Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые и административно-правовые режимы: понятие, и признаки




Режим – во многом синоним порядка вообще. То же самое свойственно и управлению, которое в любом своем проявлении всегда имеет организационную, упорядочивающую направленность.

Сущность и структура управления, органически соединена с функционированием правового режима государства. 

Обеспечение правового режима во многом определяется деятельностью органов государственной власти и государственного управления, функционированием партий и других общественных организаций, соотношением политики и права.

Правовой режим определяет порядок регулирования, комплекса правовых средств, при которых сочетаются взаимодействующие между собой дозволения, запреты, а также позитивные обязывания.

Такая направленность регулирования ярче всего проявляется в рамках отраслей права. Помимо предмета и метода правового регулирования, для каждой отрасли права характерен ряд юридических особенностей, обусловленных предметом регулирования. Поэтому, любой отрасли свойственен свой специфический режим регулирования[222].

Все правовые режимы подразделяются на две группы: а) первичные, или общие; б) вторичные. Первые являются такими комплексами правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на некоторых сферах общественной жизни (отраслевые режимы). Вторые представляют собой известные модификации общих режимов, вносящие либо особые льготы и преимущества, состоящие в дополнительных правах, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и позитивных обязываниях (внутриотраслевые режимы).

Подправовым режимомпонимается официально установленный порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Правовому режиму присущи определенные признаки:

- правовое регулирование осуществляется целенаправленно в интересах определенного объекта, предмета или процесса – носителя правового режима;

- совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;

- в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;

- специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя правового режима;

- деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.[223]

Правовое регулирование всегда целесообразно, оно направлено на достижение баланса интересов, потребностей, притязаний в обществе, в обеспечении беспрепятственной реализации субъектами своих прав. 

Цели административно-правовых режимов полностью лежат в сфере национальной безопасности. Административно-правовые нормы служат защите определенного государственного распорядка, гарантиям правопорядка и общественной безопасности. Особую ценность имеют режимы, вводимые актом исполнительного органа власти. Например, объявление контртеррористической операции в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ создает условия для проведения комплекса необходимых мероприятий, по средствам которых достигается поставленная цель.

Административно-правовые режимы могут рассматриваться как:

· режимы, упорядочивающие и устойчиво закрепляющие субъект управления;

· режимы, упорядочивающие и устойчиво закрепляющие объект управления;

· режимы, закрепляющие требуемую степень подчиненности и зависимости субъекта и объекта управления;

· режимы информационного воздействия субъекта и объекта управления;

· функциональные управленческие режимы;

· режимы информационного обмена внутри протекающего в системе управления управленческого цикла;

· режимы взаимодействия функционально независимых между собой систем управления;

· режимы разграничения пересекающихся вертикальных и горизонтальных управленческих отношений внутри взаимодействующих между собой управленческих структур[224].

Административно-правовой режим – это урегулированный правовыми средствами комплекс управленческих мер и мероприятий, предусмотренный и реализуемый для достижения целей обеспечения национальной безопасности.

При введении административно-правового режима, возникают правовые отношения. По юридическому характеру взаимодействия их участников, как правило, эти отношения разграничиваются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальными являются отношения властеподчинения, они возникают между соподчиненными сторонами и сформированы на основе способа позитивного обязывания с параллельным предоставлением органами исполнительной власти полномочий по контролю и надзору за исполнением обязательств. Такие отношения наиболее типичны для административно права, в них в полной мере проявляются закономерности управленческой деятельности, и обеспечивается реализация фундаментальных принципов эффективного управления.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.

Учеными определены приемы, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений при введении конкретных административно-правовых режимов:

а) нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок деятельности в конкретных сферах правового регулирования;

б) принципы административного права, объективированные в нормативных правовых актах;

в) организационное обеспечение надлежащей реализации принятых правовых мер в той или иной охраняемой сфере путем создания системы государственных органов, уполномоченных формировать и поддерживать соответствующий режим;

г) четкая, детальная, своего рода операционная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

д) введение некоторых дополнительных правил или изъятие из общепринятых норм;

е) установление особой системы контроля за надлежащим порядком развития правоотношений в данной охраняемой сфере и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;

ж) наличие особого метода правового регулирования, который основан на централизованном способе и императивном типе регулирования, выражается в юридическом неравенстве субъектов правоотношений, что приводит к более широкому применению ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права;

з) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.д.) [225].

Необходимость административно-правовых режимов обуславливается, прежде всего, обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...