Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфические черты русской философии.




1 В России философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. До начала 20в она сохранила преимущественно религиозный характер.

2 Нацеленность на проблемы этики. Это заметно уже в 1м религиозно-философском произведении «Слово о законе и благодати» Илариона.

3 Акцент на социальную проблематику уже со времени зарождения идеи Москвы как Третьего Рима, с которой связывают формирование идеи как таковой. Соц направл-ть способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религ философии философия из служанки богословия стала в СССР служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г.

Русская философия:

I Светские филос концепции:1) самобытные (эксклюзивные) филос конц: а) русский космизм; б) западн славянофильство (становление русской идеи; 2)последователи западных филос концепций

II Отечественная религ-философская мысль

Русская философская мысль, как и русская духов ность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики.

В одностороннем рационализме западной фило софской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом.

Характерные черты русской философии:

Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство;

Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Большая роль проблем морали и нравственности;

Конкретность;

Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

По мнению Лосского, характерными чертами русской философии являются: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Предмет русской философии

Проблема человека;

Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

Проблемы морали и нравственности;

Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

Проблема власти;

Проблема государства;

Проблема социальной справедливости;

Проблема идеального общества;

Проблема будущего.

 

 

17

Русские западники о сущности и перспективах российской цивилизации.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия - исторический путь России. Западничество стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, славянофильство определяло необходимость ее самобытного пути развития.

К славянофилам принято относить АС. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам — П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

Одним из виднейших представителей русской философии1 пол XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). «Философические письма». «Мы ничего не дали миру. Ничему его не научили. Не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих. И если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, то нас не заметили бы». Мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы показать урок, «так жить нельзя».

Что делать? Срочно интегрировать в Зап Европу. 3 пути:

1 духовная интеграция (православие заменить католицизмом) духовная общность

2 путь политической интеграции: упразднить монархию, создать конституцию, парлам монархию или республик форму

3 экономич интегр: упразднить крепостное право

П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли — вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христиан­ских идеалах и ценностях.

В учении о человеке он также подчеркивал значе ние разума и нравственности.

Необходимо отметить, что «Философические письма» П.Я. Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я. Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.

 

18

Социально-философские идеи русских славянофилов.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия - исторический путь России. Западничество стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, славянофильство определяло необходимость ее самобытного пути развития.

К славянофилампринято относить АС. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам — П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

 Различия между Западом и Россией согласно взглядам славянофилов основываются:

1. На разных формах религиозного мировоззрения: в первом случае — православии как истинном христианстве, во втором — на католицизме, в котором, по мнению Хомякова, христианство подверглось искажению.

2. На разных формах философского мировоззрения. Западное философское мировоззрение критикуется славянофилами за крайний рационализм и отрицание роли веры и христианского откровения в познании мира.

3. На разных формах социальной жизни на Западе и в России. Если на Западе главенствующую роль в социальной жизни играет государство как орган насилия над человеком, то в России основную роль играет крестьянская община, которую славянофилы идеализируют, считая, что только в ней устанавливаются истинно братские отношения между людьми.

Кроме того, славянофилы резко критиковали реформы Петра I как нарушившие самобытный путь развития России, полностью отрицали революцион­ные действия по переустройству социальной жизни и проповедовали социальный мир на основе истинной православной веры.

Западники по всем указанным различиям не согла шались со славянофилами. Они полагали, что католицизм сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком.

 

20










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...