Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм о проблеме демаркации (разграничении) научного и ненаучного знания.Стр 1 из 23Следующая ⇒
Постклассическая философия XIX в. (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Постклассика - фил. направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую философию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, Ф.Ницше, К.Маркса, С.Кьеркегора, О.Конта. Немецкая классическая фил. максимально полно для своего периода объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с позиций идеализма. Постклассики представили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической фил. они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку. Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиций идеализма догегелевского периода, например, платоновского и найти новые подходы в рамках старого доклассического идеализма. Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина истолкованная подобным образом не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы-постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм. Для филос конца 19-нач 20вв характерно: 1 ПЛЮРАЛИЗМ в философском мышлении (филос представлена разнообр филос направлениями, концепциями, школами. С развит науки, культуры, философии, все новые и новые объекты становятся предметами ее изучения, а это влечет увелич филос концепций и теорий: филос науки, жизни, политики, техники, культуры) 2 ТОЛЕРАНТНОСТЬ (разл школы и напр терпимо относятся друг к другу и не вступ в резкое противоборство между собой) 3 ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (интеграция с естественными гуманит науками) 4 АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (в центре ее идей и размышлений нах человек,его сущность и существование, цель и смысл его жизни и деятельности. Отношения человека не только с миром, но и с самим собой). Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Решающим фактором в познании, поведении людей, мировоззрении, ходе историч процесса и обществ развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное. На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты дух жизни-воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и тд. Шопенгауэр (1788-1860). «Мир как воля и представление», «Афоризмы житейской мудрости». Призывал вернуться к идеям Канта и Платона 1 Главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю. Воля-хотение хотеть, всякое движение-воля. Воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы, способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. «Мир как воля» - основной тезис Шопенгауэра.
*Высшим видом познания явл искусство, которое основано на интуиции и способно в большей мере раскрыть волю к жизни. 2 История - спонтанная вещь, поэтому периодизации быть не может. 3 Мир расколот: А) мир как воля – иррацион начало Б) мир как представление - рациональное начало 4 Люди страдающие, тк в рабстве у воли, которая нами движет. Страдания неизбежны-появился пессимизм. «Афоризмы житейской мудрости»: -Человек может увидеть в другом ровно столько, сколько есть в нем самом -Государство-это намордник на личность - То, что люди называют судьбой, на самом деле есть не что иное, как совокупность учиненных ими глупостей. Родственной иррационализму считается «философия жизни». Основными представителями явл. Ф.Ницше и В.Дильтей, А.Бергсон, Шпенглер. В основе этой фил. лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей чел. жизни и окружающего мира. В основе развития мира и человека лежит органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. Цель этого фил. течения помочь человеку приспособиться к окружающему миру и максимально реализовать свои способности. Фридрих Ницше (1844—1900). «Я философ неприятных истин». В основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. История, нравственность, религия, человек-все оценивается с этой позиции. Почему люди подчин-ся власти добровольно? 1власть рациональна; 2власть действ в духе традиций; 3политик явл харизматиком, которому слепо верят «По эту сторону добра и зла» (предсказал катастрофические проблемы будущего: размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых ценностей и норм, тиранических режимах как порождении демократических систем, восстании масс и создание для их обслуживания чудовищной массовой культуры), «Так говорил Заратустра»(настало время перехода от человека к сверхчеловеку), «Воля к власти», «Сумерки кумиров», «Антихрист». Человек должен заниматься своим делом - воспитывать в себе философа, художника или святого, и тогда будет прогресс. Так как каждый служит другому, ни у кого нет призвания жить ради себя самого. Если цель всякого в другом, то общее существование не имеет цели, это «существование друг для друга» -самая комичная из комедий. Массовые люди придумали себе массовые религии-религии обиженных и угнетенных. Самая нелепая проповедь - помоги ближнему как самому себе. Помогать надо дальнему, тому, кто сумеет вырваться из животного состояния и стать человеком. Нельзя любить человека просто за то, что он человек. Злобная зависть маленьких серых людей и есть главный источник зла в мире. Первым в 19 в заговорил о наступлении нигилизма. Ницше-«богоубиец». Сверхчеловек-это человек, особ-ю которого явл-ся аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе». Стремясь к сверхчеловеку, можешь стать человеком в подлинном смысле слова. Для человека нужна особая мораль - аристократическая, которая не убаюкивает будущим благоденствием и счастьем. Человек вообще не обязан быть счастливым. К счастью стремятся коровы, женщины, дети, англичане и социал-демократы. Свободный человек-воин. Тех людей, которые презирали музыку, Ницше считал «бездуховными тварями, подобными животному». Н.твердо верил в то, что наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она в конце концов непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Это положении стало краеугольным камнем «философии жизни» Ницше.
2
Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм о проблеме демаркации (разграничении) научного и ненаучного знания. Философия науки - направление в философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. Призвана устанавливать критерии правильности научных суждений и теорий и объяснять место и роль науки в современной культуре. Сложилась в сер XX в. Позитивизм— философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука сама себе философия. Основоположник - Огюст Конт (основатель социологии) провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Последователи: Дж. Милль и Г. Спенсер.
Конт сформулировал закон трех стадий - человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии: -Теологическая — люди объясняют природу через понятие бога. -Метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности -Позитивная — явлениям природы дается научное объяснение Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей — это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами. Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал. Неопозитивизм. Морис Шлик, Отто Нейрат, Филипп Франк, Рудольф Карнап (Венский кружок философов). Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. 1 негативное отношение к метафизике. Рассмотрение ее как ложного учения, не имеющего ценности; 2 культ науки. Философия (метафизика) должна быть заменена науками в результате логического анализа языка. Единственно возможным знанием явл лишь конкретно-научное знание, а задача философии состоит в анализе языка науки; 3 утверждение эмпиризма. Только на основе эмпирического знания можно отделить научные суждения и теории от метафизических; 4 критерий научности знания – эмпирическая проверяемость достоверности предложений – верификация. 5 физикализм. Язык физики должен стать универсальным языком науки. Предметом философии должен быть язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Постпозитивизм. К.Поппер, Т.Кун. Ослабление внимания к проблемам формальной логики. Главная проблема-объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Основные вопросы постпозитивистов - возникновение новых теорий, пути их признания, критерии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. Карл Поппер – основатель концепции критического рационализма. Только разум и опыт вместе могут приблизиться к истине. Он отходит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Последователи Поппера (И. Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, исследовали структуру научных революций, разработали методологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объяснили критерии социального прогресса.
3 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |