Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

При вероятности случайного угадывания 1/4




Число проб          Число угадываний для выраженности телепатии

                             слабой                 средней                 высокой

10                                   6                        7                                 8        

20                                 10                      11                               12        

30                                 13                      15                               16        

40                                 16                      18                               20        

50                                 19                      21                               24        

100                              34                      37                               40        

200                              40                      43                               47        

500                            145                   151                            158        

1000                          278                   286                            296        

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

“Что дал мне

психологический практикум”

(из ответов студентов-первокурсников)

“Новый навык, метод узнавания другого человека. Ключик для познания свойств психики”.

“Первый опыт работы психолога-практика. Новый навык общения (в новом качестве)”.

“Возможность соприкоснуться с внутренним миром людей с помощью специальных методик. Косвенным путем можно многое узнать о человеке и попытаться ему помочь”.

“Возможность обдумать и проанализировать мысли и ощущения человека”.

“Лучшее понимание своих ограничений как психолога-практика и глубокой недостаточности базовых знаний”.

“Выполнение практических заданий помогло мне войти в профессию психотерапевта, я поняла, что даже то, что мною проводилось, может принести пользу моим испытуемым”.

 

* * *

“Уверенность в том, что для человека самым интересным является он сам. Что жажда самопознания присутствует в каждом человеке”.

“Меня очень обрадовал и несколько удивил тот живой интерес, который проявили к выполнению заданий мои испытуемые. Сама я понимаю, насколько потрясающим и продуктивным может быть этот взгляд вовнутрь, и меня очень радует, что другие, достаточно далекие от психологии и психотерапии люди, проявляют интерес к самоисследованию”.

“Люди сложнее, чем кажется на первый взгляд (внешнее впечатление часто ошибочно). Мне стали более очевидны личные проблемы испытуемых, а иногда о существовании некоторых проблем я и не подозревал”.

“Я увидел свою испытуемую совсем в ином свете, не так, как видел ее раньше”.

“Я проследил различия между ответами испытуемых и моим представлением о них”.

“О многом после предъявления результатов испытуемому он задумался и спрашивал советов”.

“Вывод, к которому я пришла, обрабатывая материал, был для меня откровением, и данную работу я никогда не покажу моей испытуемой”.

“Единственное, что было трудным, — это проблема наличия испытуемых и их желания выполнять задания”.

 

* * *

“Лучшее понимание себя в новой роли — своих ограничений и страхов (сказать испытуемому что-нибудь не то: травмирующее или вообще глупое, показать свою профессиональную некомпетентность). Чувство удовлетворения, что, несмотря на все это, я все-таки могу провести исследование и, пусть не безупречно, сделать какие-то (отчасти верные) выводы”.

“Я понял, как непросто “холодно” проводить исследование, а затем просчитывать результаты, когда человек перед тобой раскрывает душу. Надеюсь, что я усвоил уроки общения, содержащиеся в этих заданиях для МЕНЯ КАК ПСИХОЛОГА. (Оказалось нелегко)”.

“Я испытала разнообразные чувства от общения с испытуемыми: интерес, любопытство и тревога перед раскрытием бездны человеческой личности, трепет от возможности затронуть больные места и сделать больно или неприятно, радость от того, что мне удалось лучше понять людей, с которыми я общалась”.

“Я испытывала некие опасения, не могу их четко сформулировать, от необходимости работать с испытуемыми. Возможно, это была боязнь потерпеть неудачу. Мне кажется, я смогла преодолеть эти опасения”.

“Я чувствовала некоторые неудобства перед испытуемыми. Я ощущала чувство вины за то, что мне нужно вторгаться в их личную жизнь, видела их сопротивление. Радовалась тому, когда испытуемый открывался, становился раскованным”.

“Я еще раз столкнулась со своим сильным нежеланием делать какие-либо выводы на основании достаточно небольшого материала, а главное — сообщать свои выводы и интерпретации испытуемым. Мне кажется, что человека (особенно при выполнении некоторых сильно “задевающих” заданий) после первого обсуждения все-таки желательно “вести” дальше, что сейчас я делать еще не могу”.

 

* * *

“Очень интересно замечать то, что раньше было не видно и не заметно и на что обычно не обращаешь внимание. Разочаровал меня вывод о том, как мало я еще знаю”.

“Я впервые сама делала какие-то выводы как психолог. Это было инте­ресно”.

“Перед началом работы появился страх: а вдруг у меня не получится? Потом на смену ему пришло приятное чувство от РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧЕК: у меня все получилось, и зря переживала”.

“Оказалось непросто проанализировать материал — был и трепет от соприкосновения с чьим-то сокровенным, и опасение ошибиться, запутаться. Хотелось все разложить по полочкам, но тогда появлялось ощущение выхолощенности. Я столкнулась со своей склонностью драматизировать материал — это, по всей видимости, от переполняющего чувства гордости по поводу первого собственного самостоятельного опыта. Необыкновенное волнение. И желание немедленно попытаться помочь, и страх, и понимание того, что пока и не знаешь, и не умеешь, и навредишь”.

“Задания позволили оценить собственные силы и умения, а точнее, их недостаточное наличие. Эта работа научила (может быть, только начала учить) меня смотреть на людей более внимательно и немного отрешенно (насколько это вообще возможно). Я увидела, как мешает мне моя привычка делать поспешные выводы в общении с окружающими меня людьми”.

“Произошло развенчание житейского психолога — весьма полезно и терапевтично. Разочаровала также ограниченность своих способностей к интерпретации — я-то была о них более высокого мнения”.

“То чувство, которое у меня осталось после выполнения работ, я бы назвала неудовлетворенностью своими знаниями. Оставалось чувство неполного вывода по работам: будто я что-то улавливаю (на интуитивном уровне), а вывести на письменном уровне не могу”.

“Осталось ощущение некоторой несерьезности подхода. Мне думается, что для выводов слишком мало информации. Испытуемые были в разных эмоциональных ситуациях и без явного мотива. При другой ситуации могло бы быть другое поведение, другие ответы и, соответственно, другие выводы”.

“Изменилось мое — не мнение, а скорее опасение, что психологическое тестирование может привести к опрометчивому суждению. При обдумывании результатов я почувствовала “границы” метода, а также границы своих ощущений относительно выводов”.

“Задания дали больше результатов, чем я ожидала: несмотря на их видимую простоту, открылись очень интимные, глубокие переживания испы­туемых”.

 

* * *

“Возможность задуматься о своем внутреннем мире и сделать определенные выводы, которые я с удовольствием сделала”.

“Задания значительно интереснее было делать на себе, чем на других”.

“Появилась возможность наконец начать хоть как-то анализировать собственную жизнь, основываясь не только на собственном опыте, но и на общих закономерностях”.

 

* * *

“Это было первое реальное соприкосновение с психологией”.

“Осталось желание еще провести различные исследования и сделать по ним выводы”.

“Выполнение заданий показало мне, что я смогу, как мне кажется, стать неплохим психологом-консультантом”.

“В какой-то степени я открыла для себя просторы (глубины) интереснейшего и полезного занятия (психологии). Благодаря этой работе многие точки над i расставились и многое стало яснее, четче, хотя и неясности стало больше, чем когда-либо”.

(Использованы ответы А. Аваловой, А. Балашовой, И. Барановой, Я. Брун-Цеховой, Н. Евстифеевой, В. Козлова, А. Котова, А. Лебединской, В. Курманаевской, Т. Майоровой, Р. Попова, Н. Потаповой, З. Редько, Д. Сабирзянова, А. Усова, Е. Филиной, А. Харчиной, Е. Юрьевой.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

О пользе корней, или Скромное обаяние лабораторных работ. Предисловие Е.Л. Михайловой

От автора

Общее руководство к выполнению заданий

1. Работа с испытуемыми

2. Работа с текстами и информацией

 

Глава I

Личность и ее формирование

1. Мир глазами дошкольника

Задание 1. Феномены Пиаже.

2. Я-концепция и ее формирование

Задание 2. Особенности Я-концепции

3. Жизненный путь и кризисы

Задание 3. Психологическое время

4. Индивидуальные личностные различия. Психологическаие тесты

Задание 4. Личностный опросник Айзенка

 

 

Глава II

Психологический анализ мотивации

1. Сознательное и неосознаваемое в мотивации

Задание 5. Проективная методика неоконченных предложений

2. Типология конфликтов. Психологические защиты

Задание 6. Конфликт и психологические защиты в литературе

3. Преодоление конфликта. Преодолевающее поведение

Задание 7. Опросник преодолевающего поведения

 

Глава III

Психология общения

1. Трансактный анализ общения

Задание 8. Анализ позиций общения по текстам

2. Игры и манипуляции в общении

Задание 9. Анализ игр и манипуляций по текстам

 

Глава IV

Человек и социум

1. Стереотипы социального восприятия

Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех

2. Социально-психологические аспекты культуры

Задание 11. Анализ организационной культуры

3. Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Задание 12. Система ценностей и супружеские отношения

4. Психологические механизмы воздействия на потребителя

Задание 13. Анализ телевизионной рекламы

 

Глава V

Психология познавательных процессов

1. Индивидуальные различия в восприятии

Задание 14. Определение ведущей репрезентативной системы

2. Основные свойства внимания

Задание 15. Исследование свойств внимания

3. Память и проблемы ее улучшения

Задание 16. Стратегии запоминания

4. Особенности творческого мышления

Задание 17. Оценка творческого потенциала

5. “Язык” сновидений

Задание 18. Анализ сновидений в литературе

6. Паранормальные феномены: миф или реальность?

Задание 19. Экспериментальное исследование телепатии

 

Приложение

Вместо заключения

 

 

Татьяна Владимировна Барлас

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ “ЧАЙНИКОВ”

Введение в профессиональную психологию

 

Научный редактор и рецензент Е.Л. Михайлова

Редактор А.Н. Печерская

Ответственная за выпуск И.В. Тепикина

Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

 

Изд.лиц. № 061747

Гигиенический сертификат

№ 77.99.6.953.П.169.1.99. от 19.01.1999 г.

Подписано в печать 21.06.2001 г.

Формат 60Ѕ88/16. Гарнитура Оффисина. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 11. Уч.-изд. л. 7,9. Тираж 2 тыс. экз.

Заказ №

 

М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 176 с.

103104, Москва, а/я 85.

E-mail: kroll@aha.ru

Internet: http://www.igisp-klass.aha.ru

 

ISBN 5-86375-039-1

 

Отпечатано в ППП “Типография НАУКА”.

121099, Москва, Шубинский пер., 6.

http://www.natahaus.ru/

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...