Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема бытия в древнегреческой философии.




Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель.

Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира. Этот философ отождествлял бытие с простыми физическими неделимыми частицами — атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.

Бытие для Платона — это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесному созданию — идее.

Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Аристотель предложил десять категорий бытия:

— сущность;

— качество;

— количество;

— отношение;

— место;

— время;

— положение;

— обладание;

— действие;

— страдание.

В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:

— проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);

— в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи)

Признаки бытия являются логическими, иначе говоря – найденными нами путем разума, рассуждения. Например, бытие может быть только вечным, потому как то, что существует реально, должно быть вечным. Реально существующее не может то существовать, то не существовать. Ведь утверждать, что нечто существует иодновременно не существует, – означает допускать два прямо противоположных высказывания об одном и том же предмете, а это, как он полагал, ведет лишь к путаности, неотчетливости мысли.

Но если мы обратимся к миру окружающих нас природных вещей, существование которых столь наглядно, то окажется, что их существование сомнительно: окружающие нас предметы то есть, то их нет. В природе нет ничего вечного, царит пестрота, вещи делимы, подвижны, изменчивы…Значит, мир природы не являются истинным Бытием, соответствующим признакам бытия (Рис. 1).

В основе проблемы бытия лежит противопоставление чувственно воспринимаемых вещей, – изменчивых, временных, текучих, непостоянных, –и доступного мышлению неизменного, вечного, себетождественного «чистого» (или истинного) бытия. Из сформулированной проблемы вытекают три следствия.

1. Вещи, мир «единичных вещей» не является истинным бытием. То, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем...), на самом деле не существует; мир единичных предметов – иллюзия.

2.Парменид формулирует принцип тождества бытия и мышления: «Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует». В онтологическом аспекте бытие, реальность есть то же, что содержание мысли. То, что нельзя непротиворечиво мыслить, не может и существовать.

3.Философская школа элеатов, к которой принадлежал Парменид, противопоставила знание – мнению. Знание достигается только разумом; оно является истинным, поскольку совпадает с реальным бытием. Мнение возникает на основе чувств, но «чувства обманывают нас», всегда создавая ложное представление об иллюзорных (изменчивых) единичных вещах. В гносеологическом аспекте это означает дихотомию истинного и ложного, причем истина (истинное знание) как бы «автоматически» достигается мышлением исходя из принципа тождества бытия и мышления. Элеаты противопоставили «путь знания», основанный на мышлении, и «путь мнения», основанный на чувственном восприятии.

Итак, обнаруженная онтологическая проблема нуждается в решении, и в древнегреческой философии возникает множество философских «картин мира» (или онтологических учений), пытающихся дать ответ на вопрос «Что такое чистое, истинное Бытие?»

Философская концепция Платона.

Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427—347 до н.э.). Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому, всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Методом познания у Платона является диалектика. Она выступает как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам. Значительного внимания заслуживают социально-политические воззрения Платона и особенно – его учения об идеальном государстве. Идеальное государство Платона – это общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители–философы; стратеги – воины; производители – землевладельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная Платоном система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Его философия явилась первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма. Богатый категориальный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя бы и в идеалистической форме, ряд объектив-но существующих диалектических отношений.

 

Философская концепция Аристотеля.

Философия Аристотеля (384 – 322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логической переработкой всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание Аристотель уделял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они — суть соединения материи и формы. Арист-тель вычленяет шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места». В своем «Физике» он полагает, что движение присуще самим вещам, в «Метафизике» — связывает с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа. Государство философ понимал как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, – общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, рабов и землю. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называет паразитической и характеризует ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягает счастье с добродетелями человека. Гарантию же добродетельной жизни видит в уклонении от крайностей. Идеал Аристотеля – умеренность. Аристотель заложил основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Искусство вместе с наукой философ относил к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2866.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...