Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество: когда психология становится искусством




 

Использование движения, живописи, музыки в психотерапии показывают, насколько важен артистизм в помогающих профессиях. Акцент на творчестве предполагает новую парадигму в терапии, которая пересматривает ее границы.

Арни говорит, что он больше не занимается психологией; психология — это нечто такое, чем он занимался раньше. Теперь он специалист по процессуальной работе, идущий вслед за происходящими событиями. Он пишет:

 

"... Предполагая оздоровление, терапия и медицина продолжают играть важную, но ограниченную, роль в наших взаимодействиях с людьми. Чтобы быть более полезными и значимыми, они должны сочетаться с живописью, музыкой, клоунадой, политикой, групповыми или религиозными отношениями. Давайте примем это. Все, что не приносит удовольствия приводит к выгоранию терапевта, надоедает ему, и заставляет их бросить профессию, которая может быть поистине вдохновенной!"[94]

 

Следуя за энергетикой своей внутренней жизни, терапевт может рисовать, петь или танцевать. Если он призывает своего клиента быть, насколько это возможно, свободным и проявить свои творческие способности, то как может он сам оставаться чопорным и неподвижным?

 

Свободный ум, творческий ум

 

Как возникают творческие отношения между терапевтом и клиентом? Что лежит в их основе? Учитель Дзэн Кейдо Фукусима дает свою интерпретацию термину “му-шин" (mushin), назвав его “свободный ум” или “творческий ум”, в противоположность традиционному переводу “без ума”. Его концепция “свободного ума” очень близка метанавыку творчества.

Свободный ум — тот, который не связан конкретными идентичностями, но достаточно открыт и свободен устанавливать новые, сообразуясь с течением Дао. Наш учитель Дзэн говорил, что если хочешь знать, кто ты есть, глядя на горы — стань горой. В дождливый день стань дождливым днем. На обложке замечательной книги "Образ жизни по Дзэну: воспоминания Д.Т.Судзуки" (A Zen Life: D.T.Suzuki Remembered) мы прочитали слова Судзуки:

 

"... Человек мыслит, однако мысли его подобны ливню, подобны волнам, мчащимся по океану, подобны звездам, освещающим ночное небо; его мысли подобны пробивающейся зеленой листве, овеваемой свежим весенним ветром. В действительности он и есть ливень, и океан, и звезды, и листва".

 

Метанавык "творческого разума” позволяет нам присоединиться к тому, что мы переживаем, стать этим переживанием и действительно созидать вместе с ним. Мы больше не пассивные наблюдатели, но живая, творческая сила самой природы. Сью испытывала стремление к вихреобразным движениям и, идя вслед за этим настроением, сама превратилась в бушующую стихию. Ее процесс вышел за рамки известного ей переживания, раскрыв недюжинные творческие способности.

Таков художник: он способен заметить движение природной энергии и, окунувшись в ее поток, обратить эту энергию в свое творчество. Художник не жертва своей судьбы, но полноправный творец жизни. Свободный и творческий разум не замыкается в привычных идентичностях, первичных или вторичных проявлениях или решениях проблем, но присоединяется к течению сновидящего процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...