Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исцеление десяти прокаженных




Лк. 17, 11-19

 

Проповедуя за Иорданом, Господь однажды проходил по гра­нице, лежащей между Галилеей и Самарией. Здесь Его встретили десять прокаженных.

Проказа с древних времен считалась болезнью нечистой и за­разной. История медицины знает об этой болезни по древнейшим ее описаниям, сделанным за много столетий до Христа, а во время Христа она описана римским ученым Цельсом. Но в те времена, ра­зумеется, не была известна причина этой болезни. И только в 1881 году еврейским биологом Ганзеном был найден микроб проказы. Что же касается симптомов болезни, то описание их современными учеными вполне совпадает с тем, что было известно из древней ли­тературы. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начав­шись, болезнь продолжается 5-20 лет и ведет к смерти. Бывает и самоизлечение, но очень редко. По своим клиническим формам болезнь имеет свои разновидности и «стадии», или «фазы», но все­гда очень скоро вызывает глубокие поражения кожи всего тела, по­крывающегося сперва «папулами», а затем гнойными и кровоточа­щими язвами серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние ор­ганы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, вы­падают все волосы. Наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.

В развившейся стадии болезни вид больного бывает поистине ужасен: лицо аспидно-серого цвета, покрыто язвами и корками, изрыто рубцами, веки выворочены; рот, из которого все время те­чет слюна, перекошен, глаза слезятся; все тело издает отврати­тельный запах, нос разрушен.

В древние времена прокаженные не пользовались никакой помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обяза­ны были криками предупреждать о своем приближении. Вот как описывает положение этих страдальцев св. Григорий Богослов в Слове (14) о любви к бедным: «Перед вашими глазами порази­тельное и плачевное зрелище, которому едва ли кто поверит, кроме очевидцев: люди – живые мертвецы, у которых конечности боль­шей части телесных членов отгнили... Это несчастные останки жи­вых некогда людей... Их гонят из городов, гонят из домов, с площа­ди, с дороги, и – горькая участь! – их отгоняют и от самой воды. А что всего страннее, ¾ тех, которых, как нечистых, отгоняем от се­бя, заставляем опять возвращаться к нам, потому что не даем им ни жилища, ни пищи, ни врачевства для ран, ни одежды. Потому-то они и скитаются день и ночь обнищавшие, нагие, бесприютные... слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба, или ма­лейшую часть чего-нибудь вареного, или какое-нибудь разодран­ное рубище для прикрытия себя от стыда, или для облегчения боли от ран. Кто не сокрушится, внимая их стонам, сливающимся в од­ну жалобную песнь? Кто может переносить эти звуки?»

Десять таких несчастных людей, увидев Христа, издали ста­ли жалобно умолять Его, чтобы Он исцелил их от тяжелой болез­ни. Господь сжалился над бедными людьми и сказал им: «Пойди­те, покажитесь священникам». И этих простых слов было доста­точно, чтобы прокаженные послушно отправились к священни­кам для обследования. Свои слова Христос произнес как власть имеющий, поэтому прокаженные были уверены, что в Его повеле­нии кроется их спасение. Но как и когда они исцелятся? И вот по дороге они почувствовали, что страшная болезнь их совсем оста­вила. Их радости не было предела. Это значило: после мрака – свет; после нестерпимых болей – ощущение жизни в здоровом те­ле; после долгого одиночества – свободное общение с людьми; по­сле страданий – радость бытия.

Исцеленные поторопились к священнослужителям – земным врачам, забыв о своем Исцелителе. И только один из них, самаря­нин, видя совершившееся чудо, вернулся к Господу, припал к Его ногам и громким голосом прославил Бога. Девять же исцеленных евреев не нашли нужным поблагодарить своего Избавителя и по­шли своей дорогой.

Видя такую неблагодарность, Господь с грустью сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Затем, обраща­ясь к исцеленному самарянину, Христос сказал: «Встань, иди; ве­ра твоя спасла тебя».

Из десяти прокаженных только один услышал от Христа сло­во о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого теле­сного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще неизвестно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, ибо далеко не все­гда «в здоровом теле живет здоровый дух».

В церковной практике Евангелие «о десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.

Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии

Мф. 19, 1-12; Мк. 10, 1-12; Лк. 16, 18

 

Однажды к Христу подошли фарисеи с целью искусить Его. Они спросили у Него: «По всякой ли причине позволительно че­ловеку разводиться с женою своею?» Сами фарисеи считали этот вопрос очень трудным и, может быть, до конца не разрешимым. В то время существовали различные толкования Моисеева закона о разводе (Втор. 24, 1). Так как Моисей не перечислил конкретно причин, из-за которых можно разводиться мужу с женой, то «фа­рисейская праведность» воспользовалась этим случаем и в угоду своей плоти навыдумывала множество причин для развода. Раз­вод допускался в самых разнообразных случаях. Так, например, «если кто-либо увидит женщину красивее своей жены, то, по мне­нию некоторых книжников, он может отпустить свою жену и же­ниться на этой женщине». А раввинская школа знаменитого за­конника Гиллеля доходила в своем толковании до таких крайно­стей, что удивляла даже язычников. Раввины этой школы допус­кали, что если жена плохо приготовит обед своему мужу, пересо­лит его или пережарит, то он может развестись с ней, как если бы она была поражена какой-нибудь телесной проказой.

Разумеется, наряду с такими толкованиями Моисеева закона были и строгие взгляды на эту злободневную проблему.

Своим вопросом фарисеи хотели поставить Иисуса Христа в трудное положение, надеясь, что Он скажет что-либо противоре­чащее закону. Если бы Христос сказал, что позволительно мужу разводиться с женой по любой причине и жениться на других, то это было бы против здравого смысла. Если же Христос ответил бы, что нельзя разводиться с женой ни по какой причине, то сде­лался бы виновным в нарушении Моисеева закона, по которому были предусмотрены причины развода.

Но Господь смотрел на брак не как на простое и случайное со­жительство мужчины с женщиной, а как на неразрывный союз, установленный в начале самим Богом. Во время творческого ак­та Бог создал мужеский пол (пол – половина) и женский и затем повелел им соединиться для совместной жизни так, чтобы из этих половин составилось одно целое, одна плоть. Поэтому «оста­вит, ¾ говорит Адам, ¾ человек отца своего и мать свою и приле­пится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24).

Апостол Павел, раскрывая учение Иисуса Христа о браке, как сочетании мужчины и женщины в одно целое, писал Коринфянам: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4).

Такое единство плоти, основанное на предоставлении мужем своего тела в исключительное обладание жены, и женою своего те­ла в такое же обладание мужа, несомненно нарушается с появлени­ем третьего лица, завладевающего телом одного из них. При этом происходит раздвоение целого, распадение союза любви, установ­ленного самим Творцом. Этот акт называется прелюбодеянием. Он разрушает творческий замысел Бога о человеке. Поэтому Христос ответил Своим искусителям: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

На это фарисеи возразили Ему: «Как же Моисей заповедал да­вать разводное письмо и разводиться?»

Тогда Христос сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так...» Таким образом, Христос считал постановление Моисея о разводе чисто человеческим. Это было снисхождением к грубым нравам ветхозаветного человека, а потому Моисеев закон о разво­де носил временный характер. Заблуждение же фарисеев заклю­чалось в том, что они смотрели на этот временный закон как на вечный, равный заповедям Божиим.

Услышав такое строгое суждение о брачной жизни от своего Учителя, апостолы откровенно сказали Ему: «Если такова обя­занность человека к жене, то лучше не жениться». На это замеча­ние учеников Господь ответил: «Не все вмещают слово сие, но ко­му дано...»

Иисус Христос не принуждал ни к браку, ни к девственной жизни, но отдавал предпочтение девственности. Он как бы так от­вечает на мнение Своих учеников о безбрачии: «Вы говорите, что при таких строгих обязанностях к жене лучше не жениться. И Я говорю вам, что лучше человеку не жениться. Но так как многие не могут воздерживаться, то такие пусть женятся, и в этом нет ника­кого греха. А кто может воздерживаться и быть целомудренным, кто может остаться всю жизнь девственником, пусть остается».

Итак, перед человеком два пути: или честный брак, или цело­мудренное безбрачие. Оба пути трудны для исполнения. Если для многих тяжело честное исполнение обязанностей супружества, то нелегко и воздержание.

Говоря о безбрачии, Господь привел три примера девственно­сти, называя девственников скопцами. «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного».

Два первых вида девственности являются вынужденным со­стоянием человека. Это люди, которые или родились скопцами, или оскоплены людьми. Такие люди не заслуживают никакой по­хвалы за свое вынужденное целомудрие. Нельзя же хвалить слепо­го за то, что он не видит соблазнительных предметов, и глухого за то, что он не слышит соблазнительных речей. Точно так же и скоп­ца нельзя хвалить за то, что он не делает того, что не может делать. Человек обладает свободной волей, и поэтому несет наказание или получает награду только за свои произвольные поступки. Если в нем происходит борьба между плотью и духом, и он силой духа своего, и с Божьей помощью, побеждает греховные похоти плоти, то честь и слава ему. А если такая борьба даже невозможна, то не может быть и победы, не стоит он и похвалы.

Из трех видов девственников Господь ставит в пример тех лю­дей, которые, не имея никаких препятствий к брачной жизни, доб­ровольно отказались от нее ради беспрепятственного служения Богу.

Но в чем же состоит заслуга девственников? Почему безбра­чие лучше брака? И почему «не все вмещают слово сие, но кому дано»? На эти вопросы хорошо отвечает святитель Иоанн Злато­уст в своем слове о девстве.

«Девство, ¾ говорит святитель, ¾ потому хорошо, что отклоня­ет всякий повод к излишней заботе о житейских делах и доставля­ет полный досуг для дел богоугодных; девственник или девствен­ница отрешаются не только от уз брачных и сопряженных с ними забот, но и от всех наслаждений плотских, от всего, что отвлекает от мысли о Боге... Я знаю трудность этого состояния, ¾ продолжа­ет св. Златоуст, ¾ знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, не подчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным углям... и не обжечься, выступать против меча, и не быть ране­ным; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит неприготовленною и не будет противиться ее вле­чениям, то скоро погубит себя. Поэтому нам нужно иметь адаман­товый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше, ибо «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1)».

Итак, честный брак и целомудренное безбрачие – это два пу­ти, идя по которым можно достичь Царства Небесного. Но пре­имущество безбрачия в том, что оно дает человеку больше благо­приятных условий в достижении этой святой цели.

Благословение детей

Мф. 19, 13-15; Мк. 10, 13-16; Лк. 18, 15-17

 

Еще не закончил Христос беседы о браке и девственности, как сквозь окружающую Его толпу народа стали пробираться к Нему женщины с детьми, чтобы взять у Него благословение. В то время у иудейских матерей был обычай подводить детей к раввинам для благословения. К Иисусу же они подходили с особым благоговени­ем. Но ученики стали запрещать детям подходить к Христу, же­лая этим самым облегчить труд и без того утомленного Учителя.

Увидев это, Господь вознегодовал и, подозвав учеников, ска­зал им: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Душа ребенка была у Спасителя образом той чистоты, кото­рой должен достичь каждый, чтобы войти в Царство Божие. Гос­подь обнимал подходивших к Нему детей, возлагал на них Свои Божественные руки и говорил ученикам и народу: «Кто не при­мет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в Него. Если не об­ратитесь от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротос­ти, если не будете так же, как дети, чисты от этих пороков, то не войдете в Царство Небесное. Очиститесь от своего воображаемого величия, станьте такими же малыми, как эти дети, и вы увидите Царство Божие внутри себя, тогда станете истинными Моими ученииками. Но горе тому, кто не будет уподобляться чистой душе ребенка, а напротив, станет соблазнять и развращать невинное дитя, превращая его в порочного человека! Лучше было бы, если бы повесили такому «учителю» мельничный жернов на шею и по­топили его во глубине морской» (Мф. 18, 3-6).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...