Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие товара, стоимости и цены.В Э. науке различают категории «благо» и «товар».
Вещественные блага созданные природой или являются результатом производства. Услуги – эти блага воздействуют на способности к развитию человека. Э. блага характеризуются ограниченностью (их меньше, чем потребность в них). Неэкономические блага получаются бесплатно, и их количество достаточно для удовлетворения потребностей. Специфической формой Э. блага являются товар – Э. благо, произведенное для обмена.
Основные концепции экономистов по вопросу стоимости товара появились в 18-19 вв. Различают 3 подхода к определению стоимости. Первый подход основан на теории трудовой стоимости, предложенной Смитом, Рикардо и Марксом. Стоимость – это воплощенный в товаре общественный труд, который характеризуется общественно необходимыми затратами. Если индивидуальные затраты больше общественно-необходимых затрат, производитель терпит убытки. Второй подход (школа маржиналистов) – использовали категорию предельной полезности для определения ценности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность, определяет цену товара. При таком подходе преобладает субъективная оценка ценности блага. Третий подход был предложен А.Маршаллом. При определении цен он рассматривал два фактора: спрос (субъективная оценка) и предложение (издержки производства). Рыночная цена является результатом взаимодействия спроса и предложения. Третий подход представляет собой синтез первого и второго. Цена – денежное выражение стоимости товара, результат взаимодействия спроса и предложения. Рыночный механизм. В процессе реализации функции рынка, осуществляется его саморегуляция. Основными элементами саморегуляции рынка являются: цена, спрос, предложение, конкуренция. С их помощью рынок постоянно отвечает на вопросы: что производить, сколько, и по какой цене. Рыночный механизм – саморегуляция рынка через взаимодействие цен, спроса, предложения и конкуренции. РМ позволяет удовлетворять только те потребности, которые обеспечиваются деньгами. Спрос – платежеспособная потребность. Между ценой и спросом существует причинно-следственная связь (цена падает – спрос растет). Закон спроса – взаимосвязь между спросом и ценой.
Если цена увеличилась с P1 до P2, спрос уменьшился с Q1 до Q2 (изменение объема спроса). Если спрос меняется не под воздействием цены, а, например, из-за изменения числа покупателей, роста доходов, роста цен на товары-заменители, происходит сдвиг кривой спроса.
Предложение – количество товаров, которое производитель готов продать по определенной цене. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец готов продать товар. При неценовом изменении предложения происходит сдвиг кривой предложения (изменение цен на ресурсы, новые технологии, налоги).
Сопернечество между фирмами за более выгодные условия производства и сбыта – конкуренция – стимулирует рост производительности труда, внедрение новых технологий. Взаимодействие элементов рыночного механизма приводит к состоянию равновесия.
E0 – точка равновесия. P0 – равновесная цена. Q0 – равновесный объем выпуска товара. а – излишек потребителя, б – излишек производителя. Рассмотрим влияние мировой цены: Если P1 – мировая цена – ниже P0, то излишек потребителей увеличится, а производители будут вынуждены сократить производство с Q0 до Q1. Интервал Q1-Q2 – зона импорта. 20. Эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене Различают эластичный спрос
Факторы, влияющие на эластичность: 1. Наличие множества товаров-заменителей. Спрос будет эластичным (при повышении цены на кекс можно переключиться на булочки). 2. Удельный вес товара по цене в бюджете потребителя (чем дороже товар, тем более эластичный спрос). 3. Фактор времени (за короткий срок трудно отказаться от своих привычек (эластичность спроса мало изм.) со временем, если цена на электроэнергию растет, то можно меньше пользоваться электроприборами, или покупать менее энергоемкую технику). В США эластичность спроса на авто – 1,87; на хлеб – 0,15; на электричество – 0,13; одежда и обувь – 0,2.
21. Эластичность предложения. Аналогично с эластичностью предложения:
Различают эластичное предложение
На эластичность предложения, в большей мере, чем на спрос, влияет фактор времени. Выделяют 3 периода: мгновенный (S1), кратковременный (S2) и долгосрочный (S3). S1 – неэластичное предложение уже произведенного товара. S2 – производство реагирует на изменение цены. S3 – заменив оборудование, можно отказаться от производства одних товаров в пользу других. Также в долгосрочном периоде в отрасль входят другие производители (эластичность максимальна). 22. Рационалистическая и эволюционная концепции денег. Существует 2 концепции возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Первую концепцию впервые предложил Аристотель. По его мнению деньги – это результат соглашения между людьми. Ее разделяли Самуэльсон и Гелбрейт. Согласно второй концепции, деньги – продукт развития товарного производства и обмена. Маркс выделил 4 формы стоимости: 1. 2. Полная (развернутая). 3. Всеобщая форма. 4. Денежная. Деньги – это товар, потребительская стоимость которого состоит в том, чтобы быть всеобщим эквивалентом, выражать стоимость других товаров. Деньги, по сравнению с другими товарами, имеют наибольшую способность к обмену.
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |
|||||||||||||||||||||||||||