Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для современной философии характерен интерес к проблеме отношения человека к природе (в связи с угрозой экологического кризиса); к социальным проблемам; к проблемам человека.




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

• онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

• гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

• аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

• праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

• антропология - философское учение о человеке;

• социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции философии

Брахма (Брахман) – духовная субстанция (бог), единая, бессмертная душа. Брахма – это начало и конец всего. Мир – это воплощение Брахмы. Мир и есть Брахма. Душа человека – частичка Брахмы.

Сансара (странствие) – каждое существо после гибели своей телесной оболочки возрождается в другом теле человека или животного (учение о переселении душ).

Карма – закон, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом теле.

Мокша –выход из сансары, прекращение перерождений. Понимается как цель спасения.

Нирвана – понятие, близкое понятию «мокша» – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы.

Ахимса –непричинение зла живым существам.

Варна –замкнутая сословно-классовая группа в Древней Индии. Выделялись 4 основные варны: брахманы (привилегированные слои общества, выполнявшие функции жрецов), кшатрии (рабовладельцы-полководцы), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (неимущие – низшие слои общества). Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.

 

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение– это общий взгляд человека на мир и на свое место в этом мире (обобщенная и целостная картина мира).

Структура мировоззрения: выделяют следующие основные компоненты: знания, ценности, убеждения, эмоции (компоненты выделяются в соответствии с тремя основными формами отношения человека к миру – познавательной, оценочной, деятельной). Все эти компоненты организованы в целостную систему.

Функции мировоззрения:

благодаря мировоззрению, человек понимает и осмысливает мир (функция миропонимания);

благодаря мировоззрению, человек оценивает события, переживает их (функция мироощущения).

мировоззрение определяет правила и принципы поведения человека, формирует мотивы его поведения и т.п. (нормативно-регулирующая функция).

Формы мировоззрения. Существуют различные классификации форм мировоззрения:

в зависимости от субъекта-носителя выделяют мировоззрения: отдельной личности, социальной группы (класса, нации и т.п.), общества в целом, определенной исторической эпохи.

в зависимости от полноты, системности, достоверности и обоснованности выделяют: обыденное, философское и научное мировоззрение.

Исторические типы мировоззрения: выделяют три типа мировоззрения – мифология, религия и философия. 

Мифологическое мировоззрение, или мифология (некоторые отличительные особенности):

исторически первый тип мировоззрения;

синкретическая (целостная, нерасчлененная) форма сознания:во-первых, она включает в себя зачатки знаний, верований, норм поведения и т.д.; во-вторых, не делается различий между вымыслом и истиной, между естественным и сверхъестественным (поэтому мифы определяют как сплав вымысла и истины);

основано на вере в истинность мифов и незыблемость ритуалов;

жесткая регламентация поведения людей и др.

С разложением первобытных форм жизни мифология перестает быть единственным и основным типом мировоззрения, на ее основе возникают два новых: религия и философия.

Философия(возникла около 2,5 тысячи лет назад) Религия(возникла около 40-50 тыс. лет назад)

Общее между ними: Обе выделяются из мифологии. Обе дают ответ на одни и те же вопросы, и часто отвечают одинаково.

Различия (некоторые из основных)

Цель философии: поиски истины Цель религии: личное спасение человека
Исходной точкой философствования является сомнение в истинности принятых положений В религии сомнение недопустимо, это грех.
Философия основана на разуме: все основные положения философии рационально обоснованы и аргументированы. Ничего не принимает на веру Религия основана на вере в сверхъестественное: все основные положения религии (догмы) принимаются на веру

Таким образом, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения. Мировоззренческая функция философии – одна из основных ее функций.

1. Проблемное поле философии и структура философского знания.

То, что философия стремиться выработать целостное и обобщенное представление человека о мире, о себе и своем месте в этом мире, это и определяет ее основные проблемы:

1-я проблема: это проблема окружающего мира: его конечности и бесконечности, его первоначалах, единстве и многообразии и т.п.

2-я проблема: проблема человека: о смысле его существования, свободе, специфике человеческого существования и т.п.

3-я проблема: проблема отношения (взаимосвязи) человека и мира: проблемы познания человеком мира, отношение человека к природе и т.п.

Предмет философии не оставался неизменным, он изменялся на протяжении ее исторического развития:

первые философские школы и учения занимались по преимуществу изучением Вселенной, как единого целого (космологические проблемы), поиском первоначал (источника, основания) мира. Поэтому этот этап в развитии философии часто называют «натурфилософией (от лат. natura – природа);

в более поздний период выделяется и становится предметом философии проблема познания: возможности и границы человеческого познания, соотношение истины и заблуждения и т.д.

впоследствии философия также обращается к исследованию природы и сущности человека, его отношений с другими людьми (вопросам социальной жизни).

В результате оформились следующие разделы философского знания:

онтология (от греч. ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии;

гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания;

аксиология (от греч. axios – ценный, logos – учение) – учение о ценностях;

философская антропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке;

социальная философия (от лат. socium – общее, совместное) – раздел философии, изучающий общество и проблемы его развития.

Для современной философии характерен интерес к проблеме отношения человека к природе (в связи с угрозой экологического кризиса); к социальным проблемам; к проблемам человека.

2. Функции философии. Место и роль философии в жизни человека и обществе.

Функциифилософи – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Основными функциями философии являются:

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.

Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.

Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества,когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Философия:-во-первых, постоянно осуществляет теоретический анализ происходящих в обществе процессов, возникающих здесь проблем и вызывающих эти проблемы причин;

-во-вторых, дает критику наличной социальной действительности;

-в-третьих, вырабатывает и предлагает человечеству новые, идеальные модели общественного устройства, обосновывает цели и приоритеты развития общества;

-в четвертых, вырабатывает и обосновывает новые системы норм, призванные эффективно регулировать человеческую жизнь.

На разных этапах человеческой истории философия играет неодинаковую роль. Бывают эпохи равнодушные к философским вопросам: когда нет неудовлетворенности и сомнения в ходе жизни в целом, и в обществе нет потребности в самоанализе и рефлексии. А бывают периоды, связанные с крупными национальными потрясениями, крушением идеалов, предчувствием национальных катаклизм, когда резко возрастает интерес к философии, от которой требуется найти ответы на новые запросы жизни. Вывести общество из кризиса – предназначение философии.

3. Возникновение философии. Философия и мифология.

Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.

Причины возникновения:

1. социально-экономическая (переход от меди к железу).

2. товарно-денежные отношения.

3. ослабление родо-племенных связей

4. образование первого государства

5. духовная жизнь.

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения.

Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) природные формы очеловечиваются;

4) фрагменты космоса одушевляются;

5) происхождение или творение объясняет происходящее;

6) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

7) миф воспринимается как правда и первичная реальность;

8) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания.Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума.

4. Философия и другие феномены культуры (религия, искусство, наука).

Философия – это весьма многогранное явление духовной культуры общества, тесно связанное с другими ее формами: наукой, искусством, религией и др.

Наука– сфера человеческой деятельности и система рациональных знаний о законах природы, общества и мышления.

И наука, и философия исследуют объективную реальность, интерпретируют и объясняют ее посредством специально разработанных техник мышления, логических правил и методологии. Высшей ценностью ими провозглашается истина.

Различие между наукой и философией:

1. Мир науки – это объективно-предметная реальность. Мир философии – человеческий взгляд на эту реальность. Философия в отличие от науки изучает не мир, а представления людей о мире, включая их идеалы, системы ценностей, убеждения и т. д.

2. Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же зачастую пытается постичь такие объекты, с которыми невозможно ставить опыты (мир в целом, Бог, душа, будущее человечества и др.), поэтому многие философские идеи и учения имеют вероятностный характер, на одни и те же вопросы возможно сосуществование разных вариантов ответа.

Искусство– специфический вид познания, освоения, формирования действительности в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.

Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир. Познавательный интерес и философа, и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Философские трактаты, как и произведения искусства, многозначны, их содержание всегда опосредовано конкретными социокультурными обстоятельствами, спецификой авторского видения, что исключает единственно верное их истолкование и предполагает множество возможных трактовок. Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, И. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.

Основное отличие искусства от философии состоит в том, что в искусстве преобладает художественно-образное мышление, оно развивает в человеке чувственность, а философия обращается к разуму, формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия учит мыслить свободно и критически. Искусство больше интересуется конкретными человеческими характерами, судьбами, жизненными ситуациями, философия же стремится к постижению общих закономерностей мира, общества, жизни.

От религиикак системы взглядов и действий, основанных на верев сверхъестественное, философию отличает критицизм мышления. В религииесть незыблемые догмы и авторитеты, в которые следует неукоснительно верить, философия же любые мнения и идеи подвергает критическомуосмыслению, стремится логически доказать свои выводы.

5. Специфика и основные школы древнеиндийской философии.

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Одна из определяющих особенностей древнеиндийской философии - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Отличительные особенности философии Древней Индии:

· Слабая связь с наукой.

· Тесная связь с религией: по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими.

· Основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться.

· Древние книги, положившие начало философствования в Индии – Веды и Упанишады (философская трактовка Вед)

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед- древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. То или иное отношение к Ведам было принципиальным.

Основными философскими школами Древней Индии являются следующие 9 школ: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята), буддизм, джайнизм.

Все эти школы делятся на ортодоксальные (астика) –признающие авторитет Вед, и неортодоксальные­ (настика) – не признающие авторитет Вед. К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья. К неортодоксальным школам относятся буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...