Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа со взаимоотношениями




 

В работе со взаимоотношениями обращение к сновидящему процессу может иметь неожиданный результат, если позволить ему творчески выразиться. Я вспоминаю работу с двумя женщинами. Они только что познакомились друг с другом и повели довольно милую беседу. Когда они последовали за своими вторичными телесными сигналами, одна из них стала очень застенчивой, в то время как другая оживилась и взяла на себя роль ведущего. В итоге они исполнили по-настоящему смешной "танец". Робкая женщина носилась по комнате, а напористая подпрыгивала и пыталась ее схватить. Когда процесс раскрылся, произошло переключение ролей. Стеснительная женщина заинтересовалась игрой и стала бегать за той, которая прежде была активной. Теперь оробела вторая. Они по очереди двигались навстречу друг другу, как в детской игре, пытаясь отгадать, кто есть кто. Восхитительно видеть сновидящий "танец" их взаимоотношений!

 

Терапевт как художник

 

Порой терапевт может почувствовать в себе “свободный дух”, который мчится по волнам Дао — тот, который внезапно возникает и создает творца. В такой момент он похож на художника, черпающего вдохновение в энергии происходящего. Подобно китайскому живописцу, терапевт может выйти за пределы привычной плоскости событий и открыть смысл и энергию формы.

 

"Стать бамбуком и забыть, кто ты на самом деле, пока изображаешь его — это Дзэн бамбука, это движение с “ритмическим перемещением духа”, живущего в бамбуке, как, впрочем, и в самом художнике"[99].

 

Этот художник не идентифицирует себя с самим бамбуком как статичной формой, но направляется заключенными в нем энергией, ритмом и духом. Мастер единоборств проникает в сущность каждого движения — будь то пластика животного или общепринятый жест, которые он не просто имитирует, но скорее отражает[100]. Японский поэт хокку в нескольких словах и звуках передает сиюминутное переживание, которое невозможно выразить обычным языком.

Творчески мыслящий терапевт не сидит просто так, откинувшись на спинку стула и наблюдая за проходящей мимо жизнью, он успевает схватить набегающие волны творчества. Не довольствуясь статичным описанием переживания, он входит в сновидящий процесс этого переживания и плывет по его течению. Он — художник или поэт; сливаясь с энергией реки, он свободен действовать и исследовать, танцевать, петь или играть, открывая в этом действии нечто новое и неожиданное.

 

Интеграция

 

В примере Сью виден целый пласт процессуальной работы с ее состояниями и персонажами, которые, в конечном итоге, связаны с течением природы, лежащим в основе всех происходящих событий. Следующий шаг — не просто заметить эту энергию, но творить вместе с ней. Мы не пассивные челны, скользящие по речной глади; мы активно творим вместе с речными волнами.

Какое отношение это имеет к интеграции? В традиционном понимании интегрировать — значит найти новые стороны "я" и в последующем использовать их в повседневной жизни. Процессуальная работа предлагает иной взгляд на интеграцию: открытые нами части важны, но итоговая интеграция подразумевает развитие знания о непрерывном — на протяжении всей нашей жизни — течении процесса. Мы можем окунуться в него с головой, целиком отдавшись во власть энергии, пронизывающей насквозь нас самих и наши взаимоотношения в каждый момент, в любое время. Это интеграция знания[101].

В работе со Сью интеграция заключалась, например, в следующем: заметить, когда возникла эта вихревая энергия, ухватить ее и в тот же момент последовать за ней, а не предписывать соответствующие изменения в поведении. Для терапевта это знание состоит в том, чтобы заметить изменения собственных чувств по ходу работы, дать им возможность проявить и раскрыть себя.

Интеграция, таким образом, есть постоянная осведомленность о сновидящем процессе, пронизывающем нашу жизнь, независимо от того, занимаемся ли мы терапией, работаем или отдыхаем дома. Она сфокусирована на динамичных и изменяющихся движениях внутри нас и способности трансформировать их в творческую силу, что бы мы ни делали. Жизнь становится непрерывным, возрождающимся и творческим устремлением. Арни говорит:

 

"Если вы занимаетесь процессуальной работой, вы заинтересованы в том, чтобы охватить весь жизненный процесс целиком, а не только одну его стадию. Вы хотите пройти весь путь. Ваш процесс может дать вам все, в чем вы нуждаетесь в данный момент. Если вы пытаетесь следовать за своим процессом, не нацеливаясь на определенную задачу, то вы сможете проявить свою индивидуальность. Ваша жизнь станет богаче..."[102].

 

Терапевт, который обнаружил в себе метанавык творчества, заинтересован как в том, чтобы произошли изменения в поведении, так и в том, чтобы "оседлать" динамичную энергию жизни. Он — художник, который следует за возникающими образами и состояниями, а также за энергией, которая в них заложена. Он предоставляет своему клиенту возможность созидать, используя эту энергию, и в то же время сам свободен творить и следовать за сновидящим процессом. Используя метанавык творчества, терапевт становится ярким примером творческой и спонтанной жизни.

 

 

ГИБКОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ

 

Основу процессуальной работы составляют обнаруженные и раскрытые уникальные изменения природы. Как нам приспособиться к этому стремительному потоку перемен? Как нам быть столь гибкими, чтобы следовать спонтанным и неожиданным порывам собственных переживаний? Какое духовное мастерство для этого необходимо? В этой главе я описываю два метанавыка, которые помогут нам решить эту задачу. Первый я называю гибкостью, второй — спокойствием.

Давайте сначала обратимся к примеру, а затем обсудим эти метанавыки подробнее. В качестве иллюстрации я приведу работу с группой, состоящей примерно из пятнадцати детей в возрасте четырех лет. Обратите внимание, как Арни обнаружил спонтанный процесс этой группы и помог ему раскрыться в виде сказки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...