Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы изучения экономической жизни.




Метод – путь познания, способ исследования и получения научных результатов. Э наука применяет целый комплекс методов. Совокупность методов познания называется методологией.

1.Абстрагирование – выделение существенных сторон изучаемого явления и отвлечение от всего второстепенного и случайного.

2.Анализ – разделение сложных Э явлений на составные элементы.

3.Индукция – познание явления от частного к общему.

4.Дедукция – от общего к частному.

5.Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта (1.объект наблюдения, 2. субъект наблюдения, 3. средства наблюдения).

 

Цель наблюдения – получение знаний о внешних свойствах и отношениях объекта.

На стадии научного познания возможны 2 подхода (позитивный и нормативный). Позитивный анализ исходит из констатации факта, реальность рассматривается такой как есть (рост цены на товар ведет к снижению спроса на него). Нормативный подход предполагает оценку Э явлений как позитивных и негативных (высокие темпы роста инфляции рассм как негативный процесс). Нормативный анализ предлагает методы снижения инфляции до до приемлемого уровня – примерно 5%. Предположенные методы могут быть использованы в Э политике. Э процессы и явления имеют качественные и количественные характеристики, поэтому, в Э науке широко применяются статистические и математические методы исследования, в частности экономико-математическое моделирование. Эконом-мат модель – упрощенная картина реальности, которая позволяет сделать обобщение в абстрактной форме (в графической или в виде формул).

При заданном объеме ресурсов можно произвести либо 10 товаров А, либо 6 товаров В, либо их некоторые комбинации Х и У.


7. Общественное производство и его стадии.

Проблемами производства экономическая наука начала заниматься со времен физиократов. Последние считали общественным трудом только труд крестьян. Под производительным трудом понимался труд, создающий вещественные блага. Классики Смит и Риккардо расширили понятие производственного труда, включив в него труд промышленных рабочих. Современная наука делит производство на 2 части: материальное производство и услуги.

Материальноепроизводство– создание вещественных благ.

Услугаэто полезная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей.

К услугам относятся транспорт, связь и т.п.

Особенности услуг:

1) Неосязаемость (т.к. это процесс)

2) Неразрывность оказания услуги и ее потребления.

3) Невозможность хранения.

В процессе производства люди вступают с экономические отношения, это придает производству общественный характер.

В общественном производстве выделяется 2 типа отношений:

1) Взаимодействия людей с природой

2) Взаимодействие между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Первый тип отношений образует производственные силы, второй – систему производственных отношений.

 

                             Общественное производство

/

\

Производственные силы

Производственные отношения

/

|

\

 

Средства производства

Рабочая сила

Наука (технология)

   
/ \  

 

   
Средства труда Предметы труда  

 

   
             

 

Средства труда – это орудия труда, с помощью которых человек воздействует на предметы труда.

Предметы труда – это объекты, на которые направлено воздействие.

Рабочие силы – способность человека к труду.

Технология – научные методы достижения практических целей.

Общественное производство – процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей человека.

В общественном производстве выделяют 4 стадии:

1) Производство

2) Распределение

3) Обмен

4) Потребление

Производство – процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – формирование доли созданного общественного продукта, которую получает хозяйствующий субъект и другие структурные подразделения общества.

Обмен – движение материальных благ и услуг между производителями, и между производителями и потребителями.

Потребление– процесс удовлетворения потребностей.


8.Потребности и блага.

Потребность – нужда в чем-либо, побудительный мотив к действиям.

Классификация потребностей:

1) по критерию очередности удовлетворения.

– Первичные

– Вторичные

2) По возможностям производства.

– Абсолютные – ориентированы на предельные возможности производства.

– Действительные – могу быть удовлетворены при достигнутом уровне производства.

– Фактические – фактически удовлетворяемые.

3) Пирамида потребностей по Маслоу:

– является иллюстрацией закона возвышения потребностей – рост потребления приводит к увеличению потребностей.

 

Средства, удовлетворяющие потребности– блага.

Блага, которые ограничены – экономические блага.

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные).

Блага так же могут быть: настоящими и будущими (% по вкладам), прямые (потребительские) и косвенные (блага производства (пример - ресурсы)).


9. Ресурсы и проблема выбора.

Производственный процесс реализуется только при наличии ресурсов. К ним относятся: природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

1) Природные ресурсы: земля и ее недра, водные и лесные ресурсы. Мировые разведанные запасы нефти – 300 млрд. тонн, ежегодно добывается 3 млрд. тонн. Прогнозные запасы нефти – 800 млрд. тонн. Самым уязвимым ресурсом является пресная вода – 0.3% от общего объема гидросферы. Египет и Израиль выбирают в год до 80% своих пресных вод.

2) Материальные ресурсы – средства и предметы труда.

3) Трудовые ресурсы – население трудоспособного возраста.

4) Финансовые ресурсы: активы предприятий, банков, страховых и инвистиционных компаний, государств.

5) Информационные ресурсы – информация, востребованная производством.

Различают абсолютнуюи относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность ресурсов для удовлетворения потребностей в них всех членов общества. Под относительной ограниченностью – увеличение ресурса при уменьшении потребности в нем.

Ограниченность ресурсов порождает проблему выбора. Выбор – сопоставление результатов при различном использовании одинакового объема ресурса.

 

Альтернативы использования пашни в стране Х.

Возможности Картофель млн. т. Зерновые млн. т. Альт. издержки пр-ва зерна
A 30 0 0
B 28 1 2
C 24 2 4
D 18 3 6
E 10 4 8
F 0 5 10

 

Издержки одного блага, выраженные в другом, которыми пришлось пожертвовать при увеличении данного блага на 1, называются альтернативными издержками.

Рост альтернативных издержек (АИ) объясняется тем, что по мере увеличения производства зерновых приходится использовать менее пригодные под зерновые почвы, поэтому каждая тонна зерна требует больше альтернативных затрат. Точки A..F располагаются на границе производственных возможностей, которая представляется собой множество различных комбинаций при полном использовании ограниченного ресурса.

Точка К означает неэффективное использование ресурса, точка Т при имеющихся ресурсах недоступна.


10. Факторы производства.

Ресурсы, вовлекаемые в производство, становятся его факторами.

Земля, как фактор производства, это вовлеченные в производство природные ресурсы. Труд, как фактор производства, это рабочая сила, совокупность физических и умственных способностей к труду. Капитал – запас средств производства и денег, необходимых для создания благ и услуг. Предпринимательские способности – фактор, объединяющий землю, труд и капитал в единый процесс производства.

Рассмотренные выше факторы характерны для любой страны с рыночной экономикой вне зависимости от уровня развития. В условиях НТП, как самостоятельный фактор производства выделяется технология – научные методы достижения практических целей.

В современном мире сформировалась специализация отдельных стран в области разработок: США – медицина, Япония – информационные технологии, Германия – органическая химия и двигатели.

Со второй половины ХХ века формируется «внешний» фактор развития страны. Понятие «внешний фактор» объединяет совокупное влияние внешней торговли, иностранных инвестиций, интеграционных процессов на экономику отдельный стран. Количественно влияние внешнего фактора можно выразить через экспортно-импортную квоту.

К≥25% - влияние внешнего фактора на Э. страны считается значительным, а Э.открытой.

 > 100%

 ≈ 25%


11. Эффективность производства: понятие и показатели.

Эффективность производства – соотношение результатов производства и затрат.

Различают:

1.ЭПЗ (Эффективность Производства затратная):

2. ЭПФ (Эффективность Производства факторная):

 - более детальная оценка, которая позволяет сделать вывод о вкладе каждого фактора в результат, позволяет оценить характер производства (трудоемкий, энергоемкий, материалоемкий и т.п.)

 

Выделяют экономическую и социальную эффективность:

Экономическая эффективность – достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Применяется на макроуровне для оценки и прогнозирования развития национальной экономики, на микроуровне – при строительстве и реконструкции предприятий, разработке новой техники и т.д.

Социальная эффективность – предполагает соответствие между результатами хозяйственной деятельности социальными целями общества.

Социальные результаты отражаются в показателях:

1. Повышение уровня жизни (рост реальных доходов и т.п.)

2. Свободное время и эффективность его использования

3. Условия труда (техническая безопасность; уровень занятости).

5. Состояние экологии

Социальный цели – это то, что хотели бы получить люди в результате развития экономики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...