Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Не терять бдительности в измененных состояниях сознания




 

Оставаться бдительным в среде бесконечных перемещений и хаоса особенно трудно, когда имеешь дело с сильно измененными состояниями сознания, такими, как, например, ярость, депрессия, экстаз или мания. Подхваченные безудержным потоком, мы не в состоянии найти обратную дорогу к нашему центру спокойствия. Помню, я работала с клиенткой, которая была раздражена своим партнером. Вдруг она набросилась на меня с кулаками. Я не была к этому готова, но как-то сумела подстроиться к ее движениям. В этой схватке я обратила внимание, что она не столько борется, сколько едва уловимо тянет меня к себе. Я рассказала ей об своем открытии, и она, осознав этот неожиданный поворот событий, вдруг заплакала. Она говорила, что на самом деле не злится, просто ей не хватает смелости признаться своему партнеру, как сильно она его любит. Ее настроение явно изменилось, и наше внимание обратилось к серьезности и глубине этих чувств.

Пожалуй, самая трудная задача — сохранять осознанность во время работы с движениями. Многие терапевты лишь отчасти умеют отдать себе отчет в том, что происходит, когда они двигаются, и не умеют маневрирвать и фокусировать свое внимание в таких измененных состояниях сознания. Упуская вторичные двигательные сигналы и барьеры, мы обрекаем процесс описывать бесконечные круги по поверхности и не добраться до своей сути. Поэтому очень важно научить таких людей работать с движением.

Метанавыки гибкости и спокойствия в работе с движением имеют решающее значение во всей процессуальной практике. С чем бы мы ни работали, будь то групповые конфликты, трудности взаимоотношений, хронические симптомы или внутренняя работа, от нас требуется плыть по реке перемен, оставляя неизменным центр спокойствия, вокруг которого могут разворачиваться процессы.

ЗАМОК СЧАСТЬЯ

 

Подходит к концу второй раздел; и я вдруг почувствовала непреодолимое желание добавить еще один случай, глубоко запавший мне в душу. Доверяя своим чувствам, привожу этот пример, надеясь, что он будет вам полезен.

Проверьте себя. Какие метанавыки вы заметите в этом примере? Сможете ли вы определить те из них, которые мы упоминали ранее: сочувствие, переработка, склонность к игре, отстраненность, рыбалка, шаманизм, ученость, творчество, гибкость и спокойствие? Возможно вы увидите и совершенно новые, которые я здесь не привожу. Итак, я оставляю вас один на один с этим примером, прежде чем перейти к вопросу об обучении метанавыкам.

 

На семинаре, где работали с хроническими симптомами, Элли, 40-летняя женщина, страдающая церебральным параличом, хотела узнать как можно больше о связи своего недуга с жизненным мифом. Церебральный паралич — непрогрессирующие двигательные расстройства и нарушение осанки, являющиеся результатом повреждения мозга. Элли сказала, что на ее умственные способности это никак не повлияло.

Чтобы узнать о жизненном мифе человека, полезно обратиться к снам или воспоминаниям раннего детства[114]. Элли вспомнила, что ребенком она часто видела один и тот же сон: она со своей семьей в чудесном замке, всем вместе им весело и хорошо.

Арни спросил, каким образом проявляется ее церебральный паралич. Она ответила, что не может двигаться легко и непринужденно, что ей приходится думать, перед тем как сделать шаг. Сначала ей необходимо решить, куда она хочет пойти, и только затем начать передвигать свое тело. Постоянные мысли о том, куда идешь и как туда добраться, отнимают много сил и энергии, но это ее единственная возможность адаптироваться к миру здоровых людей.

Следуя ее актуальным телесным переживаниям, Арни спросил, а что произойдет, если она будет двигаться, не думая наперед о цели своего путешествия. Элли неуверенно сказала, что было бы интересно посмотреть, что произойдет, если не слишком напрягать свое внимание. Она все-таки боялась — ведь можно упасть.

Чтобы она чувствовала себя в большей безопасности, Арни предложил ей начать эксперимент, сидя на полу. Элли согласилась, села на пол и начала слегка двигаться, поворачиваться и изгибаться. По мере того, как она поворачивалась, ее пальцы двигались каким-то особым образом, который, казалось, совсем не соответствовал движению всего тела. Арни попросил ее обратить внимание на свои пальцы. Она совершенно неожиданно начала ощупывать и затем массировать голову Арни!

Вдруг она воскликнула: ”Да-да, я видела это сегодня во сне! Мне снилось, что я касаюсь твоей головы!”[115] Вдруг Арни показалось, что его голову массируют два человека! Развивая это ощущение и дав волю фантазии, Арни предположил, что другой был духом старшего брата или сестры. Элли ответила, что она в семье старший ребенок, но еще до ее появления на свет у матери случился выкидыш. Арни вообразил, что дух старшей сестры двигался вместе с Элли. Эта мысль принесла ей облегчение.

Арни всячески подбадривал Элли продолжать движение, как бы поручив кому-то направлять себя. Он советовал ей отмечать и придерживаться всего, что покажется ей необычным. Через пару минут Элли обнаружила, что, сидя на полу, перемещается боком, и захотела встать. И в этом положении, “разрешая себе двигаться”, она продолжала перемещаться боком и восклицала: ”Вот здорово, на самом деле, так очень легко ходить!”

Элли смеялась. Ее движения были легкими и непринужденными, а ведь она совсем об этом не думала. Она сказала, что училась ходить вперед, и это требовало концентрации внимания; и просто удивительно позволить своему телу двигаться так, как оно этого пожелает и передвигаться боком! Еще и еще раз она повторяла “как это здорово!”

“Хорошая идея! — поддержал Арни. — Быть свободным делать все, что угодно, лишь бы это шло тебе на пользу”. Элли сказала, что если бы сейчас последовала своему желанию, то непременно потанцевала, но только не одна. Ей хотелось, чтобы вся группа тоже танцевала. И люди начали танцевать, хлопая в ладоши и напевая что-то в стиле рок-н-ролла. У всех было радостное настроение. Элли танцевала в середине круга, и танец ее отличался особым восторгом и вдохновением!

Арни так комментировал ситуацию: ”Это сон твоего детства! Ты была в замке вместе с семьей, и всем вам было очень хорошо! Твое тело хочет помочь тебе вновь испытать подобные чувства и зовет остальных в тот замок!” Элли просто сияла от счастья.

 

* * * * *

Мы рассмотрели некоторые метанавыки, встречающиеся в работе процессуально-ориетированного терапевта. В следующей главе я попытаюсь ответить на вопрос, можно ли научиться этим навыкам.

 

 

Часть 3. СТАНОВЛЕНИЕ

ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

 

ИЗУЧЕНИЕ МЕТАНАВЫКОВ

 

Когда вы используете метанавыки и привносите свои сиюминутные чувства и состояния в повседневную жизнь и работу, вы становитесь духовным учителем, который моделирует способность жить собственными глубочайшими верованиями и убеждениями во всем, что бы вы ни совершали.

Может ли человек научиться быть духовным учителем? Это зависит от того, научится ли он следовать за непрерывным потоком своих чувств. Хотя описанные во втором разделе метанавыки желательны для терапевта, как впрочем и для каждого из нас в частной жизни, на деле же, за редким исключением, мало кто проявляет гибкость или отстраненность. Мы бы хотели быть даосами, однако ловим себя на том, что цепко держимся за каждую мысль или идентичность, появившуюся в поле нашего зрения. Некоторые люди уже давно развивают в себе духовное мастерство, в то время как другие только начинают это делать.

Что же представляет собой процесс обучения? Для начала давайте посмотрим, в чем заключается процесс обучения практикующих терапевтов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...