Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медико-биологические аспекты экологических проблем человека.




Получая от окружающей среды сред­ства к существованию в таком количестве, которое полностью восста­навливалось за счет естественных процессов биотического круговорота, люди возвращали в биосферу то, что использовали другие организмы для своей жизнедеятельности. Универсальная способность микро организмов разрушать органическое вещество, а растений — превращать минеральные вещества в органические обеспечивала включение продуктов хозяйственной деятельности людей в биотический круго­ворот. В настоящее время человек извлекает из биосферы сырье в значи­тельном и все возрастающем количестве, а современные промышлен­ность и сельское хозяйство производят или применяют вещества, не только не используемые другими видами организмов, но нередко и ядовитые. В результате этого биотический круговорот становится незамкнутым. Вода, атмосфера, почвы загрязняются отходами произ­водства, вырубаются леса, истребляются дикие животные, разрушаются природные биогеоценозы. В настоящее время челове­чество стоит перед возможностью экологического кризиса. Основные пути воздейст­вия людей на природу заключаются в расходовании естественных богатств в виде минерального сырья, почв, водных ресурсов; загряз­нении среды, истреблении видов, разрушении биогеоценозов.

 

Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени.

Идея единства мира живых существ находит свое подтверждение также в экологических исследованиях, относящихся главным образом к XX в. Представления о биоценозе (В. Н. Сукачев) или экологической системе (А. Тенсли) раскрывают универсальный механизм обеспече­ния важнейшего свойства живого — постоянно происходящего в при­роде обмена веществ и энергии. Названный обмен возможен только в случае сосуществования на одной территории и постоянного взаимо­действия организмов разного плана строения (продуцентов, консументов, деструкторов) и уровня организации. Учение о биосферен ноосфере (В. И. Вернадский) раскрывает место и планетарную роль живых форм, включая человека, в природе, так же как и возможные последствия ее преобразования людьми. Каждый крупный шаг на пути познания фундаментальных законов жизни неизменно оказывал влияние на состояние медицины, приводил к пересмотру содержания и понимания механизмов патологических процессов. Соответственно пересматривались принципы организации лечебной и профилактической медицины, методы диагностики и лечения. Так, исходя из клеточной теории и разрабатывая ее дальше, Р. Вирхов создал концепцию клеточной патологии (1858), которая на долгое время определила главные пути развития медицины. Эта концепция, прида­вая особое значение в течении патологических состояний структурно-химическим изменениям на клеточном уровне, способствовала возникновению в практическом здравоохранении паталогоанатомической, службы.

 

 

Закономерности проявления свойств живого в развитии и структурно-функциональной организации органов и тканей организма человека.

Обязательные свойства жизни более подроб­но. Живым существам присущ особый способ взаимодействия с окру­жающей средой —обмен веществ. Его содержание составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анабо­лизм) и диссимиляции (катаболизм). Результатом ассимиляции является образование и обновление структур организма, диссимиляции — рас­щепление органических соединений с целью обеспечения различных сторон жизнедеятельности необходимыми веществами и энергией. Для осуществления обмена веществ необходим постоянный приток опре­деленных веществ извне; некоторые продукты диссимиляции выделя­ются во внешнюю среду. Таким образом, организм является по отношению к окружающей среде открытой системой. Он способен противостоять нарастанию энтропии, сохранять высокий уровень упорядоченности. Хранение информации в ДНК, утилизация ее в процессе жизнеде­ятельности путем переноса на белки и далее на различные биологиче­ские структуры находят свое отражение в наличии генотипа и фенотипа} что также обязательно для всех живых существ. Воплощение исходной наследственной информации генотипа в информацию рабо­чих структур организма происходит в процессе онтогенеза — индивиду­ального развития, типичного для живых форм. В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту.

 

 

Задачи биологии человека, как базисной дисциплины в системе естественнонаучной и профессиональной подготовки врача широкого профиля.

Биологическая подготовка играет принципиальную и все более возрастающую роль в структуре медицинского образования. Будучи фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, биология рас­крывает закономерности возникновения и развития, а также необхо­димые условия сохранения жизни как особого явления природы нашей планеты. Человек, отличаясь несомненным своеобразием в сравнении с другими живыми формами, тем не менее, представляет собой зако­номерный результат и этап развития жизни на Земле, поэтому само его существование прямо зависит от общебиологических (молекуляр­ных, клеточных, системных) механизмов жизнедеятельности. Велика роль курса биологии не только в естественнонаучной, но и в мировоззренческой подготовке врача. Предлагаемый1 материал учит разумному и осознанно внимательному отношению к окружающей природе, себе самому и окружающим как части этой природы, спо­собствует выработке критической оценки последствий воздействия человека на среду обитания. Биологические знания воспитывают бережное и уважительное отношение к детям и лицам преклонного возраста. Открывшаяся на рубеже веков в связи с развитием геномики возможность активно и фактически произвольно изменять генетиче­скую конституцию людей неизмеримо увеличивает ответственность врача, требуя от него неукоснительного следования этическим нормам, гарантирующим соблюдение интересов пациента.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 604.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...