Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Составление предложение по картинке»Стр 1 из 6Следующая ⇒
Быстрова Г.А. Сизова Э.А. Шуйская Т.А.
ВВЕДЕНИЕ Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации. Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций. Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи. Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выступает для ребенка как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми. Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно. В случае тяжелого недоразвития речи дети дли- Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям. Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий: - Систематическое проведение занятий - Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности - Подчинённость заданий выбранной темы - Вариативность упражнений - Развитие и воспитание внимания. Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией. Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания. Полезно хоровое проговаривание . Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей: 1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц 2) наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги 3)определение первого, последнего слова в предложении 4) определение количества слов в предложении 6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления 7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; . 9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме. Работа над предложением. Именительный падеж. Как слова дружат?» Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги Начинает логопед: Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: — «Девочка играет» — Кто играет? — Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет. — Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги. Посчитаем слова в предложении» Оборудование: сюжетные картинки, палочки. Логопед показывает детям картинки: Бабушка сидит. Бабушка вяжет чулки. Девочка ест суп. Девочка играет. Предлагается из палочек составить схему предложения. - Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении. Какое это слово? (указывается первое слово) - Что говорится о бабушке? (сидит) Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками. Какая полоска нужна?» Оборудование: длинные и короткие цветные полоски. 1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную». Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит. 2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»: Белка песенки поет. Какое слово по порядку? » Оборудование: сюжетные картинки. Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов. Например: Мама стирает белье. Мальчик рисует дом. И т. д. Дети считают количество слов. Затем произносят каждое слово в предложении по очереди 1-й ребенок: мама; 2-й ребенок: стирает; 3-й ребенок: белье. Затем все предложение воспроизводят целиком. Самостоятельно придумывают предложение из трех слов. Запиши предложение» Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки. 1 У детей предметные картинки. Но ним они составляют предложение из двух слов. «Девочка идет» — Сколько слов в предложении? — Два. — Назови первое слово. — Девочка. — Назови второе слово. — Идет. — Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» — полоску бумаги. 2 Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Какое первое (второе, третье) слово? Чего не хватает» Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги. Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку. «Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками. Логопед убирает первую полоску. Предлагает Прочитать предложение. «___ поливает.» -Получилось предложение? —Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает? Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? — Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же. Маша - растеряша» Оборудование: предметные картинки. Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит: «Где же, где мои___, обыщу все уголки. Их на__ нет, и под____нет. На____нет, под___нет. Да вот же они у____ — кроватке» Вы поняли, о чем говорит Маша? Нет, потому что Маша пропускала слова. - Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают. Посмотри и скажи» Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение. - Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя? — Витя посадил мишку на стул. — Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д. Составление предложение по картинке» Оборудование: сюжетная картинка. Дети рассматривают картинку. — Кто нарисован на картинке? (Девочка). — Как мы ее назовем? (Света). — Составьте предложение про Свету. Что она делает? — Света подметает пол. — Где Света подметает пол? (В комнате). — Чем Света подметает пол? (Веником). — Скажите предложение целиком. — В комнате Света подметает пол веником. Игра «Интонация». При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). Затем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил, сильны дождь дети укрылись в шалаш. Деформированный текст». Детям предлагается составите предложения из слов Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, Зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |