Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление предложение по картинке»




Быстрова Г.А.

Сизова Э.А.

Шуйская Т.А.

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение  правильной речью имеет  важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации. 

Практический аспект занятий состоит в предупреж­дении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного  умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова  в предложении, самостоятельно строить  предложения из данных слов, использовать приготов­ленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.

Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости  слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выс­тупает для ребенка как постоянный конкретный раз­дражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и оконча­ния являются для ребенка меняющимся окружением 

основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми.

Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

В случае тяжелого недоразвития речи дети дли-
тельное время не усваивают синтаксического значение
падежа. Нередко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц. Выбираемая грамматическая форма слова чаще
всего находится в прямой зависимости от общего
уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строй речи.   

Коррекционную работу по грамматике с детьми,  имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует  предлагать  различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий:

- Систематическое проведение занятий

- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности

- Подчинённость заданий выбранной темы

-  Вариативность упражнений

-  Развитие и воспитание внимания.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.

Полезно хоровое проговаривание . Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:

1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц

2) наглядно показать, что предложение состоит из слов  (использовать полоску бумаги

3)определение первого, последнего слова в предложении

4) определение количества слов в предложении
5) определение главного (кто? что? – И.п./ слова в предложении.

6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления

7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; .
8) учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений
Повторять первое, второе, третье предложение.

9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.









Работа над предложением.

Именительный падеж.

Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно.

— Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два.

— Чтобы вы запомнили эти слова, вместо перво­го слова поставим картинку (девочка), а второе сло­во заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: — «Девочка играет» — Кто играет? — Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте сло­ва в предложении. Сколько слов? Какое первое (вто­рое) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, палочки.

Логопед показывает детям картинки:

Бабушка сидит.

Бабушка вяжет чулки.

Девочка ест суп.

Девочка играет.

Предлагается из палочек составить схему предложения.

- Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении.

Какое это слово? (указывается первое слово)

- Что говорится о бабушке? (сидит)

Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схе­му палочками.

Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложе­ние — длинную».

Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит.

2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной по­лоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:

Белка песенки поет.

Какое слово по порядку? »

Оборудование: сюжетные картинки.

Дети рассматривают сюжетные картинки, состав­ляют предложения из трех слов. Например:

Мама стирает белье.

Мальчик рисует дом. И т. д.

Дети считают количество слов. Затем произно­сят каждое слово в предложении по очереди 1-й ребенок: мама; 2-й ребенок: стирает; 3-й ребенок: белье.

Затем все предложение воспроизводят целиком. Са­мостоятельно придумывают предложение из трех слов.

Запиши предложение»

Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.

1 У детей предметные картинки. Но ним они со­ставляют предложение из двух слов.

«Девочка идет» — Сколько слов в предложении?

— Два. — Назови первое слово. — Девочка.

— Назови второе слово. — Идет.

— Запиши это предложение. Вместо слова «де­вочка» положи картинку, вместо слова «идет» — полоску бумаги.

2 Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зай­ка — картинка) = (морковку — картинка). Вме­сто слова «грызет» — полоска бумаги. Какое первое (второе, третье) слово?

Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложе­ния. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.

Логопед убирает первую полоску. Предлагает Про­читать предложение.

«___ поливает.»

-Получилось предложение? —Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая по­лоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? — Что делает Маша. Полоска возвращается. Предло­жение воспроизводится. Затем составляется пред­ложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Раз­бор тот же.

Маша - растеряша»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит: «Где же, где мои___, обыщу все угол­ки. Их на__ нет, и под____нет. На____нет, под___нет. Да вот же они у____ — кроватке»

Вы поняли, о чем говорит Маша?

Нет, потому что Маша пропускала слова.

- Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рас­сказывают.

Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации состав­ляют предложение.

- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.

— Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д.

Составление предложение по картинке»

Оборудование: сюжетная картинка.

Дети рассматривают картинку.

— Кто нарисован на картинке? (Девочка).

— Как мы ее назовем? (Света).

— Составьте предложение про Свету. Что она делает?

— Света подметает пол.

— Где Света подметает пол? (В комнате).

— Чем Света подметает пол? (Веником).

— Скажите предложение целиком.

— В комнате Света подметает пол веником.

Игра «Интонация».

При понижении голоса надо хлопнуть в ладо­ши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). За­тем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил, сильны дождь дети укрылись в шалаш.

Деформированный текст».

Детям предлагается составите предложения из слов

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, Зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...