Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и сущность методов государственного управления
Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления находит выражение не только в определённых формах, но и в методах государственного управления. Если формы это внешнее проявление управленческой деятельности, то методы характеризуют особенности её содержания. О правовой категории «метод» применительно к сфере государственно-управленческой деятельности уже шла речь при характеристике административного права как отрасли права, а именно, о методе административного права. Поэтому есть необходимость остановиться на критериях разграничения методов административного права как правовой отрасли и методов государственного управления как вида деятельности, регламентируемой нормами административного права, и обратить внимание на следующие обстоятельства. 1. Как уже было сказано, в методах административного права проявляется регулирующая роль данной отрасли права. В нормативных правовых актах, регулирующих управленческие общественные отношения, содержатся предписания, запреты и дозволения, которые распространяются на всех участников регулируемых отношений, включая и субъектов исполнительной власти. Однако для обеспечения единства действий недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, «необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам»[185]. В методах управления как раз и закреплен арсенал юридически-властных средств, используемых в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. тот «рабочий инструментарий», с помощью которого исполнительные органы (должностные лица) проводят в жизнь общеправовые предписания, запреты и дозволения. С их помощью достигается подчинение воли подвластных воле субъекта власти. 2. Методы административного права используются субъектами законотворчества и подзаконного нормотворчества. Методы управления (их ещё именуют административно-правовые методы, методы осуществления управленческих действий), используются только теми, кто официально уполномочен на практическое осуществление государственно-управленческой деятельности в той или иной сфере и в отношении того или иного объекта. 3. Если метод административного права всегда имеет нормативное выражение, проявляется в статике, то метод управления является динамической категорией и представляет собой конкретный способ, прием, средство воздействия субъекта управления на объект, которые реализуются во властеотношениях[186], и обеспечивают практическое осуществление задач и функций, стоящих перед субъектом государственно-управленческой деятельности. Несмотря на указанные различия, это тесно взаимосвязанные правовые категории. Используя методы административно правового регулирования, субъекты нормотворчества закрепляют в законодательстве методы государственного управления. В свою очередь субъекты государственного управления, осуществляющие подзаконное нормотворчество, используют методы административного права для регулирования управленческих общественных отношений. Вместе с тем, методы управления имеют присущие им характерные особенности, во многом производные как от природы административно-правового регулирования, так и от существа государственно-управленческой деятельности, в рамках которой происходит практическая реализация исполнительной власти. Эти особенности проявляются в следующем: – они обеспечивают практическую реализацию исполнительной власти, достижение целей управленческой деятельности; – используются субъектами исполнительной власти для реализации закрепленной за ними компетенции; – представляют собой совокупность (систему) способов, приемов, средств, придающих функциям субъекта государственно-управленческой деятельности «работающий» характер; – с их помощью субъекты исполнительной власти оказывают управляющее (упорядочивающее) воздействие на соответствующие индивидуальные или коллективные, государственные или негосударственные, подчиненные либо неподчиненные объекты; – они характеризуют содержание управленческих связей между субъектами и объектами государственно-управленческой деятельности. В них — этих способах или приемах — с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами экономической, социально-культурной и административно-политической жизни общества; – это способы воздействия на поведение участников управленческих общественных отношений, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти; – в них всегда в той или иной мере выражаются юридически-властные полномочия, которыми наделен данный субъект исполнительной власти; – они проявляются в установлении обязательных для конкретных адресатов предписаний индивидуального характера либо обязательных (иногда общеобязательных) правил поведения; – при их использовании учитываются особенности объектов управления (форма собственности, ведомственная принадлежность и т.п.); – реализуются в рамках процессуальных или внепроцессуальных административных процедур; – для их использования необходима юридическая форма содержащихся в них волеизъявлений (как правило, правовые акты управления). Метод управления представляет собой предоставленную субъектам государственно-управленческой деятельности нормами административного права возможность результативно решать поставленные перед ними задачи. Методы управления многообразны; используются они повседневно в рамках внутриорганизационной и внешневластной деятельности. Под методами государственного управления в административном праве понимаются «способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления»[187].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |