Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начало «эпохи дворцовых переворотов». Попытка ликвидации самодержавия.




Эпохой дворцовых переворотов называют временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия (после смерти Петра I), когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами либо придворными дворцовых переворотов. Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. В условиях абсолютной монархии дворцовый переворот оказывался единственным действенным способом обратной связи между верховной властью и обществом, точнее, его дворянской верхушкой. С 1725 по 1761г. на русском престоле побывали вдова Петра Екатерина I (1725—1727), его внук Петр II (1727—1730), племянница герцогиня курляндская Анна Иоанновна (1730—1740), сын её племянницы младенец Иван Антонович (1740—1741), дочь Петра I Елизавета Петровна (1741—1761), внук Петра по материнской линии герцог голштинский Петр III (1761- 1762). Жена Петра III Екатерина II также взошла на престол путём государственного переворота.

   В 1722 г. Петр I отменил порядок престолонаследия по завещанию или соборным назначением, заменив его личным назначением. Но назначить преемника он не успел. После его смерти столкнулись представители родовой знати (Голицыны, Долгорукие), признававшие наследником внука Петра I, и чиновная власть, сделавшая ставку на Екатерину I, и выигравшая эту борьбу с помощью гвардейских полков. Дворянские гвардейские полки с этого времени превратились в основное орудие борьбы между соперничавшими группировками. Все лица, попадавшие на престол путем дворцового переворота, не обходились без опоры на гвардию. В этих условиях не могло быть и речи о продолжении крупных реформ.

   

Фактическим правителем страны стал А. Д. Меншиков. Для помощи императрице в управлении страной был создан Верховный тайный совет — высший государственный орган. После смерти Екатерины I в 1727 г., императором, согласно ее завещанию, провозглашается внук Петра I — Петра Алексеевича, а к Верховному тайному совету, фактически к А.Д.Меньшикову, перешли функции регента. Внезапная смерть пятнадцатилетнего Петра II дала верховникам (Членам верховного тайного совета) шанс осуществить мечту: поставить самодержца под контроль аристократии не только фактически (как при Петре II), но и юридически. Именно поэтому они остановили свой выбор на герцогине курляндской Анне. Ей было предложено подписать кондиции: новой царице предписывалось править совместно с Верховным тайным советом, не смея без его согласия начинать войну, заключать мир, вводить подати, не жаловать новых земель, не производить в высшие военные и придворные чины. Карой за неисполнение кондиций было лишение престола. То есть при формальном сохранении монархии в России утвердилась бы олигархия. Анна Иоанновна кондиции подписала, но, прибыв в Москву и разобравшись в настроениях дворянства их разорвала и объявила о намерении править самодержавно. Десятилетнее правление Анны Иоанновны обычно определяют понятием «бироновщина» (от имени ее фаворита немца Э. И. Бирона). Засилье немцев на высших государственных должностях возмущало русское дворянство. Своим преемником императрица назвала двухмесячного ребёнка, Иоанна Антоновича. После её смерти оставалось решить, кто будет регентом до его совершеннолетия, и Бирон смог собрать голоса в свою пользу. Новый переворот, блестяще осуществленный гвардией, привел на престол дочь Петра I Елизавету. Последний раз гвардейские полки сказали свое веское слово в 1762 г., когда был свергнут с престола Петр III, официальный наследник Елизаветы Петровны, и провозглашена императрицей Екатериной II его жена.

 

Власть переходила из одних рук в другие прихотливо и непредсказуемо. Столичная гвардия по собственному разумению решала, кому передать трон и корону. Нет ничего удивительного в том, что дворянство сумело добиться исполнения многих желаний. Исчезли различия между вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дворянства, оно получило огромную судебно-полицейскую власть над крестьянами, право ссылать их в Сибирь без суда, продавать без земли. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянства, освободивший дворян от обязательной службы.

 

В чем же состояла сущность эпохи дворцовых переворотов? С одной стороны, это была реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования. Однако послепетровское время сформировало новое дворянство, которое осознало свои значение и возможности, добилось признания своих вольностей и привилегией.

 

В изображении русских и советских историков (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, Н.Я. Эйдельман и др.) этот период был значительным шагом назад в развитии русской государственности по сравнению с кипучей деятельностью Петра. Бироновщина, например, трактовалась как особо свирепый режим, сходный с опричниной Ивана Грозного. В работах современных историков (Д.Н. Шанский, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский) намечается отказ от таких однозначных оценок, признание, хотя и противоречивого, развития русской государственности.

 

Билет№34.

Царствование Анны Иоанновны: традиционный и новый взгляды на его место в истории России.     В отечественной историографии имеются две позиции по характеристике Царствования Анны Иоанновны. Одна из них берет свое начало еще в 18 веке и до сих пор еще сохраняет свою актуальность, поэтому назовем ее традиционной. Именно в традиционной оценке рассматриваемого периода мы находим большое количество стереотипов, до настоящего времени мешающих его изучению. Основным является стереотип «бироновщины» и «немецкого засилья». Большая часть историков 19-20вв. придерживалась этой позиции. Это Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, В. Андреев, С. Ф. Платонов и другие не менее известные исследователи. Стремление представить правление Анны как время попрания национальных интересов прослеживается уже в первых шагах императрицы Елизаветы Петровны, стремившейся оправдать тем самым совершенный ею государственный переворот 1741 года.

Сравнительно недавно, в конце прошлого века ей на смену пришла другая концепция. Начало ей было положено исследованием В.Н. Строева еще в начале двадцатого века. В своей работе «Бироновщина и кабинет министров», он подверг ревизии устоявшийся в историографии образ императрицы, а так же тезис о «засилье иностранцев». На сегодняшний день эта концепция набирает силу и привлекает к себе внимание все большего числа исследователей. Работы Е.В. Анисимова, Т.В. Черниковой и других современных историков, открыли целый ряд вопросов еще практически незатронутых историческим исследованием. Опровергнув представление о времени Анны Иоанновны, как о «темном пятне в Российской истории», они представили проблему в совершенно другом ракурсе. Так, Е.В. Анисимов в своей работе « Анна Иоанновна» опроверг ряд историографических мифов, таких как: « немецкое засилье», « торговля интересами страны» в правление Анны Иоанновны, « бироновщина», как крайне репрессивный режим, и т.д.

После скоропостижной смерти Петра II, верховники решили пригласить на престол племянницу Петра I, курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, оговорив ее воцарение рядом условий - кондиций. Согласно им, без ведома тайного совета императрице запрещалось объявлять войну и заключать мир, формировать государственный бюджет, вводить новые налоги, производить в чины выше полковничьего, жаловать или отнимать вотчины без суда, назначать себе преемника. Если бы Анна приняла эти условия, Россией бы стал управлять верховный тайный совет. То есть при формальном сохранении монархии в России утвердилась бы олигархия. О проекте восьми верховников узнало дворянство (благородное шляхетство), бывшее политически активной частью общества. Дворянство подчиняться нескольким знатным господам не желало, попросило Анну Иоанновну править самодержавно. Смена формы власти не состоялась. Наступило царствование Анны Иоанновны (1730-1740 год). Она не интересовалась образованием и политикой, любила охоту и шутов. Реальную тяжесть управления нес на себе кабинет министров.

Был и негласный правитель государства при Анне – Бирон, её фаворит и его слово значило очень много (это слово было очень часто дельное). Был умён, осторожен, расчетлив. Годы правления Анны называют бироновщиной.

С 1725 – 1741 годы – традиционно считают тяжёлым и мрачным периодом в жизни России, периодом террора, небывалого засилья иностранцев, которые якобы попирали российские интересы, подавляли русских и т.д. Однако именно во времена Анны Иоанновны были изданы правительственные постановления о недопущении особых привилегий для иностранцев, принимаемых на русскую службу. Русские офицеры стали получать столько же, сколько и иностранные, в то время как при Петре I иностранцы-офицеры получали в два раза больше русских.

Государственная машина работала так, как настроил её Петр 1. Десятилетнее царствование Анны Иоанновны с внешней стороны представлялось современникам как бы продолжением славного царствования Петра Великого, как по внешней, так и по внутренней политике. Действительно, среди западноевропейских держав Россия в ее царствование не только удержала положение, занятое ей при первом императоре, но еще более закрепила его (например именно в это время Россия заняла первое место по выплавке чугуна). Решающее участие в судьбах Польши (война за польское наследство), укрепление своего положения на Балтийском море, победы над Турцией — все это такие явления, которые в глазах Европ держав тридцатых годов XVIII в. ставили Россию на подобающую ей высоту и заставляли признавать ее силу.

 

Билет№35.

Россия при Елизавете Петровне: характерные черты эпохи.

25 ноября 1741 года гренадёрская рота лейб-гвардии Преображенского полка произвела переворот и сделала императрицей дочь Петра I – Елизавету Петровну. Правила она 20 лет, 1741-1761гг. Её правление стало олицетворением эпохи барокко (чувственность, пышность, наслаждение, радость). В политике Елизавета вела себя по-женски, руководствовалась чувствами, настроением минуты. Государственными делами она занималась нечасто, но всё-таки занималась, а что самое главное – не мешала работать сенату, который вновь стал высшим органом управления, как это было при Петре I. Царствование Елизаветы называют золотым веком сената.

Елизавете нужно было как-то обосновать своё незаконное восшествие на престол, поэтому именно при ней предшествовавшую эпоху (времена Анны Иоанновны, Ивана VI) стали изображать как мрачное тяжёлое время.      

Возвращение к петровским традициям – одна из самых характерных черт эпохи царствования Елизаветы Петровны. Можно даже сказать, что эпоха эта проходила под лозунгом: назад к Петру Великому. Но так как на сущность петровских реформ никто и не покушался, то всё вылилось в копирование всевозможных мелочей, свойственных петровской эпохе (к примеру, возвращение 6 чинов на флоте вместо 4 аннинских), мелочей, как разумных, так и не очень.

Но есть существенное различие между елизаветинской и петровской эпохами – изменение культурной политики государства. Как известно, при Пётре ценились естественные науки, технические знания, а при Елизавете же предпочитали науки гуманитарные (литературу, искусство). При ней государство не жалеет денег, чтобы завести в 1748 году придворную оперу, в 1756 году – первый в России профессиональный театр, в 1757 году – Академию Художеств. При дворе в моду входит французский язык, язык изящной литературы. Символом елизаветинской эпохи в этом смысле может быть назван последний из её фаворитов – И.И. Шувалов, который был первым президентом Академии Художеств. Именно он своей организаторской работой помог Ломоносову организовать университет. При Елизавете свершившимся фактом стало то, что культура утратила религиозный характер, стала светской.

 

В общем всё это значит, что у России была возможность заниматься искусством. Армия, флот, промышленность уже были созданы. Наступило довольно стабильное время, появилась возможность отдохнуть после бурной суровой эпохи Петра I. Это также является характерной чертой елизаветинской эпохи.

Закончилась эпоха Семилетней войной (хотя для России она длилась 5 лет, 1757-1762гг.). Это война с Пруссией, могущество которой возрастало. Россия войну выиграла, но ценой очень большой крови.

По мнению Н.М. Карамзина: «…Счастье, благоприятствуя мягкосердной Елизавете в ее правление, спасло Россию от тех чрезвычайных зол, коих не может отвратить никакая мудрость человеческая, но счастие не могло спасти государства от алчного корыстного П.И.Шувалова. Ужасные монополии сего времени долго жили в памяти народа, утесняемого для выгоды частных людей и ко вреду самой казны.Многие из заведений Петра Великого пришли в упадок от небрежия, и вообще царствование Елизаветы не прославилось ни какими блестящими деяниями ума государственного.<...>Как при Анне, так и при Елизавете, Россия текла путем, предписанным ей рукою Петра, более и более удаляясь от своих древних нравов и сообразуясь с европейскими.»

Итак, характерные черты: Сенат вновь стал высшим органом управления; подражание петровской эпохе; изменение культурной политики государства; наступила возможность «отдышаться», стабильное время; Семилетняя война, самая кровопролитная за 18 век для России.

 

Билет№36.

Екатерина II как личность и государственный деятель. Екатерининская эпоха как время реформ.

Екатерина II Великая царствовала последнюю треть 18 века, 1762-1796гг. Она была чистокровной немкой и никаких прав на престол в общем-то не имела. Но при этом она оказалась на своём месте, у неё было всё, что необходимо хорошему правителю: обширный, гибкий, дальновидный ум, трудолюбие, огромная работоспособность и настойчивость в достижении целей. Например, у неё была цель - понравиться русскому народу. Она изучала русский язык, обычаи, историю, и в результате никто в России не воспринимал её как иностранку, она осталась в памяти как «матушка Екатерина». Екатерина обладала очень большими знаниями в разных областях (это было результатом самообразования), много читала. Она обладала ещё одним необходимым качеством – умением работать с людьми. Отмечали её спокойный ровный характер, терпение, обаятельность и любезность. Она была незаурядным государственным деятелем.

Впервые после Петра I на престоле оказался действительно выдающийся государственный деятель. Целью её политики было достижение общего блага. Она считала, что обеспечить его может только сильное государство. Эпоха Екатерины – это эпоха крупных реформ, направленных на укрепление государства, как и петровская. Но методы проведения этих реформ отличались от петровских. Екатерина действовала постепенно, соглашалась на компромиссы, считалась с людьми. Ей не нужно было ничего «радикально ломать», это за неё уже сделал Петр. Её реформы были не такими крупными, как у Петра, однако в совокупности они позволяют назвать Екатерининскую эпоху – эпохой реформ. У Екатерины была чёткая программа действий по достижению всеобщего блага. В программу эту входило (из черновых деловых записок самой Екатерины): 1) просветить нацию (она основывалась на учении Монтескьё, Руссо и других), 2)наладить жизнь общества на основе разумных законов (сделать основой жизни закон), 3)создать дееспособную полицию, 4) сделать государство богатым, 5)сделать государство могущественным настолько, чтобы никто не дерзал с ним не считаться.

Была попытка выработать новый свод законов, при этом к этому государственному делу были призваны выборные депутаты (от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, чиновников центральных учреждений, представителей этнических меньшинств), которые в июле 1767 года образовали Уложенную комиссию. Но её деятельность в итоге зашла в тупик, из-за сословных противоречий. Комиссию пришлось распустить в ноябре 1768 года из-за неэффективности. Екатерина была противницей крепостного права, однако именно при её правлении крепостничество не только осталось, но и достигло апогея своего развития. Как здравомыслящий политик она понимала, что отменить его было невозможно (после пугачёвщины она поняла, что крестьянство тёмно и непросвещённо, озлоблено, оно не сможет управлять свободой). При ней был реализован манифест о вольности дворянства – дворяне освобождались от обязательной службы государству. Это значило, что дворяне теперь кормились за счёт крестьян, в результате чего за царствование Екатерины подати с крестьян увеличились в 12 раз.

Последние 20 лет правления Екатерины можно назвать Золотым веком русского дворянства. Екатерина дала дворянству корпоративную сословную организацию, то есть дворяне каждого уезда стали образовывать уездное дворянское собрание во главе с выбранным уездным предводителем дворянства. А дворянство каждой губернии образовывало губернское дворянское собрание во главе с губернским предводителем дворянства, который имел право личного приёма у монарха. Екатерина отдала этим дворянским собраниям всю реальную власть на местах. В 1775 году Екатерина II провела губернскую реформу – новое административно-территориальное деление (оно просуществовало 150 лет). Раньше было 3 уровня – губерния, провинция и уезд. Теперь остались лишь губерния и уезд. По этой реформе все стороны местного самоуправления были официально регламентированы, а значит, качество управления возросло. Кроме того, эта реформа отделила судебную власть от административной.

В 1785 году Жалованная грамота городам – закон, согласно которому появилась очень сложная система городского самоуправления, но всё же вся реальная власть была в руках городничего. Екатерина разделила горожан на 2 сословия – купцов и мещан (больше 500 рублей капитала - купец).

Ещё в 1764 году Екатерина осуществила секуляризацию церковных имений. Она считала, что сильная церковь не вписывается в идеал, который создали просветители. И теперь церковь зависела от государства не только политически, но и экономически, так как архиереи теперь были на госбюджетном финансировании.

В 1782 году появилась профессиональная полиция (раньше её функции исполняли солдаты).

В 1775 году указ Екатерины II о свободе частного предпринимательства. Теперь открывать торговые и промышленные предприятия можно было всем (смысл в том, что сделать государство богатым, можно лишь сделав богатым его подданных).

В 1766 году Екатерина запретила предпринимателям не дворянам покупать крепостных, это привело к тому, что стала использоваться вольнонаёмная рабочая сила. К тому моменту этой силы было гораздо больше, чем при Петре, так как в России стал активно формироваться рынок. Регионы стали специализироваться на производстве чего-то одного. На производстве зерна и хлеба специализировались районы Центрального Черноземья и Поволжья, а остальные перестали мучаться с земледелием и уходили на заработки в город.

Налоги при Екатерине не росли, так как население государства увеличилось раз в полтора за счёт присоединения обширных территорий на западе. С 1769 года печатаются бумажные деньги, а с 1772 – большие бумажные деньги. Теперь идёт двойной счёт денег – на рубли и на ассигнации.

Для решения первой из поставленных задач (просвещения нации) Екатерина в 1786 году впервые в истории России создаёт сеть общеобразовательных средних школ (2х и 4х классные народные училища) для любых сословий.

 

Большинство дореволюционных историков считали вторую половину ХVIII в. «золотым веком» Российской империи и рассматривали это время как важный этап в развитии российской государственности и дальнейшей европеизации страны. В исторической литературе этот период русской истории также получил название «просвещенного абсолютизма». Так оценивали екатерининскую эпоху, например, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, А.С. Лаппо-Данилевский. Более критичную позицию занимали В.О. Ключевский, А.А. Кизиветтер, В.И. Семевский.

 

Билет№37.

Екатерининская эпоха в истории русской культуры.

Успехи в области просвещения нации в екатерининскую эпоху были очень большие. Во-первых, Екатерина II в 1786 году создаёт впервые в истории России сеть общеобразовательных средних школ. Это были 2х и 4х классные народные училища, в которые принимались дети из любых сословий. Школ этих было немного, но это уже дало толчок к развитию образования. Вместе с тем, как пишет историк Казимир Валишевский, «Начало народному образованию в том виде, как оно существует теперь в России, было положено учебными заведениями, открытыми в Петербурге Новиковым, которого Екатерина считала врагом и вознаградила тюрьмой и цепями за его труд на благо России»

Помимо Императорской Академии Наук (где изучались точные естественные науки), при Екатерине создаётся Российская Академия, занимающаяся изучением наук гуманитарных.

При Екатерине II формируется культурная среда, когда появилось огромное количество ценителей литературы, музыки, живописи. Большую роль в этом сыграл манифест о вольности дворянства (подписанный 18 февраля 1762 года Петром III, но реализованный при Екатерине). Дворянам (у кого был независимый источник доходов) не нужно было больше служить, и у них появилось много свободного времени, возможность побывать за границей, расширить кругозор, развить художественный вкус. И постепенно нормой жизни для дворянства становится чтение, изучение иностранных языков, увлечение музыкой, живописью. Однако, как пишет К.Валишевский, Екатерина окружила себя «посредственностями из иностранных художников» (Бромптон, Кениг и др.), бросив на произвол судьбы талантливых русских художников и скульпторов. «В общем, национальное искусство, — заключает Валишевский, — обязано Екатерине только несколькими моделями Эрмитажа, послужившими для изучения и подражания русским художникам. Но, кроме этих моделей, она не дала ему ничего: даже куска хлеба».

В культуре общества сказался личный пример Екатерины II, её двора, где ценились интеллект, образованность, утончённость. При Екатерине среди дворянства стали формироваться представления о чести и достоинстве как о высших ценностях. Всё от того, что она проявляла гуманность во всём и запретила, например, подписывать челобитные «раб» (теперь подписывали «подданный»). В верхах исчезают такие типы чиновников как Меньшиков или Волынский. Никто не кроет подчинённых матом и не напускает на гостей медведя.

Постоянным фактором русской жизни становится публицистика. Частные лица начинают издавать литературные журналы, где обсуждают текущие проблемы в жизни, полемизируют друг с другом. Поддерживая это, Екатерина в 1783 году провозглашает свободу книгоиздательства (расширяется сеть типографий, растёт число изданий)

Но в то же время при Екатерине II стал заметен культурный раскол между верхами и низами русского общества. Низы остались при старорусской допетровской культуре, а верхи уже до невозможности пропитались культурой западноевропейской.

Билет№38.

Екатерининская эпоха как «славный век военных споров».

В программу Екатерины II входил пункт - сделать государство могущественным, чтобы с ним считались все остальные государства. И успехи на этом поприще были блестящими. Екатерининская эпоха – это эпоха успехов русского оружия и русской дипломатии, которые были достигнуты сравнительно небольшой ценой. В 1769 году утверждается орден Святого Георгия (чисто военная, наиболее ценимая награда). Характерной чертой является то, что в роли государственного гимна при Екатерине начинают использовать полонез «Гром победы раздавайся».

 В результате двух русско-турецких войн Россия получила прямой выход к Чёрному морю. Также оказались присоединены всё Северное Причерноморье и Приазовье (раньше эти земли принадлежали Крымскому ханству, а теперь получили название Новороссия). Всё это ,освоение этих земель, ликвидация Крымского ханства, присоединение Крымского полуострова , заслуги Потёмкина, которого вполне можно назвать самым выдающимся после Петра государственным деятелем XVIII века. По мнению многих историков, эти завоевания являются главным достижением царствования Екатерины II. Вместе с тем, ряд историков (К.Валишевский, В. О. Ключевский и др.) и современников (Фридрих II, французские министры и др.) объясняли «удивительные» победы России над Турцией не столько силой русской армии и флота, которые были ещё довольно слабыми и плохо организованными, сколько следствием чрезвычайного разложения в этот период турецкой армии и государства.

В результате трёх русско-польских войн (главные победы в которых одержал Суворов) и трёх разделов Речи Посполитой (Россией, Пруссией и Австрийской Империей) была практически выполнена программа Ивана III, то есть в состав России были включены почти все земли бывшей Древней Руси. В результате раздела Речи Посполитой в состав России вошли Белоруссия и правобережная Малороссия, а также Литва, Западная Латвия и Восточная Латвия. Теперь вне состава Российской Империи остались лишь бывшие древнерусские Галицкая земля и западная часть Волынской земли.

Швеции захотела взять реванш за Северную войну. Русско-шведская война 1788-1790 гг. проходит одновременно с войной русско-турецкой. Мощный шведский флот идёт на Петербург, а войск там нет, все на юге. Война заканчивается мирным соглашением сторон.

Устремлённость вперёд, неукротимость, безудержный натиск – вот характерные приметы того времени. И их олицетворяет полководческое искусство Суворова, согласно которому победа в войне достигается не маневренностью, а сражением, в котором уничтожается армия противника (а победа в сражении не только огнём, как это принято было тогда на Западе, но и штыком).

Подводя итоги внешней политики России во второй половине ХVIII в., нужно отметить, что Екатерина блестяще завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой державы. Значительные территориальные приобретения, одна из ведущих ролей в мировой политике позволяли России действовать в своих интересах при решении любых мировых вопросов. В то же время успехи внешней политики законсервировали крепостной режим. Интеграция вновь приобретенных территорий в Российскую империю обостряла межнациональные отношения и усиливала антирусские настроения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...