экономических агентов ( субъектов рыночных отношений)

 Субъекты рынка:

-домашние хозяйства –представляют собой тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно с потреблением, а также предоставляют бизнесу факторы производства (рабочую силу, землю, капитал и др.), которыми они располагают, стремятся получить доходы. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решение самостоятельно.

 

-фирмы- осуществляют производственную деятельность, а такжеинвестирование производства, классифицируются по формам собственности (частные, государственные), по размерам и масштабам производства и занимаются различными видами предпринимательской и коммерческой деятельности с целью

извлечения прибыли.

Все экономические агенты встречаются на рынках , где происходит товарно-денежный обмен между ними

Рынки:

-готовой продукции, которую поставляют фирмы, получая взамен деньги от домашних хозяйств и, в свою очередь, покупают там инвестиционные ресурсы ( станки, оборудование)

- рынок ресурсов ( факторов производства: земля, труд, капитал), которые поставляют домашние хозяйства, а покупают фирмы для своего производства.

 

Рис.1 Модель кругооборота денег, товаров и услуг в рыночной экономике

 

В современном мире рынок является очень важным звеном в экономике государства и выполняет различные функции.

                                      Функции рынка

-Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

-Стимулирующая - посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

-Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

-Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

-Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

-Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка

 

В зависимости от назначения можно выделить следующие виды рынков.

                   

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке

 

 Итак, основные действующие лица на рынке – это домашние хозяйства, которые предъявляют спросна товары и услуги и фирмы, предлагаюшие товар или услугу.

Начнём с поведения домашнего хозяйства.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

1. индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

2. рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

 

 

Таблица 1. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.

Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 30 20 15 10

Рис. 2. Кривая спроса Q

 

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

-изменение цены товара

-доходы потребителей;

-вкусы и предпочтения потребителей;

-цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

-запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

-информация о товаре;

-время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса.  При изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

  Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

                      

 Предложение. Закон предложения

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Шкала предложения - таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены.

 

Таблица 2. Шкала предложения товара

Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 10 15 20 30


Рис.3. Кривая предложения

  

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

-изменение цен на факторы производства;

-технический прогресс;

-сезонные изменения;

-налоги и субсидии;

-ожидания производителей;

-изменение цен на сопутствующие товары.

                        

 

                               Рыночное равновесие

Совместим на одном графике линии спроса и предложения.


Рис. 4. Рыночное равновесие

 

Как видно из рис. 4., линии спроса и предложения пересекаются в точке Е.

 В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

 Рассмотрим сначала ситуацию, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 4. этой цене будет соответствовать Р' > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs' - Qd'.

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd''>Qs'') и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.

 

Тема 3. Конкуренция и типы рыночных структур.

 

 

 Рынок предполагает различные виды конкуренции.

      Конкуренция- это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.

. Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам функционирующих на данном рынке предприятий, характеру производимой этими предприятиями продукции, возможностями входа на рынок новых предприятий и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется:

• множеством покупателей и продавцов;

• высокой мобильностью факторов производства;

• отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

• однородностью продаваемой продукции;

• равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

На рынке совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна. Поэтому ни один из продавцов или покупателей сам не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция – это абстракция. В чистом виде она никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна, ценных бумаг). Поэтому

совершенную конкуренцию можно рассматривать как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из пяти признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа мелких и средних предприятий, производящих дифференцированную продукцию. !!! Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

2. Олигополия, когда в отрасли существует незначительное число предприятий (5 – 7), производящих как однородную продукцию, так и дифференцированную. Каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары

3. Чистая монополия, когда на рынке одно предприятие является единственным продавцом товара и услуг и границы предприятия и отрасли совпадают. В условиях чистой монополии предприятие-монополист имеет возможность устанавливать свою цену и получать максимально возможную прибыль.

3. Независимо от типа рыночных структур, важно отметить, что необходимыми условиями их нормального функционирования являются экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

В системе современных экономических отношений особую роль играет естественная монополия. Естественная монополия – такая ситуация на рынке, при которой предприятие является монополистом в силу географических, геополитических или природно-климатических условий того или иного региона или сегмента рынка. Это неизбежная, официально признанная монополия на производство товаров и услуг, достигающая минимальных долгосрочных средних издержек при очень больших масштабах производства.

 

 

                                Тема. 4. Основы теории фирмы

Теория фирмы - это раздел экономической науки, занимающийся исследованием ценообразования и выпуска при различных условиях, имеющих место на рынке.

 

Фирма - организация, целью которой является получение прибыли.

 

Как мы помним, экономическими агентами являются домашние хозяйства, фирмы и государство. В предыдущих уроках мы рассмотрели, как функционирует рынок, обратили внимание на то, от чего зависит спрос на то или иное благо. Теперь попробуем разобраться в том, что стоит за предложением продукции, почему и как принимают свои решения производители благ — фирмы, от чего зависит их деятельность на рынке товаров и услуг. И начнём с затрат фирмы.

 В процессе производства предприятие несет затраты. При этом все затраты на производство продукции называются общими затратами. Часть общих затрат не зависит от количества произведённой продукции их называют фиксированными ( постоянными) затратами.Например, аренда помещения, плата за рекламу, за лицензию. Другая часть – это переменные затраты,которые зависят от количества произведённой продукции, например, расходы на оплату сырья и материалов, сдельная зарплата рабочих. Таким образом

Общие затраты = переменные затраты + постоянные затраты

Для оценки деятельности предприятия также используются такие понятии, как

Внешние (бухгалтерские, явные) затраты –заработная плата, арендная плата, амортизационные отчисления, налоги и т.д.; – плата всё то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан.

Внутренние (неявные) –затраты собственных ресурсов фирмы, неполученный доход – проценты по депозитам, арендная плата за собственные помещения или землю, возможная заработная плата предпринимателя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...