Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности работы с молодыми специалистами




Вопрос совершенствования работы с молодыми специалистами дипломатической службы имеет особую актуальность и практическую значимость. Особенно если смотреть на этот вопрос с позиций формирования дипломатов, способных а) достойно представлять Россию и эффективно защищать ее национально-государственные интересы; б) анализировать, обобщать, делать грамотные выводы, использовать современные информационные технологии; в) использовать лучшие традиции российской дипломатической школы, представляющей собой «сложный сплав дипломатического наследия советского периода, возрождаемых традиций русской дореволюционной дипломатии и принципиально новых подходов, обусловленных кардинальными изменениями в стране и на международной арене»1.

Само по себе это не дается и приходит только с опытом. Сейчас в российскую дипломатию вливается молодое поколение, которое полностью сформировалось в условиях новой России. Каждому молодому специалисту создаются условия и предоставляется реальная возможность, опираясь на имеющиеся профессиональное образование и жизненный опыт, постоянно и целенаправленно обновлять свои профессиональные знания, удерживаться на уровне последних достижений теории и практики дипломатии и внешней политики.

Формирование профессионального дипломатического работника в современной системе МИД России имеет свою логику и осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «Об основах государственной службы Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» от 23 августа 1994 г. № 1722 и «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации переподготовки и повышения квалификации служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047 и др. нормативными актами. Основным ее элементом является первоначальная профессиональная подготовка (первое образование) с последующими переподготовкой (второе высшее образование), профессиональной переподготовкой и повышением квалификации по специальностям «международные отношения», «международное право», «международные экономические отношения». Учитываются потребности в специалистах

1 Иванов И.С. Дипломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.

других специальностей. Немаловажное значение имеет и послевузовское образование через аспирантуру, докторантуру, институт соискательства. Все работники дипломатической службы должны с периодичностью один раз в 3—5лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Факт профпереподготовки и повышения квалификации учитывается при продвижении по службе и присвоении очередного дипломатического ранга или квалификационного разряда.

Главный смысл базового высшего образования — обеспечить надлежащую фундаментальную профессиональную подготовку специалиста, его всестороннее гуманитарное и морально-этическое воспитание, причем такого уровня, который позволит молодому специалисту с самого начала его работы в системе МИД успешно справляться с должностными обязанностями.

Эту задачу наши специализированные вузы и факультеты выполняют неплохо. 60% ученых-экспертов качество подготовки специалистов в МГИМО(У) и Дипакадемии оценивают «высоко» и «хорошо». Причем ими оценивается не престижность вузов, а степень профессиональной и морально-этической готовности их выпускников к выполнению дипломатических функций как за границей, так и в центральном аппарате министерства.

Непосредственно в Министерстве иностранных дел по системе внутри аппаратной учебы и стажировок стараются восполнить пробелы высшего образования, обеспечить реальную возможность быстрого «доведения» молодого специалиста до уровня эффективно работающего служащего. Сложились и соответствующие формы обучения: проблемные «круглые столы», школы практического опыта, семинары молодых дипломатов. На занятиях занимаются редактированием подготовленных молодыми сотрудниками проектов документов, анализом состоявшихся дипломатических мероприятий, оценкой качества выполненных поручений. Немалый интерес вызывают занятия по делопроизводству, этике, дипломатическому этикету, развитию навыков подготовки записей бесед, аналитических и обзорных материалов.

Основным содержанием семинаров должна быть не чистая теория международных отношений, а разбор конкретных случаев и ситуаций, встречающихся в дипломатической практике. Без такой учебы молодым специалистам нелегко, а нередко и практически невозможно подтвердить факт своего профессионального соответствия занимаемой должности.

Планомерная работа с молодыми специалистами позволяет придать кадровой работе продуманный системный характер, вывести на многие ответственные участки дипломатической службы наиболее достойных, талантливых и перспективных специалистов.

Ниже приводятся квалификационные требования к первому дипломатическому

рангу:

а) требования к уровню политолого-правовой подготовки: за время работы молодой сотрудник должен продемонстрировать знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и действующей нормативной базы, касающихся сферы его профессиональной деятельности, умение давать грамотную, с позиций интересов своего государства и международной безопасности оценку того или иного события международной жизни, а также в жизни нашей страны. Он должен продемонстрировать способность свободно, достойно и на равных вести дискуссию по политическим и международно-правовым вопросам;

б) требования к уровню информациоонно-аналитической подготовки:

дипломатический работник должен владеть персональным компьютером, знать и грамотно использовать соответствующие информационные и технологические программы, следить за современными информационными потоками, работать в системе «Интернет». На их основе должен уметь делать обзоры прессы, радио и телевидения, проводить контент-анализ документов и других источников информации;

в) требования к уровню языковой подготовки: за время работы молодой сотрудник должен достичь оперативного уровня знания иностранных языков. А это означает — уметь быстро и точно переводить с листа газетные и журнальные статьи иностранных изданий, обладать хорошими разговорными навыками, уметь вести беседу по служебной тематике, излагать на русском и иностранном языке содержание профессионально ориентированного текста, осуществлять письменный и устный перевод бесед;

г) требования к документоведческой подготовке: к моменту аттестации молодой

сотрудник должен знать систему делопроизводства в органах государственной власти, уметь грамотно оформить запись беседы с иностранным представителем, предложить квалифицированный вариант проекта личной и вербальной ноты, написать информацию о конкретном событии (например, о реакции на внешнеполитические шаги того или иного государства, об итогах визита иностранной делегации в данную страну).

д) требования к нравственным качествам: молодой сотрудник Должен проявить себя как самостоятельная личность, способная поддерживать ровные, доброжелательные и уважительные отношения с другими членами коллектива, отличаться скромностью, трудолюбием, дисциплинированностью, умением работать и жить в сложных условиях «замкнутых пространств» за границей.

Накопленный опыт показывает, что хорошо организованная служба в первые годы дипломатической практики является действенным средством становления молодого дипломатического работника как человека и профессионала. Умело организованная воспитательная работа, особенно в период стажировки, позволяет «вести» молодого специалиста, облегчить его профессиональную социализацию, а аттестационной комиссии предметно изучить профессиональные, деловые и морально-этические качества человека. А затем на этой основе сформулировать объективные рекомендации по его дальнейшему использованию на дипломатической службе.

К сожалению, в организации работы с молодыми специалистами пока имеются слабые места.

Первое — «дефицит доверия» к возможностям и способностям молодых сотрудников. Многие руководители осторожны в части ответственных заданий и поручений молодым специалистам, не всегда уверены в том, что поручение будет выполнено качественно и в срок. Нередко просматривается нежелание «повозиться» с начинающим и, естественно, малоопытным в профессиональных и чисто житейских проблемах человеком.

Второе — отсутствие достаточной требовательности, снисходительность к молодым сотрудникам со стороны руководителей и опытных дипломатов. В конечном итоге снисходительность и либерализм снижают взаимную ответственность, приучают работать без надлежащего прилежания, воспитывают безразличие к исполнению должностных обязанностей.

Третье — отсутствие систематического и непрерывного (мониторингового) анализа качества и количества труда молодых сотрудников. Фактам некачественного исполнения поручений, неаккуратности, недисциплинированности не всегда дается своевременная и принципиальная оценка. Это является одной из причин того, что рядом с добросовестно относящимися к своим обязанностям сотрудниками соседствуют такие, которые не проявляют должной инициативы и добросовестности. Система же сложившихся кадровых отношений «терпит их», не всегда способна отказаться от услуг такого рода специалистов.

Четвертое — отсутствие нормативно утвержденной системы карьерного продвижения кадров. Это порождает кадровый застой на одних участках и быстрые кадровые перемены — на других, не позволяет своевременно выявить сильные профессиональные стороны и личные склонности работника, его природную предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

Качество исполнения служебных обязанностей не всегда оказывает решающее влияние на служебное продвижение сотрудника. На отсутствие прямой связи между качеством профессиональной деятельности и служебной карьерой указывает каждый второй (46,8 %) опрошенный эксперт. Более важными для успешной карьеры, по их мнению, сегодня являются не «трудолюбие», «профессионализм», «организованность» и «исполнительская культура», а «прагматизм» и «умение расположить к себе руководителя». Лишь отдельные эксперты (10—12%) на первое место в перечне непременных качеств современного дипломатического работника поставили «независимость», «честность», «принципиальность». Нередко доминирующее влияние на решение вопроса о назначении оказывает наличие вакантной должности.

Естественно, такое положение порождает неудовлетворенность человека результатами своего труда. Если он не убежден, что от результатов его усилий зависит успех дальнейшего служебного продвижения, то трудно рассчитывать, что относиться к работе он будет ответственно и творчески. Вероятнее всего будет настроен на уход в другое ведомство или другую государственную структуру.

Но такой вариант мало приемлем для МИДа: Концепция внешнеполитической деятельности Российской Федерации однозначно предполагает, что ее реализацией будут заниматься высококвалифицированные, современно мыслящие, способные творчески подходить к решению глобальных проблем международной жизни дипломатические работники. Без таких специалистов трудно говорить и о формировании «культуры дипломатии глобального охвата»1.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия «государственный служащий дипломатической службы».

2.Какими профессиональными и духовно-нравственными качествами должен обладать современный дипломатический работник?

3.Перечислите квалификационные требования, предъявляемые к специалисту для получения первого дипломатического ранга.

4.Каковы основные права государственного служащего дипломатической службы?

5.Какие ограничения по дипломатической службе существуют в современном российском законодательстве?

6.Каковы основные обязанности государственного служащего дипломатической службы?

7.Что такое «дипломатический ранг» и каков порядок его присвоения?

8.Каковы особенности работы с молодыми кадрами в системе дипломатической службы?

Литература

1.Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2.Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗс изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. №35-ФЗи от 7 ноября 2000 г. №135-ФЗ.

3.О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123.

4.О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371.

5. Положением о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации». Введено Указом Президента Российской Федерации от 15

октября 1999 г. № 1371.

6.Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

7.Порядок сдачи квалификационных экзаменов по иностранному языку на ВКИЯ МИД России. Утвержден Приказом по МИД России от 28 июня 1994 г. № 3337.

8.Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: Кадровый потенциал. М., 2001.

1См.: Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000.

№10. С. 106.

 

9.Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под. ред. С.В.Пирогова. М., 1996.

10.Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997.

11.Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 10.

12.Иванов И. С. Выступление на встрече с молодыми специалистами. //Дипломатический вестник. 2001. № 10.

13.Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Контекст истории и современность.Ростов-на-Дону,2000.

14.Книга работника кадровой службы. Учебно-справочноепособие / Под ред. Е.В.Охотского и В.МАнисимова М., 1998.

15.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник. М., 1999.

16.Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

17.Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: Проблемы теории и практики. М., 1998.

18.Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата. Пер в англ. В.Е.Улаховича. Минск,

2000.

Глава 3.2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...