Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ядерная история и перспективы Египта




В 1954 г. Египет первым из арабских государств начал осуществлять программу ядерных исследований. В 1961 г. в построенном с помощью США научно-исследовательском атомном центре в Инчасе, в 40 км от Каира, в дельте Нила, президент Египта Гамаль Абдель Насер открыл двухмегаваттный ядерный реактор, запущенный при техническом содействии СССР. Реактор работал на обогащенном до 10% урановом топливе до 1980 г., потом был остановлен на модернизацию и вновь запущен в 1990 г. СССР контролировал расход топлива, используемого этим небольшим исследовательским реактором, который в любом случае не мог использоваться для создания существенного количества оружейного материала.

Имеются сведения, что в 1965 и 1967 гг. Египет обращался к СССР и Китаю соответственно с просьбой о продаже ядерного оружия, но получил отказ.[3]

После поражения страны в войне с Израилем в 1967 г. и последовавшего за этим политического и экономического кризиса египетская ядерная программа была приостановлена. В 1968 г. Египет подписал ДНЯО, однако парламент страны отказался его ратифицировать, возможно, из-за просочившейся информации о военной направленности ядерной программы Израиля. Вполне вероятно, Каир подписал Договор в надежде, что Израиль последует его примеру, однако этого не произошло.

Статус военных ядерных исследований на данном этапе не был определен, ассигнования были резко сокращены. Некоторые египетские ядерные эксперты эмигрировали в Канаду, другие начали работать над иракской ядерной программой. Однако работы по развитию ядерных технологий (включая обогащение урана для последующего использования в качестве топлива атомных электростанций), продолжались.

После отказа Китая в ядерном сотрудничестве Каир пытался сотрудничать с Индией, вероятно, в надежде получения доступа к чувствительным ядерным технологиям. В 1970 г. было подписано Соглашение о ядерном сотрудничестве, предполагающее совместные индо-египетские исследования в производстве тяжелой воды, ядерного топлива и геологоразведочных работ. Однако, получив в 1974 г. предложение о двустороннем ядерном сотрудничестве от США, Египет охладел к совместным с Индией проектам. Вероятно, возможность получения свободного доступа к чувствительным, связанным с созданием ЯО технологиям при содействии Соединенных Штатов представлялась существенно более выгодной по сравнению с сотрудничеством в ядерной сфере с СССР, Китаем и Индией, ясно выразившим свою заинтересованность в гарантиях, обеспечивающих невозможность использования ядерного топлива в целях создания ЯО.

В 1975 г. Соединенные Штаты пообещали Египту содействовать в осуществлении программы, предусматривающей строительство 8 атомных станций (АЭС). Соглашение о гарантиях было подписано Соединенными Штатами, МАГАТЭ и Египтом. Однако в конце 1970-х США в одностороннем порядке пересмотрели эти договоренности и выдвинули новые условия, которые не были приняты египетским правительством. Эти условия включали ограничения на обеспечение полного топлива ядерного цикла, а также жесткий контроль над топливом, используемым ядерными реакторами, и обязывали Каир к соответствующей строгой отчетности. Крайнее недовольство Египта выдвинутыми требованиями было отмечено в отчете Джастина Фокса, официального представителя Австралии по вопросам ядерного нераспространения и экспортного контроля: «Имеют место серьезные возражения против невозможности переработки и использования поставляемого американцами ядерного материала без согласия самих Соединенных Штатов. Г-н Джастин Фокс столкнулся с такой позицией во время обсуждений проблем нераспространения с представителями развивающихся стран, таких как Египет… в Вене и Нью-Йорке… (Ограничения на переработку и использование ядерного топлива расцениваются как вмешательство в национальные энергетические программы)».[4] Вероятно, еще одним важным аспектом прекращения американо-египетского ядерного сотрудничества стало нежелание Египта ратифицировать ДНЯО.

В результате Каир принял решение ратифицировать Договор, чтобы иметь возможность развивать программу мирной ядерной энергетики. После этого в 1981 г. президент Египта Анвар Садат объявил о планах строительства двух АЭС на средиземноморском побережье с помощью нескольких стран Запада. Но впоследствии эти планы были отложены по ряду причин. Во-первых, в СМИ просочились сведения о планах Египта получить китайский ядерный реактор, мощность которого оценивалась от 300 до 600 МВт, что давало бы возможность производить оружейный уран для четырех ядерных боеголовок в месяц[5]. Во-вторых, обсуждалась возможность совместных ядерных исследований Египта с Сирией и Саудовской Аравией. Кроме того, программа была приостановлена из-за убийства египетского президента исламскими экстремистами.

Президент ХосниМубарак, возглавивший Египет после убийства Анвара Садата, продолжил политику своего предшественника. За последние два десятилетия Египет смог создать развитую ядерную инфраструктуру и начать промышленную разработку имеющихся у него месторождений урана.

В 1990 году Израиль заявил, что Египет проводит ядерные исследования, сотрудничая с Ираком, Пакистаном и Аргентиной. Позднее Аргентина подтвердила, что ведет переговоры о поставках Египту реактора, который отвечает всем международным стандартам в области безопасности. Контракт был заключен в 1992 г., и в 1998 г.Египет ввел в строй второй научно-исследовательский атомный реактор (после реконструкции реактор заработал вновь в июле 2005 г.). Министерство энергетики и электричества Египта сообщило, что 22-мегаваттный реактор аргентинского производства будет использоваться в научно-исследовательских целях в промышленности, сельском хозяйстве и медицине. Отмечалось, что одна из германских компаний также будет использовать реактор для полировки и огранки алмазов и драгоценных камней. В заявлении также подчеркивалось, что атомный реактор полностью отвечает международным стандартам безопасности, и Египет соблюдает все подписанные им международные соглашения с целью мирного использования атома.

Таким образом, в настоящее время Египет имеет два исследовательских реактора, находящихся под гарантиями МАГАТЭ. Действуют двусторонние соглашения с США, Германией, РФ, Индией, Китаем и Аргентиной в области использования атомной энергии в мирных целях, а также соглашения с Великобританией и Индией, предусматривающие помощь в обучении национальных кадров для научных исследований и работы на атомных предприятиях страны.

Скорее всего, у государства пока нет возможности производить оружейные ядерные материалы, хотя в 1998 г. было заявлено, что Каир создаст или приобретет ядерное оружие, если в нем возникнет политическая и военная необходимость.[6] В 2004–05 гг. открытые источники сообщали, что эксперты МАГАТЭ, проведя соответствующее расследование, сделали вывод о весьма вероятном осуществлении в Египте НИОКР, целью которых могло быть получение знаний, необходимых при реализации программы создания ЯО. Была опубликована информация, что Египет секретно сотрудничал с Ливией в этом вопросе. Каир отверг обвинения, однако инспекторы МАГАТЭ обнаружили множество нарушений, в том числе нашли запасы плутония на одном из египетских ядерных объектов. Ранее высокопоставленные представители Египта неоднократно заявляли, что наличие у Израиля ядерного оружия является достаточной причиной, чтобы арабские государства создали свои атомные бомбы. «Отец» пакистанской атомной бомбы ученый-ядерщик доктор Абдул Кадер Хан, уличенный в предоставлении военных технологий Ирану, Ливии и Северной Корее, поддерживал тесные контакты и с Египтом. Египет со своей стороны тоже имеет давние связи с КНДР — они совместно реализовывали программы строительства баллистических ракет. В 2002 г. Египет заключил соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере с Китаем, который помогает в разработке египетских урановых месторождений.

Египет имеет высокоразвитую программу ракетных вооружений, вторую на Ближнем Востоке после Израиля. Серьезная работа над ракетной программой началась в Египте в 1960-е гг. При содействии Западной Германии Египет разрабатывал три ракетные системы: «Аль-Зафар» (дальность 375 км), «Аль-Каир» (дальность 600 км) и «Аль-Рэйд» (дальность 1000 км). Данная программа была свернута по причине прекращения помощи со стороны ФРГ. В 1980-е гг. Египет совместно с Ираком и Аргентиной начал разработку твердотопливной ракеты малой дальности, известной в Аргентине как «Кондор-2», а в Ираке как «Бадр-2000» (египетское обозначение неизвестно). В 1989 г. Каир завершил сотрудничество с Багдадом, но, по сообщениям ряда источников, работа над ракетой продолжается.

По некоторым сообщениям, с помощью Северной Кореи модифицируются ракетные системы «Скад» (Scud-B и Scud-C) (дальность 450 км, полезная нагрузка 985 кг) с целью увеличения дальности их полета.[7] При содействии Франции Египет производит и разворачивает системы Sakr-80 для замены стареющих ракет «Фрог». По имеющимся данным, в 2001 г. Египет подписал соглашение с КНДР о покупке ракетной системы «Нодонг» с дальностью 1000 км. Хотя Египет не является участником международного режима за ракетными технологиями (РКРТ), а его ракетные технологии развиваются относительно быстро, он не рассматривается в качестве опасного распространителя этого вида вооружений на текущем этапе.

Несмотря на то, что некоторыми экспертами высказываются опасения относительно совместных исследований по созданию ЯО, проводящихся Египтом, Сирией и Саудовской Аравией, более вероятно, что Египет в настоящее время сосредоточен, скорее, на увеличении обычных вооружений, а также химических и, возможно, биологических средств, чем на развитии ядерного оружия.

Лишь незначительное число открытых источников содержит ограниченную информацию о наличии в Египте программы по созданию биологического оружия. 6 декабря 1928 г. Египет присоединился к Женевскому протоколу, а 10 апреля 1972 г. — к Конвенции о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия. По оценкам большинства экспертов, несмотря на сильную техническую базу в прикладной микробиологии, в настоящее время Египет не обладает необходимой инфраструктурой для разработки и создания биологического оружия. Более того, в открытых источниках отсутствуют подтвержденные данные о ведении организованной исследовательской деятельности в области биологического оружия. Тем не менее, Израиль высказывал предположения о проведении в Египте исследований с целью получения бактерий сибирской язвы и чумы, ботулинического токсина и вируса лихорадки Рифт-Валли для применения в военных целях. Правительство Египта решительно отвергает подобные обвинения.[8]

Открытые источники располагают также определенной информацией, касающейся программ Египта по производству химического оружия. Есть подозрения (они существовали и в прошлом), что Египет обладает химическим оружием.

Египет — одна из немногих стран, имеющих опыт применения химического оружия в ходе военных действий. Существуют веские доказательства того, что египетские вооруженные силы применяли бомбы и артиллерийские снаряды, наполненные фосгеном и горчичным газом, против войск роялистов и мирного населения в Северном Йемене во время гражданской войны в Йемене (1963-67 гг.).

Предполагают, что Египет унаследовал запасы фосгена и горчичного газа, оставленные британскими войсками после окончания оккупации страны в 1954 г. Вероятно также, что в 1960-е гг. и начале 1970-х гг. Советский Союз оказывал содействие Египту в разработке оборонительных, а, возможно и наступательных программ в области химоружия.[9] Имеются неподтвержденные подозрения, что с начала 1960-х гг. Египет увеличил свой потенциал химического оружия, включив в него производство психоактивных средств и веществ нервно-паралитического действия.[10] Начиная с 1980-х гг. содействие Египту в области оборонительных программ по химическому оружию оказывают Соединенные Штаты.

Египет, таким образом, обладает мощным потенциалом оборонительных программ по химическому оружию, и производит индивидуальное защитное снаряжение и дегазационное оборудование для внутренних нужд и на экспорт. Государство располагает достаточно развитой инфраструктурой, позволяющей начать производство химического оружия и ракетных систем его доставки в случае принятия правительством соответствующего решения.

По мнению американских ученых, Египет был задействован, по крайней мере, в двух случаях распространения химического оружия. В первом — бомбы и артиллерийские снаряды, начиненные боевыми химическими отравляющими веществами, были предоставлены Сирии перед началом арабско-израильской войны 1973 г. Во втором — через Египет осуществлялись поставки прекурсоров химических веществ для иракской программы по химическому оружию в 1980-е гг.[11]

Египет и в настоящее время поддерживает торговые отношения с Сирией и, возможно, поставляет ей некоторые химические вещества, способствуя, таким образом, развитию программы по химическому оружию Сирии.

Несмотря на предположения о существовании египетской наступательной программы по химическому оружию, страна продолжает импортировать материалы и оборудование, необходимые для своей химической промышленности. Египет остается одним из немногих государств, отказывающихся подписать Конвенцию о запрещении химического оружия. Он не подвергается военным или экономическим санкциям, однако попадает под ограничения, предусмотренные Конвенцией по отношению к странам, не присоединившимся к ней. При этом Каир публично отрицает разработку, приобретение и производство ОМУ, активно содействует созданию зоны, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, и является самым яростным критиком израильской ядерной программы, мотивируя свой отказ подписать Конвенцию о запрещении химического оружия неучастием Израиля в ДНЯО.

Учитывая широкое сотрудничество с США, чья ежегодная помощь Египту достигает 2 млрд. долларов, можно предполагать, что тесные связи и поддержка Соединенных Штатов являются сегодня сдерживающим фактором усилий Египта, направленных на обладание ядерными вооружениями. Однако значительно труднее в настоящее время прогнозировать, насколько длительным будет влияние этого фактора и не «перевесят» ли его другие, продиктованные стремлением обеспечить собственную безопасность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 558.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...