Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и проведение исследования




Кратко охарактеризуем основные аспекты проведения исследования.

Подготовка эксперимента.   

Исследователь готовит экспериментальное помещение и необходимое оборудование. Если это необходимо, проводит несколько пробных опытов с целью шлифовки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. И.А. Бутенко считает, что она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. До начала основного эксперимента инструкцию проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых. 

 

Шлифовка экспериментальной процедуры. Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые наиболее доступны в качестве испытуемых. Практически никогда не удаётся при мысленном моделировании эксперимента учесть все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каждым испытуемым - необходимый компонент для точных и надёжных психологических измерений.

 

Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о своих способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т.д. Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе.

Очень важно, чтобы испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Поэтому инструкция должна быть заучена наизусть, либо должна зачитываться. Экспериментатор делает большую ошибку, если начинает «объяснять смысл» того, что нужно делать или «объяснять самое главное».

Ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флюктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и  т.д. Поэтому следует проверить правильно ли испытуемые поняли инструкцию. И повторить её при необходимости, избегая, однако, дополнительных развёрнутых комментариев.

Ошибочно входить в развёрнутые объяснения и комментарии вопросов. Для многих случаев применимы два таких разъяснения: «Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего» или «Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить».

 

Процедура эксперимента. Эксперимент следует проводить в одном и том же для всех испытуемых порядке. Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в эксперименте. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берёт на себя вспомогательные задачи. Чаще всего ассистент ведёт протокол, в котором фиксирует ответы испытуемых. Кроме того, ассистент осуществляет общее наблюдение за поведением испытуемых и их состоянием, а также за  всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента.

Для многих экспериментальных ситуаций подойдёт такая форма протокола (см. рис. № 2).



Рис. 2 Протокол эксперимента.

 

_________________________________ (название методики, опыта …)

 

Ф.И.О. (полностью)                                Дата:

Год рождения, месяц, число:                 Время начала:

Пол:                                                           Время окончания:

Образование:

Должность:

Название серии

(если серий проводится несколько)

№ Пробы Результат, ответ испытуемого Оценка сырая Оценка Стандартная Примечание
1. 23,3 40 7 -
         
         
         

 

В графу «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания его поведения, внешнего вида и т.д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соответствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги.

Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым (при этом нельзя отвечать ни критикой, ни оправданиями на высказывания испытуемого, поскольку это не диалог на научном собрании) и поблагодарить его за участие в исследовании.


 


Литература по психологическому исследованию и психодиагностике

1. Акимова, М. К. Психодиагностика: теория и практика. – М : Юрайт, 2014. – 631 с.

2. Анастази А., Урбина С., Психологическое тестирование. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.

3. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2013. – 379 с.

4. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие. – М. :. КноРус, 2013. – 344 с.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М. : Академия, 2005. – 223 с.

6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.

7. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.

8. Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д. Методологические основы психологии : базовый курс. Учебник. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. – 496 с.

9. Носс, И. Н. Экспериментальная психология. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2015. – 321 с.

10.  Психологические грани семьи: психодиагностика. Учебное пособие для студентов и преподавателей ( Авторы – составители Е.С.Романова, Л.И.Бершедова, Э.Н.Рычихина, Л.П.Набатникова/. – М. Издательство «Онтопринт», 2015. – 398с.

11. Романова, Е. С Графические методы в практической психологии. – М. : Аспект-пресс, 2011. – 400 с.

12. Романова, Е. С. Психодиагностика. – М. : Кнорус : 2015. – 336 с.

13. Руденко, А. М. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Учебное пособие. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 288 с.

14. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика. Учебно0практическое пособие для студентов специальности «Психология» всех форм обучения. – М. : Москва, 2010. – 216 с.

15. Шапарь, В. Практическая психология : тесты, методики, диагностика. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 672 с.

16. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. / под ред. Т. В. Корниловой. – СПб. :. Питер, 2004. – 256 с.

17.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Учебное пособие. – М. : Омега-Л, 2011. – 574 с.



Обработка эмпирических данных - математико-статистический анализ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...