Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Марксистская концепция философии истории (исторический материализм).




К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

 

Создатели и творцы диалектико-материалистическои философии. В период с 30-х до конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества.

Предпосылками возникновения марксисткой философии были:

1) Промышленная революция в Европе.

2) Появление пролетариата.

3) Идеи классической немецкой философии.

4) Открытия в области естественных наук.

Характерными чертами являлись:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиции как естественный, закономерный процесс.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.

Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории.

Исторический материализм - это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859 г.).

На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений.отношению к экономическому базису.

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношении, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т.д.).

Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношении и к смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.

Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории.

Человеческая история - естественно-исторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока на исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной рев.

Философию Маркс и Энгельс рассматривали как "руководство к действию", имея в виду революционное преобразование общества. Революция должнг была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксист ский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма ъ способствовал развитию тоталитаризма.

эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).

Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики — при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.

3

Теория познания в марксизме.

К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

Создатели и творцы диалектико-материалистической философии. В период с 30-х до конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества.

Предпосылками возникновения марксисткой философии были:

1) Промышленная революция в Европе.

2) Появление пролетариата.

3) Идеи классической немецкой философии.

4) Открытия врбласти естественных наук.

Характерными чертами являлись:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиции как естественный, закономерный процесс.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.

для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме - это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам. В этом и состоит коренное отличие марксистского учения о деятельности от идеалистического, которое знает деятельность только в ее абстрактной, спекулятивной форме.

Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит в том, что человеческая практика была понята как основа человеческого познания, как тот процесс, в ходе развития которого возникают познавательные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека и который вместе с тем несет в себе критерий адекватности, истинности знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек доказать истинность, действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Философское открытие Маркса состоит вовсе не в отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает и развивается в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на их развитие.

Уже в самой телесной организации индивидов заключена необходимость того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру; чтобы существовать, они должны действовать, производить необходимые им средства к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определяется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее средств и форм ее организации.

 

Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое отражение людьми реальности. Иными словами, мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. В своем саморазвитии система эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые могут становиться предметом изучения отдельных наук. Однако марксистское требование состоит в том, чтобы они рассматривались внутри этой общей системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится также и к психологическому изучению людей, к психологической науке.

Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики — при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.

 

 

4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...