Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Брестская уния и ее последствия. Раскол в Русской православной церкви.




В первой половине XVII века Малая Россия, Белая Россия и Литва входили в состав Речи Посполитой. Иерархи православной церкви получали кафедры от короля РП, католика, следовательно, епископами часто становились случайные люди, которые не почитали православные традиции, которым мешали православные городские братства. Они мечтали получить права католических епископов.

В октябре 1596 г. была подписана Брестская уния («брестская» т.к. была оформлена в соборе в Бресте) между православными и католическими церквями. Согласно ей православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. После 1596 года на территории Речи Посполитой началось гонение на православие. В 1633 году восстание православных запорожских казаков заставило снять эти гонения, но утеснения остались, т.к. дворяне оставались хозяевами внутри своих имений. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление религиозных и культурных связей украинцев и белорусов с русским народом. Заключение Брестской унии привело к созданию украинской Греко-Католической, униатской «церкви-гибрида».

 В 1648г. началось восстание под руководством Богдана Хмельницкого, который добился автономии малой России в 1649 г. Король Польши начал войну с Богданом, Богдан попросил помощи у московского царя. В октябре 1653 г. Земский собор решил уважить просьбу малороссиян. В январь 1654 г. та часть малой России, которая контролировалась Хмельницким, вошла в территорию Российского государства. Из-за присоединения части малой России, из-за того, что Россия уважила просьбу Хмельницкого, война продолжалась в течение 13 лет (1654-1667 гг.). После 13 лет борьбы Россия удержала Киев и левобережную Украину.

Косвенными последствиями стали: нехватка денег в казне, дополнительная эмиссия, первая в России инфляция, породившая недовольства в массах, что привело к «Медному бунту» (выпуск медных монет взамен серебряных). После отмены медных денег повысились налоги, что являлось одной из причин восстания Степана Разина.

 

Церковная реформа диктовалась необходимостью централизации церкви. Нужно было укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства, в связи с расширением связей с Украиной требовало единой обрядности, книгопечатание открывало возможности унификации церковных книг.

Патриарх Никон проводит реформирование (примерно 1656 г.) Православной церкви по образцу Греческой в условиях массового народного недовольства. Довольно сильно меняется обрядность; изменения становятся для многих принципиальными – происходит раскол в обществе (этносе) и церкви на старообрядцев и православных (вера для человека XVII в.- один из важнейших жизненных ориентиров). Начинаются гонения (по настоянию греческих патриархов) на старообрядцев (1666-1667гг.). Более 10 тысяч человек бежали, более 10 тысяч было сожжено.

Обстановка в стране складывалась тревожная. Монахи Соловецкого монастыря подняли восстание (1668- 1676 гг.), не желая принимать реформы Никона, называли их бесовскими. Все предвещало новые, более крупные волнения. 

Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, требовал от России ответа на вызов времени. Этим ответом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в.

 

Билет№27.

Начало модернизации России по западноевропейскому образцу. (До Петра I).

Вторая половина XVII века прошла в России под знаменем абсолютной монархии, как и в большинстве европейских стран того времени. Последний раз Земский собор был собран в 1652 г. Боярская Дума состояла из людей, привыкших быть управляемыми и во всем соглашавшихся с царем.

Произошло укрепление военной мощи страны (как в большинстве европейских стран того времени), использовался западноевропейского опыта в формировании полков (солдаты, рейтеры, драгуны), была образована более стройная система иерархии, была создана Немецкая слобода (иноземные офицеры, инженеры, оружейники) – островок Европы. Это было уже не поместное войско, но уже некое подобие постоянной армии.

 В культуре тоже произошли сдвиги, стали перениматься многие традиции Запада - органы в церквях, театральные постановки (для них привлекали иностранных актеров, репетировали на русском и немецком языках), тяга к образованию западного образца (основание в 1687 г. Славяно-Греко-Латинской Академии). Происходит расширение кругозора русского человека, изголодавшегося по новым знаниям и впечатлением, которому не хватало «пища для ума».

Посредниками между западными знаниями и русским человеком были малороссийский монахи, окончившие европеизированные школы, но бывшие православными и культурно близкими русским обывателям. Они же способствовали знакомству с польской культурой – начинается увлечение московских верхов польским языком и модой.

Расширился круг грамотных россиян. Теперь это не только священники и приказные люди, но уже и дворяне и посадские люди, а иногда крестьяне и холопы. В Москве создаются первые частные школы, во второй половине 17 в. открыто несколько государственных школ. 

При Алексее Михайловиче на службу активно привлекались иностранные специалисты – офицеры, дипломаты, оружейники, врачи, ювелиры, рудознатцы, учителя. Полки «нового строя», попытка заведения флота, расширение международных связей, прорыв к Балтике, укрепление высшей власти до уровня абсолютной, новые люди у власти, новые веяния в культурно-бытовой области – все это было присуще временам Алексея Михайловича. Это – прямое предвестие эпохи Петра Великого.

Символ переходного времени – дети Алексея Михайловича - Федор Алексеевич, ученик Симеона Полоцкого, всесторонне и светски образованный человек, и Софья, царевна «нового типа» - светская дама, а не затворница. При Федоре Алексеевиче была проведена военная реформа, произошло упрочнение центральной ветви власти, разрабатывались проекты вполне европеизированных реформ. Софья тоже получила по тем меркам весьма обширное образование. Именно она реализовала проект Федора – Славяно-греко-латинскую Академию.

 Подготовка почвы для петровских реформ (как раз во времена первых Романовых) произошла за счет интереса к достижениям западной Европы в областях науки, военного дела, образования, просвещения. Правящие слои общества, имевшие возможность путешествовать по Европе, с большей готовностью начинали перенимать новые веяния. Благодаря политике Алексея Михайловича и его детей были созданы условия для внедрения петровских реформ.

Билет№28.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...